«Проблема формирования у детей основ правовой культуры в условиях семейного воспитания»
консультация

Попова Екатерина Анатольевна

Консультация для родителей

 «Проблема формирования у детей  основ правовой культуры в условиях семейного воспитания»

Родители являются первыми педагогами детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона РФ «Об образовании»)

Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества.

Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество.

Права едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей  – доступно разъяснить права ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их содержания.

Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам правового поведения.

В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

  Социологические исследования показывают, что на  воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%,

СМИ - 30%,

ДОО - 10%,

улица -10%.

Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает все-таки  в семье.   Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности у Вас, дорогие  родители:

-отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;

-слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку.

-неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);

-чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. При крайней необходимости наказания,  нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрецы говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;

      -нетребовательность в отношении детей (попустительство).

       -перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, полиция…);

-отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);

-неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;

-ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).

Отчуждение родителей от детей начинается с самого раннего возраста. Детям не поют колыбельных песен, не рассказывают сказки, не читают книг. Ребенок уже с ясельного возраста становится потребителем навязчивой и агрессивной телерекламы. Часто остается один на один с телевизором или в манеже, подвергается наказаниям, смысл которых он понять не может: вчера бросил мягкую игрушку — и ничего, а сегодня нашлепали за то, что бросил фарфоровую чашку.

Семейное воспитание должно строиться на основе равноправия, а не на подчинении одних людей другим. Родители ребенка должны стремиться, чтобы основой формирования личности подрастающего ребенка стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека, деликатность, вежливость и дисциплинированность.

В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. А ведь именно в детских играх ребёнок получает  жизненный опыт, знакомится не только со своими правами ,но и с правами окружающих его людей, учиться уважать и ценить отношения людей друг к другу.

Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.

Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры. 

Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки.

Читайте, играйте, рисуйте, лепите вместе со своим ребёнком. Научите его понимать, «что такое хорошо, что такое плохо»

Играйте на тему «Своё-чужое», «Я в другой стране», «Как помочь?»

«Мои права и обязанности», «Кому можно помочь».

Не жалейте времени на своего ребёнка, ведь давно известно, что легче научить изначально правильно, чем переучить в дальнейшем. Знание и понимание прав ребенка   всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovaya_kultura.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Проблема формирования у детей  основ правовой культуры в условиях семейного воспитания»

Родители являются первыми педагогами детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона РФ «Об образовании»)

Воспитание растущего поколения в России сегодня происходит в условиях становления правового государства, изменений в различных сферах общественной жизни. Создание демократического законного государства связано с процессом формирования правовой культуры общества.

Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество.

Права едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей  – доступно разъяснить права ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их содержания.

Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам правового поведения.

В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

  Социологические исследования показывают, что на  воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%,

СМИ - 30%,

ДОО - 10%,

улица -10%.

Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает все-таки  в семье.   Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Существует обобщенный перечень основных ошибок в воспитательной деятельности у Вас, дорогие  родители:

-отсутствие у родителей (что встречается особенно часто) единых требований и четкой линии в методах воспитания;

-слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку.

-неоправданная идеализация ребенка (мой самый…);

-чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. При крайней необходимости наказания,  нужно учитывать реакцию детей: «ремнем по попе – наказание, а рукой по лицу – оскорбление, способное вызвать лишь цепную реакцию в виде озлобления». Мудрецы говорили: «Не злите ребенка: кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убить, будучи взрослым»;

      -нетребовательность в отношении детей (попустительство).

       -перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (детсад, школа, полиция…);

-отсутствие такта в отношении с ребенком (не надо оттачивать свое остроумие на ребенке, порочить его в собственных глазах, а тем более – в глазах окружающих);

-неумеренное удовлетворение материальных запросов детей;

-ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).

Отчуждение родителей от детей начинается с самого раннего возраста. Детям не поют колыбельных песен, не рассказывают сказки, не читают книг. Ребенок уже с ясельного возраста становится потребителем навязчивой и агрессивной телерекламы. Часто остается один на один с телевизором или в манеже, подвергается наказаниям, смысл которых он понять не может: вчера бросил мягкую игрушку — и ничего, а сегодня нашлепали за то, что бросил фарфоровую чашку.

Семейное воспитание должно строиться на основе равноправия, а не на подчинении одних людей другим. Родители ребенка должны стремиться, чтобы основой формирования личности подрастающего ребенка стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека, деликатность, вежливость и дисциплинированность.

В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. А ведь именно в детских играх ребёнок получает  жизненный опыт, знакомится не только со своими правами ,но и с правами окружающих его людей, учиться уважать и ценить отношения людей друг к другу.

Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать — в силу особенностей своего возраста и характера.

Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры. 

Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки.

Читайте, играйте, рисуйте, лепите вместе со своим ребёнком. Научите его понимать, «что такое хорошо, что такое плохо»

Играйте на тему «Своё-чужое», «Я в другой стране», «Как помочь?»

«Мои права и обязанности», «Кому можно помочь».

Не жалейте времени на своего ребёнка, ведь давно известно, что легче научить изначально правильно, чем переучить в дальнейшем. Знание и понимание прав ребенка   всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГБДОУ детский сад №134 Выборгского района Санкт- Петербурга Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях семейного воспитания как современная педагогическая проблема» Иванова Светлана Евгеньевна

ГБДОУ  детский сад №134 Выборгского района  Санкт- Петербурга     Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях  семейного воспитания как современная педаго...

Консультация для родителей. «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях семейного воспитания с помощью разных информационных источников»

Даны родителям рекомендации по использованию разных информационных источников (художественной литературы, музыкальных произведений, периодических изданий, интернет - ресурсов) по формированию основ зд...

Формирование конструктивных навыков в условиях семейного воспитания.

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкрет...

«Формирование основ ЗОЖ у дошкольников в условиях семейного воспитания через информационные источники»

«Формирование основ ЗОЖ у дошкольниковв условиях семейного воспитаниячерез  информационные источники»...

Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...