Проблема формирования у детей познавательной самостоятельности
статья

Условия жизни в современном обществе, находящемся в постоянном развитии, требуют от каждого человека, стремящегося к успеху, готовности и способности адаптироваться к разноплановым изменяющимся ситуациям, умения корректировать поставленные цели, пути и средства их достижения. Среди факторов формирования у человека такой способности выделяется развитие у него познавательной самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования у детей познавательной самостоятельности

Яковлева А.А..,

педагог-психолог ГБДОУ № 159

 Адмиралтейского района СПб

Проблема формирования у детей познавательной самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Проблемой развития самостоятельности интересовался еще Ян Амос Коменский, который обратил внимание на то, что «природное начало в человеке обладает самостоятельной и самодвижущей силой».

Содержание понятия «познавательная самостоятельность» складывается из содержания ключевых понятий «познание» и «самостоятельность».

Первой составляющей исследуемого понятия является понятие «познание». Познание - обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность образовательного процесса.

Основы современного понимания проблемы самостоятельности заложены психологами Е. Я. Голантом, В. Е. Сыркиной, С. Л. Рубинштейном. Так, В. И. Смирнов определял самостоятельность как «независимость», как существенную особенность воли (В. И. Смирнов)

Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений (П. И. Пидкасистый)

Для определения сущности понятия «познавательная самостоятельность», необходимо рассмотреть основополагающее понятие - «самостоятельность». Сущность понятия «самостоятельность» в научной литературе трактуется по-разному: Накопление практического опыта действования и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольника стремление к самостоятельности. Самостоятельность развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и характеру проявлений.

Взрослые формируют у детей умение действовать самостоятельно, однако в практической деятельности те же взрослые часто ограничивают самостоятельность детей. Развитие у дошкольников возможности и необходимости самостоятельно действовать ставит перед воспитателем трудный вопрос о мере самостоятельности, допустимой и необходимой для правильного развития ребенка.

Многочисленные исследования позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением.

Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени (по А.А. Люблинской).

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатываются основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень — ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

На третьей ступени возможен уже далекий перенос. Основное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Нарастающая самостоятельность детей проявляется в различных формах инициативной активности детей, в постановке цели действия, выборе способа действия, подчинении тому или другому мотиву, а также иногда в непослушании, самоволии и упрямстве. Самостоятельное действование с доступными предметами и инициатива в общении с людьми выражают наиболее острую потребность детей дошкольного возраста в активности. Активность детей этого возраста имеет в основном познавательный характер и направленность на преобразование окружающего (посильное для дошкольников), открытие неизвестного (и самого себя), общение со взрослыми и детьми.

Под познавательной самостоятельностью детей дошкольного возраста понимают готовность ребенка при незначительной помощи взрослого или без нее инициативно осуществлять познавательную деятельность, предполагающую сознательную постановку, удержание и достижение познавательной цели, планируя и применяя различные способы действий, а также оценку полученного результата и собственных совершенных усилий (Ю.В. Лагутина).

В работах ученых предложены следующие пути формирования познавательной самостоятельности: формирование приемов познавательной деятельности (В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, Д.Б. Эльконин и др.); использование обобщенных знаний, составляющих основу деятельности (П.Я. Гальперин, В.А. Сластенин, Е.И. Смирнов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, В.Д. Шадриков, П.М. Эрдниев и др.).

Таким образом, под познавательной самостоятельностью можно подразумевать качество личности, которое формируется в деятельности, характеризуется достаточным уровнем развития эмоциональной, умственной и волевой сфер ребенка, что проявляется в готовности и умении приобретать новые знания без помощи взрослого, и включает следующие компоненты (Ю.В. Лагутина):

  1. Мотивационный компонент предусматривает отношение ребенка к процессу самостоятельного получения и применения знаний.
  2. Когнитивный компонент проявляется в знаниях (понятиях или образах восприятий и представлений).
  3. Волевой компонент включает самостоятельное построение внутреннего плана познавательных действий.
  4. Деятельностный компонент определяется разнообразием самостоятельных познавательных действий во внешнем плане.
  5. Оценочный компонент предполагает осознание полученного результата субъектом и самостоятельную корректировку своей познавательной деятельности.

Содержание понятия «познавательная самостоятельность» находится в состоянии постоянного обогащения, изменяется под влиянием различных внешних и внутренних факторов, создавая условия для проведения исследований, направленных на особенности развития познавательной самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Проблема формирования готовности детей к школе".

В данном методическом материале отражено понятие Й"готовность ребенка к школе", включающее в себя физиологическую, психологическую, личностную адаптацию.Родителям даны советы, чтобы исключить школьную...

Родительское собрание в старшей группе детского сада по проблеме формирования у детей социально-коммуникативных навыков «Я, ты, мы…»

Материал можно использовать для родительского собрания в группах старшего дошкольного возраста....

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс ...

Проект по проблеме «Формирование у детей элементарных математических представлений»

Общеизвестный факт, что основную часть знаний и умений человек приобретает впервые 5 лет своей жизни. Именно поэтому программа дошкольного образования насыщена, знания дети получают в системе и нар...

Инновационный педагогический опыт по проблеме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах через ознакомление с правилами дорожного движения"

•В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учиться важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду - это довольно большой комплекс...

Состояние проблемы формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении

По статистике, чаще всего причиной ДТП становятся сами дети. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося ав...

«Проблема формирования у детей основ правовой культуры в условиях семейного воспитания»

Консультация для родителей «Проблема формирования у детей  основ правовой культуры в условиях семейного воспитания»Родители являются первыми педагогами детей. Они обязаны заложит...