Родительское собрание в старшей группе детского сада по проблеме формирования у детей социально-коммуникативных навыков «Я, ты, мы…»
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Материал можно использовать для родительского собрания в группах старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 37.67 КБ |
ya_ty_my_-_prezentatsiya.pptx | 733.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе детского сада по проблеме формирования у детей социально-коммуникативных навыков «Я, ты, мы…»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга Кузнецова Татьяна Ивановна
ЦЕЛЬ: установление системы взаимодействия «воспитатель-родитель-ребёнок-сотрудничество».
ЗАДАЧИ: помочь родителям разобраться в системе взаимосвязей ребёнка и окружающего мира; содействовать обмену опытом семейного воспитания и традиций.
План проведения собрания.
- Вступительное слово заведующего ГБДОУ.
- Беседа воспитателя с родителями, обозначение проблемы (темы собрания).
- Игра с родителями «Нравится-не нравится».
- Демонстрация слайдов презентации с пояснительными комментариями воспитателя (педагогический всеобуч).
- Принятие решений собрания, чаепитие.
Предварительная работа.
- Оформить фотовыставку «В детском садике своём дружно, весело живём».
- Провести анкетирование родителей «О способах воспитания» (приложение № 1).
- Оформить презентацию родительского собрания в старшей группе «Я, ты, мы…» по проблеме формирования социальных навыков у детей.
- Подготовить атрибуты для игры «Нравится-не нравится».
- Подготовить памятку для родителей: «Задачи формирования нравственного поведения» (приложение №2).
ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Уважаемые родители!
Мы рады снова встретиться с вами в новом учебном году. За лето все ребята подросли, повзрослели, с удовольствием пришли снова в детский сад, чтобы встретиться с друзьями.
Сегодня мы поговорим о том, как мы можем вместе помочь детям освоить основные социальные нормы, необходимые каждому человеку. Давайте представим, что каждый из вас с кем-то познакомился и хочет рассказать о присущих ему нравственных качествах, исходя из которых вам будет приятно развивать дальнейшие отношения или вы от них откажетесь (на экране появляется тема собрания «Я, ты, мы…». Давайте мы с вами поиграем (проводится игра «Нравится – не нравится»). Передавая друг другу мягкую игрушку, назовём те качества, которые нам импонируют: доброта, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие. А теперь назовём противоположные по значению слова: злоба, лживость, жадность, зависть.
Конечно, всем нам захочется общаться с тем человеком, который умеет считаться с интересами других людей, при необходимости оказывать помощь.
Мир детства - это модель мира взрослых. Дети тоже выбирают себе друзей по известным им критериям, порой для нас не совсем понятным. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Давайте мы с вами попробуем разобраться, каким образом нужно строить отношения со своим ребёнком, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя в гармонии с окружающим миром (слайд № 2).
С самого рождения и в течение всей жизни человек в мире не одинок. Существует множество взаимозависимостей между отдельной личностью и тем (теми), что (кто) её окружает. Этическое воспитание ребёнка следует строить таким образом, чтобы развить положительное эмоциональное отношение как к самому себе, так и к своим близким, к сверстникам, взрослым людям, окружающим предметам, природе. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях — человечности — закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Я И МОЯ СЕМЬЯ (слайд № 3)
«Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе — семья».
О. Высотская.
По определению В. И. Даля. «Семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».
С давних пор о доме и о семье всегда говорили с любовью и уважением. Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Приоритет в воспитании ребёнка, бесспорно, принадлежит семье. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы — заканчиваете.
— В гостях хорошо, а… (дома лучше).
— Не красна изба углами, а красна …(пирогами).
— Каково на дому, таково и… (самому).
— Дети не в тягость, а… (в радость).
— Когда семья вместе, и… (сердце на месте).
— Всякой матери своё… (дитя мило).
— Нет для человека добрее… (отца с матерью).
А теперь домашнее задание для вас! Предложите детям объяснить смысл этих пословиц и поговорок.
Я И ПРИРОДА (слайд № 4)
Природа окружает ребёнка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывает логику мыслей, чёткость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой — это урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства.
Наблюдая такие яркие явления, как листопад, метель, гроза, дети хотят понять их, задают вопросы и впоследствии объясняют, почему птицы улетают на юг, почему поздней осенью замерзают лужи, почему тает снег и т. д. Это создаёт благоприятные условия для развития логического мышления.
В старшем дошкольном возрасте физиологические механизмы познания окружающего мира достигают довольно высокой ступени развития. Расширяются и обобщаются знания о характерных явлениях природы. Дети с интересом познают окружающий мир. Задача взрослого — помочь ребёнку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек — часть природы. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, часто оставляют неизгладимый след, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» — так писал В. А. Сухомлинский о роли природы в жизни ребёнка.
Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ (слайд № 5)
Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», — гласит Закон РФ «Об образовании» (п. 1 ст. 18).
К сожалению, в нашем обществе здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.
- Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
- Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.
- Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, в отдыхе и т. д. Одним из существенных компонентов режима является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливающий работоспособность. Таким образом, домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима дня в детском саду.
- Полноценное питание — включение в рацион продуктов богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов.
- У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, физических упражнений и спорта, правильного питания, сна, соблюдения гигиенических норм, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.
СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ (слайд №6)
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают своё отношение к другим детям. Но самое главное в этом возрасте — стремление завоевать уважение сверстников. Это даёт ребёнку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.
С детьми ребёнок ведёт себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощён, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен. Совместная с другими детьми игра - это условие формирования чуткости, взаимопомощи, гуманизма, справедливости, доброжелательных, дружеских взаимоотношений, сочувствия, сопереживания. Для детей дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими.
Ребёнок, не прошедший «школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписаными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, естественно, будет отторгаем ими.
Уже в дошкольном возрасте дети понимают, что друг — это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся. Дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохраниться на всю жизнь.
Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Очень часто он правильно оценивает поступки товарищей и ошибается в отношении себя. Помогите малышу в осознании своих нравственных качеств, постарайтесь не пропускать и оценивать каждое его действие и поступок.
Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.
Поговорите дома со своим ребёнком о дружбе, проанализируйте его ответы на следующие вопросы:
- Что такое дружба? 4) Зачем человеку друзья?
- У тебя много друзей? 5) Как подружиться с человеком?
- С кем ты дружишь? 6) Что такое настоящий друг?
МИР ПРЕДМЕТОВ (слайд № 7)
С самого раннего детства ребёнка окружают разнообразные предметы и вещи. Самые значимые предметы для детей — это, конечно, игрушки. Ещё будучи младенцем, ребёнок обращает внимание на яркую погремушку, прислушивается к её звуку. Первые игрушки у детей раннего возраста развивают хватательный рефлекс, вызывают положительный эмоциональный отклик. Подрастая, ребёнок начинает интересоваться более сложными игрушками (механическими, электронными и др.).
Задача взрослых — обеспечить максимальную безопасность детских игрушек как в отношении состава, так и функциональности. Необходимо объяснять детям правила использования игрушек: не брать в рот, не ломать, после игры убирать на место; развивать нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда. С этой целью полезно привлекать ребёнка к совместному со взрослыми изготовлению или ремонту сломанной вещи.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети легко могут узнавать, из чего сделан тот или иной предмет: из бумаги, дерева, ткани, глины, металла и т. д. Дети старшего дошкольного возраста уже вполне осознанно могут производить обследовательские действия, определять, из какого материала изготовлен предмет и понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и в связи с этим правильно ухаживать за ними.
Необходимо рассказать детям о том, что существуют предметы ОПАСНЫЕ и БЕЗОПАСНЫЕ. Дети очень любознательны и во всём стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (кольца, пуговицы, булавки). Нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути, вызывают угрозу жизни ребёнка. Опасность представляют и оставленные на виду таблетки и другие лекарственные препараты, так как ребёнок может ими отравиться.
Поэтому родителям следует:
- ПОСТОЯННО контролировать действия ребёнка и рассказывать, что и где опасно как в помещении, так и на улице;
- Хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические средства, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства;
- Закрывать окна и балконы;
- Запретить ребёнку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы.
ПОМНИТЕ: безопасность ребёнка в ваших руках!
МИР ВЗРОСЛЫХ (слайд № 8)
Пока ребёнок вырастет, пройдёт немало времени. Человек меняется на протяжении всей своей жизни: новорожденный нуждается в постоянной заботе взрослых, но младенец быстро растёт и так же быстро учится всё больше заботиться о себе сам, осваивать различные действия, отвечать за свои поступки. Необходимо знакомить детей со всеми стадиями развития человека: ребёнок подрастает, затем становится подростком и, наконец, — взрослым Подростки — это уже не дети, но ещё и не взрослые. Вырастая, они становятся мужчинами и женщинами. Теперь они могут начинать работать, создавать свою семью.
Зрелый возраст — самый длинный период жизни. Взрослые создают новую семью, у них появляются дети. Когда у детей, ставших взрослыми, в свою очередь появляются дети, родители становятся дедушкой и бабушкой. Этот процесс можно назвать сменой поколений.
Взрослые (родители и воспитатели) обязательно должны объяснять детям, что в разном возрасте к людям предъявляются разные требования. Каждый человек имеет как определённые права, так и обязанности, ответственность за свои поступки.
Успехов вам в воспитании детей!
Приложение 1
Анкета «О способах воспитания»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего от ношения к теме собрания.
- Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
- Да, часто.
- Нет, изредка.
- Никогда.
- Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
- Да, часто.
- Бывает, но в крайних ситуациях.
- Не знаю о таких случаях.
- Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
- Никак не реагирует.
- Старается исправить ситуацию.
- Агрессивно.
- Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?
- Да.
- Отчасти.
- Нет.
- Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
- Угрозы физического наказания.
- Беседы о плохом поведении.
- Обещание подарков за хорошее поведение.
- Какие методы из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?
- Физическое наказание.
- Воспитание на положительных примерах.
- Лишение развлечений и подарков.
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ:
- С первых дней жизни ребёнка необходимо воспитывать у него положительные привычки, способствующие нормальному росту и развитию и организующие его поведение.
- Формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
- Учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами.
- Воспитывать коллективистские навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства.
- Воспитывать культуру речи — умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить с чёткой дикцией, приветливо и без излишней жестикуляции.
- Воспитывать культуру деятельности — умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада, готовиться к предстоящей деятельности, чётко и последовательно выполнять её, уметь договариваться с детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам.
- Перекладывать ответственность за воспитание детей на педагогов, бабушек и дедушек.
Используемая литература:
- Мулько И. Ф. «Этика для детей 5 — 7 лет: методическое пособие». — М: ТЦ Сфера, 2009 г.
- Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
- Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду. Старшая группа». — М.: «ВАКО», 2013 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Я и моя семья
Я и природа
Я и моё здоровье Компоненты здорового образа жизни
Я и мои друзья Вместе весело шагать…
Мир предметов
Мир взрослых
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе детского сада "Здоровый образ жизни"
Представлен конспект проведения родительского собрания "Здоровый образ жизни". Целью данного собрания является обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в...
Родительское собрание в старшей группе детского сада по теме: "О здоровье всерьёз"
Собрание посвящено работе с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»
Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....
Родительское собрание в старшей группе детского сада на тему "Развитие творческих способностей детей"
Материал для освещения вопроса "Развитие творческих способностей детей"; анкеты для воспитателей, родителей; опросник для детей для подготовки к собранию....
Выступление на родительском собрании в старшей группе детского сада на тему "Особенности психического развития детей 5-6 лет"
Данная методическая разработка педназначена для педагогов-психологов детского сада....
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада»
ПОВЕСТКА ДНЯ:1.О выполнении решения предыдущего родительского собрания.Информация воспитателя Белой Е.А.2. Как прийти к полному взаимопониманию с детьми или помочь детям справиться со своими чувствами...
15.01.23 Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Цель:1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком...