Экономическое воспитание старших дошкольников
проект (старшая группа)
Данный проект разработан для сформирования у дошкольников представлений об экономических и финансовых понятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennyy_proekt_ekonomicheskoe_obrahovanie_doshkolnikov.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №166 Цветик – семицветик»
города Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Экономическое воспитание
старших дошкольников»
Разработчик проекта:
Николаева В.П.
Чебоксары, 2019
Содержание проекта
1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность ( проблема проекта)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цели и задачи проекта
Участники проекта
Ресурсы
Механизм реализации проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
( перспективы дальнейшего развития проекта)
Список литературы
Актуальность
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:
- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.
Новизна материала.
Новизна исследования, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.
Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.
Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.
Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям дошкольников.
Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
Задачи проекта:
Задачи:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).
- познакомить детей с ведением хозяйства;
-познакомить детей с историей возникновения денег;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Сроки и этапы реализации проекта:
- Подготовительный - сентябрь- ноябрь 2019 год;
- Основной – ноябрь 2019 год – апрель 2020 год;
- Заключительный – май 2020.
Принципы проекта:
- Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.
- Принцип дифференциации- создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.
- Принцип интерактивности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
- Принцип индивидуализации- индивидуальный подход к каждому участнику проекта.
Целевые группы:
Дети 5 - 6 лет:
- наличие интереса к получению и использованию в повседневной жизни новых знаний;
- к познанию новых слов, терминов и активизации их в речи;
- желание совершенствовать знания через дидактические и сюжетно- ролевые игры.
Родители:
- повышение уровня знаний по теме проекта;
- формирование у детей устойчивых знаний;
- развитие коммуникативного ребенка.
Материально- техническое обеспечение:
- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Овощной магазин», «Банк», «Кафе»;
- музыкальный центр;
- литература по экономическому воспитанию дошкольников;
- сборники дидактических игр;
- настольно- печатные игры;
Программно- методическое обеспечение:
-перспективное планирование, конспекты дидактических игр;
-конспекты занятий;
- конспекты игр;
-демонстрационный материал для информационного уголка.
Перечень основных мероприятий:
1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы.
2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.
3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.
5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:
- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
5. Консультации, памятки для родителей.
6. Экскурсии в магазин, музей, почту.
6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
Механизм реализации проекта:
Этапы проекта. Сроки этапов проекта. Задачи этапов проекта.
I этап - подготовительный (сентябрь 2019- ноябрь 2019 г):
1. Составление поэтапного плана работы проекта;
2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
II этап - основной (ноябрь 2019 г. - апрель 2020 г.)
1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.
2. Провести мероприятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.
3. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту.
4. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе».
5. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.
6. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.
7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки».
8. Организовать экскурсии в магазин, музей, почту.
9. Систематизировать накопленный материал.
III этап – заключительный (май 2020)
1. Осуществить анализ работы по проекту.
2. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка»,
«Аукцион детских работ».
План реализации проекта
Месяц | Виды и содержание деятельности | Задачи |
Сентябрь | «Семейная экономика»
«Что такое экономика» «Семейная экономика»
| - Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве); - Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. - Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. - Обучать детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей. - Создать карту путешествий по городу Чебоксары. |
Октябрь | «Бюджет семьи»
| - Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) - Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. - Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие. |
Ноябрь | «Собираемся путешествовать»
| - Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека. - Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных) - Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения - Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности. |
Декабрь | «А что такое деньги?»
| - Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. - Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран. - Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков. - Прививать детей к правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. - Закрепить знания детей о деньгах разных стран. |
Январь | «Это что за магазин?»
| - Продолжать прививать детей к правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. - Продолжать обучать счетной деятельности; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. |
Февраль - апрель | «Кто же нам поможет?»
| - Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд. - Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. - Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение. - Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества. - Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость - Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий. |
| «Зоопарк нашей мечты»
| - Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них. - Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка. - Развивать речь, внимание. - Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм. - Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье. |
Октябрь - Май | «Площадь мастеров»
Работа с родителями.
| - Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей; развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью; закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.; дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. - Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда ( товары, услуги). - Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). - Развивать творческие способности. - Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду; - Убедить родителей в важности экономического воспитания; - Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями. - Побуждать к деловой активности. - Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы. - Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность. - Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей. - Приобщение дошкольников к истокам народной культуры. - Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам; - Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи; - Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности. |
Перспективный план по реализации проекта:
1. Анализ ресурсного обеспечения проекта, подбор методик: сентябрь-октябрь 2019г.
2. Приобретение дидактических, настольно- печатных игр; аудиокассет; сюжетно- ролевых игр «Кафе», «Банк», «Магазин: ноябрь 2019г. - январь 2020г.
3. Изготовление:
-дидактических игр;
- уголок для родителей;
-папки- передвижки для родителей - в течение всего срока.
Ожидаемые результаты:
- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
- видят красоту человеческого творения;
- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Перспектива
Проект «Экономическое воспитание старших дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Форма представления результатов проекта:
Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион детских работ».
Список литературы
1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ДЕТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК....
Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"
Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....
Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»
Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...
«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».
В данной статье рассматривается актуальность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игры- сюжетно- ролевой и дидактиче...
«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»
В программе обосновывается актуальность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработан перспективный план и картотеки по экономическому в...
Доклад"Экономическое воспитание старших дошкольников"
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориент...
Экономическое воспитание старших дошкольников. План работы на год.
Экономика прочно вошла в нашу жизнь, и дошкольники сами требуют экономических знаний. Детей интересуют серьёзные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Они часто задают вопросы, связанные с ...