Вариативный блок.
методическая разработка (младшая группа)
ВАРИАТИВНЫЙ блок
ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «Дидактические игры и занимательная математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnyy_blok.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАТИВНЫЙ блок
ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Солнышко»
НА 2019 - 2020 УЧ.ГОД
ТЕМА: «Дидактические игры и занимательная математика»
Воспитатель: Селянина Н.Л.
Пояснительная записка :
“Математика…выполняет порядок, симметрию
и определенность. А это важнейшие виды прекрасного”
Аристотель
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
В программе , которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, не достаточно ярко представлен раздел по развитию логического мышления. Поэтому исходя из специфики детей нашего детского сада, характеризующихся тем, что это дети с речевыми нарушениями, а следовательно у них слабо развиты – произвольное внимание, мыслительные и психические процессы. В связи с этим мы стали использовать игровые занимательные пособия для детей.
Цель – способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной активности.
Задачи, реализуемые педагогом при использовании разработки:
Развития воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
Формирование символической функции сознания;
Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;
Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды:
- настольно-печатные игры;
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат (игры шашечного хода);
- головоломки;
-логические задачи;
-кубики, лабиринты;
-игры на составление целого из частей;
игры на передвижение.
Предметно-игровая среда призвана содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития математических представлений детей, так и решению задач их всестороннего развития, формирования личности и подготовки к учебной деятельности.
Формы и методы представления занимательного материала:
Совместная игра воспитателя с ребенком;
Самостоятельная деятельность детей;
Математические праздники и развлечения;
Занятия (в соответствии с учебным расписанием);
Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
Чтение математических сказок.
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Развлечения Математические (логические)
игры, задачи упражнения Дидактические игры
упражнения
Загадки, задачи-шутки, ребусы,
кроссворды, головоломки,
математические квадраты,
математические фокусы, “Танграм”, “Стомахион”,
“Пентамино”,“Гексатрион”,
“Пифагор”,“Кубики для всех” С блоками, кубиками на включение,
нахождение Шашки, шахматы,словесные, с наглядным материалом .
Исходя из классификации занимательного материала, можно выделить следующие необходимые средства реализации:
Игры шашечного хода*.
Шашки, шахматы.
Головоломки. Головоломки с палочками.
Разнообразные лото.
Рамки вкладыши.
Блоки Дьениша.
Палочки Кьюзенера.
Игры на классификацию.
Мозаики.
Строительные наборы.
Игры на составление узоров.
Лабиринты.
Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.
Игры для ориентировки на листе бумаги.
Игры на передвижение.
Игры В.Воскобовича.
Настольно-печатные игры.
Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.
Математические сказки.
- материал описывается в настоящей методической разработке.
- занимательный материал описан в прилагаемом списке литературы.
Принципы организации образовательного процесса
Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Принцип доминирования интересов.
Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Этапы формирования математических представлений:
1.Младший дошкольный возраст:
знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов;
обучение способов обследования предметов (наложение, приложение), подбору предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький);
способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;
учить реализовывать цели, которые ставит перед ребенком взрослый;
приобщение к математической сказке.
Перспективное планирование
2 младшая группа «Солнышко»
2019 -2020уч.год
Сентябрь
1) «Одень куклу по цвету» Закрепление основных цветов. Развивать умение сравнивать путем приложения. Возьми, одень, приложи, сравни, посмотри, передай; кукла, платье, бант, сапожки, туфельки, красный, синий, зеленый, желтый.
2) «Подбери предмет» Упражнять в умении находить предметы похожие на определенные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.
3) Круг, квадрат, треугольник; посмотри, найди, подбери.
4) «Раздели круги» Закрепить понятие один - много. Много, один, круг, раздели.
Октябрь
1) «Подбери матрешке платье» Развивать умение сравнивать предметы по размеру. Упорядочивание группы предметов по возрастанию и убыванию. Шарик, матрешка, большой, маленький, короткий, длинный, красный, синий, зеленый, желтый, сравни, приложи, посмотри.
2)«Веселый поезд» Ознакомление с плоскостными геометрическими фигурами – кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, поезд, вагон, окно, груз, найди, приложи, покажи, отправляется, едет.
3)«Кто в домике живет?» Закрепить понятие один – много. Развивать умение сравнивать. Дом, звери, окно, медведь, заяц, кошка, собака, лягушка, больше, меньше, жить.
4) Рамки-вкладыши «Подбери правильно». Упражнять детей соотносить плоскостные предметы разной формы (вкладышами) с прорезями на доске, подобрав их по размеру и форме.
Ноябрь
1)«Подбери по цвету» Учить классифицировать по цвету, развитие памяти, внимания, речи.
2) «Покажи не ошибись» Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
3) «Подбери предметы» Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте.
4)Квадрат Воскобовича Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур.
Декабрь
1)Логические блоки Дьенеша Ознакомление с геометрическими фигурами, формой предметов, размером, цветом.
2)«Найди различия» Учить раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, использовать соответствующие определения.
3) «Где игрушка?» Учить детей ориентироваться в пространстве: назад – вперед, на, под, над. Определение предмета по отношению к себе. На, под, над, впереди, сзади, внизу, вверху.
4) «Найди пару» Учить детей сравнивать. Находить из разнообразия предметов и геометрических фигур - одинаковые. Сравни, подбери, найди, одинаковые, похожие, разные, фигуры, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, овальный.
Январь
1)«Сложи квадрат» Знакомство с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. Квадрат, часть, цвет, целое, сложи, собери.
2)«Малыши карандаши» Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. Сравни, подбери, найди, один, много, мало, карандаш, малыш, красный, синий, желтый, зеленый.
Февраль
1)Волшебная дощечка»
Лабиринты Упражнять детей в определении расположения резинок, геометрических фигур. Развитие мелкой моторики. Резинка, фигурки, дощечка, гвоздик.
2) «Жил-был кружочек» Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти. Кружок, подбери, найди, большой, маленький, средний.
3)«Цветные колпачки» Закреплять знание основных цветов, величины. Колпачок, красный, синий, желтый, зеленый, большой, маленький, больше, меньше.
4)«Цвет и форма» Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм. Одинаковые, разные, подбери, сравни.
Март
1)«Составь картинку» Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать. Картинка, часть, целое, верх, низ, сравни, подбери.
2) «Геометрическое лото» Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины. Карточка, фигура, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, красный, синий, зеленый, желтый, посмотри, сравни, подходит.
3)«Волшебные круги» Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине.
Один, много, большой, маленький, сравни
4)«У кого какой предмет?»
Лабиринты Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета. В руках, на, под.
Дорожка, путь, вверх, вниз, покажи, найди, проведи, помоги, вставь, подбери.
Апрель
1)Логические блоки Дьенеша Ознакомление с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, цветом. Цвет, размер, форма, фигура, блоки, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, синий, красный, желтый, большой, маленький, толстый, тонкий, найди, подбери, сложи, построй, раздели.
2)«Матрешки» Упражнять в сравнении предметов по количеству, величине. Матрешки, большая, маленькая, поменьше, одна, много.
3)Кубики. Учить детей составлять картинку из предложенных частей, учить сравнивать, анализировать. Кубик, картинка, переверни, посмотри.
Май
1)«Дополни недостающие»
«Найди пару» Учить детей находить недостающую фигуру путем сравнения всех фигур. Упражнять в нахождении одинаковых фигур. Сравни, подбери, одинаковый, разный, дополни, найди пару, сравни.
2)«Количество и счет» Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. Счет, сравни, сколько, один, много.
3)«Найди различия»
«Сравни» Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. Дорожка, путь, вверх, вниз, покажи, найди, проведи, помоги, больше, меньше, широкий, узкий, высокий, низкий, самый маленький, самый большой, толстый, тонкий, выше, ниже, найди, сравни, вставь, подбери.
4) Лабиринты Развитие глазомера, внимания, мышления. Дорожка, путь, вверх, вниз, покажи, найди, проведи, помоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативный блок "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма....
Отчёт по вариативному блоку "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста" за проработанный 2019 2020 учебный год.
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития...
Отчет по вариативному блоку «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста» за 2018-2020 г
Отчет по вариативному блоку «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста» за 2018-2020 г...
Вариативный блок основной общеобразовательной программы в группе раннего возраста "Нетрадиционные методы рисования в младшей группе" 2020-22 уч. г.
краткий план работы на год...
отчёт по вариативному блоку рабочей программы
отчёт по вариативному блоку рабочей программы...
Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предме...
Консультация для педагогов "Вариативное использование логико-математических игр: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"
Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления,но и способствовали развитию логического мышления и пр...