Экономическое воспитание старших дошкольников
проект (старшая группа)

Николаева Валентина Павловна

Данный проект разработан для сформирования у дошкольников представлений об экономических и финансовых понятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №166 Цветик – семицветик»

города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Экономическое воспитание

 старших дошкольников»

                                                                Разработчик проекта:

                                                                Николаева В.П.

Чебоксары, 2019

Содержание проекта

1.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  ( проблема проекта)

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цели и задачи проекта

Участники проекта

Ресурсы

Механизм реализации проекта

План реализации проекта

Ожидаемые результаты

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

( перспективы дальнейшего развития проекта)

Список литературы

 

Актуальность

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Новизна материала.

Новизна исследования, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.

Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям дошкольников.

Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:   

 Задачи проекта:

 Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).

- познакомить детей с ведением хозяйства;

-познакомить детей с историей возникновения денег;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Сроки и этапы реализации проекта:

- Подготовительный - сентябрь- ноябрь 2019 год;

- Основной – ноябрь 2019 год – апрель 2020 год;

- Заключительный – май 2020.

Принципы проекта:

  • Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.
  • Принцип дифференциации- создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.
  • Принцип интерактивности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
  • Принцип индивидуализации- индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Целевые группы:

Дети 5 - 6 лет:

- наличие интереса к получению и использованию в повседневной жизни новых знаний;

- к познанию новых слов, терминов и активизации их в речи;

- желание совершенствовать знания через дидактические и сюжетно- ролевые игры.

Родители:

- повышение уровня знаний по теме проекта;

- формирование у детей устойчивых знаний;

- развитие коммуникативного ребенка.

Материально- техническое обеспечение:

- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Овощной магазин», «Банк», «Кафе»;

- музыкальный центр;

- литература по экономическому воспитанию дошкольников;

- сборники дидактических игр;

- настольно- печатные игры;

Программно- методическое обеспечение:

-перспективное планирование, конспекты дидактических игр;

-конспекты занятий;

- конспекты игр;

-демонстрационный материал для информационного уголка.

Перечень основных мероприятий:

1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы.

2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.

5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

5. Консультации, памятки для родителей.

6. Экскурсии в магазин, музей, почту.

6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Механизм реализации проекта:

Этапы проекта. Сроки этапов проекта. Задачи этапов проекта.

I этап - подготовительный (сентябрь 2019- ноябрь 2019 г):

1. Составление поэтапного плана работы проекта;

2. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап - основной (ноябрь 2019 г. - апрель 2020 г.)

1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести мероприятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

3. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту.

4. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе».

5. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.

6. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

7. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки».

8. Организовать экскурсии в магазин, музей, почту.

9. Систематизировать накопленный материал.

III этап – заключительный (май 2020)

1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка»,

«Аукцион детских работ».

План реализации проекта

Месяц

Виды и содержание деятельности

Задачи

 Сентябрь

«Семейная экономика»

  1. Игра - беседа на тему:

«Что такое экономика»

«Семейная экономика»

  1. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».
  2. Создание карты города на тему «Карта путешествий»
  3. Просмотр фотоальбома «Достопримечательности г. Чебоксары», «природа г. Чебоксары»
  4. Просмотр мультипрезентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Чебоксары»
  5. Аппликация на тему: Друзья Гнома Эконома

- Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве);

- Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.

- Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

- Обучать детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

- Создать карту путешествий по городу Чебоксары.

 Октябрь

«Бюджет семьи»

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница».
  2. Работа с родителями. Создание поделки на тему «Расходы семьи».
  3. Изготовление атрибутов для игр.
  4. Дидактическая игра «Какие бывают доходы»

- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

- Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

 Ноябрь

«Собираемся путешествовать»

  1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. Дидактическая игра «Наши потребности»

- Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека.

- Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных)

- Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

- Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения

- Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности.

 Декабрь

«А что такое деньги?»

  1. Образовательная деятельность на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»
  3. Экскурсия в отделение сберегательного банка города.
  4. Дидактическая игра «Путешествие денежки»
  5. Настольная игра «Коммерсант»
  6. Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

- Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.

- Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков.

- Прививать  детей к правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

- Закрепить знания детей о деньгах разных стран.

 Январь

«Это что за магазин?»

  1. Экскурсия в продуктовый магазин «Маленькие покупки»
  2. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»
  3. Проблемная ситуация «Удачная покупка»

- Продолжать прививать детей к правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.

- Продолжать обучать счетной деятельности; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

 Февраль - апрель

«Кто же нам поможет?»

  1. Экскурсия на кухню, в прачечную, в швейную комнату.
  2. Беседа с инспектором ДПС, с пожарным.
  3. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть»
  4. Работа с родителями. Изготовление альбома «Кем я хочу быть»
  5. Создание дерева «Профессии»
  6. Образовательная деятельность на тему «Труд пчеловода»

- Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд.

- Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний.

- Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение.

- Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества.

- Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость

- Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

 

«Зоопарк нашей мечты»

  1. Составление карты «Потребности животных»,
  2. Составление карты «Потребности растений»
  3. Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»
  4. Игра в лабиринт «Дом для зайчика»

- Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

- Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка.

- Развивать речь, внимание.

- Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм.

- Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье.

Октябрь - Май

«Площадь мастеров»

  • Утренник – развлечение «Осенняя ярмарка»
  • Игра – занятие «Мир рекламы»
  • Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.
  • Изготовление рекламной папки
  • «В мире рекламы» (рисование детьми)

Работа с родителями.

  • КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»
  • Изготовление товара – мороженого и его реклама
  • Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты)
  • Встреча с увлеченным человеком (Игнатьева З.И..-  )
  • Игра-занятие «Ярмарка»
  • Награждение детей дипломами
  • «Настоящий экономист»

- Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей;

развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью;

закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.;

дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены.

- Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда

( товары, услуги).

- Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

- Развивать творческие способности.

- Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду;

- Убедить родителей в важности экономического воспитания;

- Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

- Побуждать к деловой активности.

- Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы.

- Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность.

- Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

- Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

- Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам;

- Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи;

- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.

Перспективный план по реализации проекта:

1. Анализ ресурсного обеспечения проекта, подбор методик:  сентябрь-октябрь 2019г.

2. Приобретение дидактических, настольно- печатных игр; аудиокассет; сюжетно- ролевых игр «Кафе», «Банк», «Магазин: ноябрь 2019г. - январь 2020г.

3. Изготовление:

-дидактических игр;

- уголок для родителей;

-папки- передвижки для родителей - в течение всего срока.

Ожидаемые результаты:

- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Перспектива

Проект «Экономическое воспитание старших дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Форма представления результатов проекта:

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион детских работ».

Список литературы

1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.

4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"

Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».

В  данной  статье  рассматривается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста  средствами игры- сюжетно- ролевой  и дидактиче...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»

В программе обосновывается актуальность экономического  воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста, разработан перспективный  план и картотеки по экономическому в...

Доклад"Экономическое воспитание старших дошкольников"

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориент...

Экономическое воспитание старших дошкольников. План работы на год.

Экономика прочно вошла в нашу жизнь, и дошкольники сами требуют экономических знаний. Детей интересуют серьёзные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Они часто задают вопросы, связанные с ...