Консультация для педагогов "Вариативное использование логико-математических игр: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"
консультация по математике

Распопова Татьяна Владимировна

Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления,

но и способствовали развитию логического мышления и пространственного восприятия, что очень важно для детей-дошкольников любого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igry.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы для развития мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, математической подготовки.

Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; обилием информации, получаемой ребенком; повышением внимания к компьютеризации; желанием сделать процесс обучения более интенсивным; стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Слайд 3

Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления:

Слайд 4

Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач. К ним можно отнести такие как:

  1. Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов (матрешки, пирамидки, вкладные мисочки)
  2. Анализ - выделение свойств объекта, выделение объекта из группы или выделение группы объектов по определенному признаку
  3. Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ)
  4. Сравнение - логический прием, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов)
  5. Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации

Слайд 5

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов по ФЭМП. В математике многие педагоги стремятся как можно раньше познакомить детей с математическими понятиями. Одним из значимых направлений стало доведение информации до ребёнка тактильными и наглядными средствами и активизация восприятия, особенно в раннем возрасте. И логико-математические игры представлены большим количеством различным методик и игровых технологий, охватывающих игры на:

  • Игры на плоскостное моделирование (головоломки): «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудо-соты», «Геоконт», «Чудо-крестики», «Математический планшет»
  • Игры на объемное моделирование (методика Никитиных): «Уголки», «Сложи узор», «Уникуб»  
  • Игры на трансформацию, трансфигурацию: «Квадрат Воскобовича», «Змейка», «Игровой квадрат», «Клубок», «Куб»
  • Игры на составление целого из частей: «Чудо-цветик», «Соты Кайе», «Прозрачный квадрат», «Шнур затейник»
  • Игры на освоение счета: «Счетные палочки Кюизенера»
  • Игры на выявление свойств: «Логические блоки Дьенеша

 Слайд 6

Наиболее эффективным пособием являются палочки Джорджа Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению и формированию количественных представлений и представляют собой комплект из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм.

В его состав входят: 25 белых; 20 розовых; 16 голубых, 12 красных; 10 желтых; 9 фиолетовых; 8 черных;7 бордовых; 5 синих; 4 оранжевых палочки.

Они могут быть длиной от 1 до 10 сантиметров. Их длина показывает значение чисел. Самый короткий счетный материал соответствует единице, палочка в 2 раза длиннее – двойке и так далее. Палитра близких оттенков объединяет палочки в классы или семейства.(слайд 6)

Эти палочки представляют следующие классы чисел:

  • Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью» и состоят из чисел, кратных 2;
  • Палочки  3, 6, 9 образуют  «синюю семью» и состоят из чисел, кратных 3;
  • Палочки   5 и 10 составляют «семейство желтых».
  • Палочка 1 - наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом – «семейство белых», это целое число, входит в состав любого числа,
  • Палочка 7 - отдельное «семейство черных»

Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Слайд 7

Несомненно, что палочки Кюизенера предназначены, в первую очередь, для подготовки детей к усвоению и формированию количественных представлений, обучению детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики.

Задачи методики:

  • обучение числам в процессе игры; развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, к примеру, в игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Также методика позволяет развить творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику и способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, зрительное восприятие, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. 

Слайд 8

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша взрослые помогают ему познакомиться с цветами и размерами палочек.

обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего «через руки» (то есть наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа.

Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т.д.). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.).

Цветные палочки Кюизенера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек.

Занятия по методике Джорджа Кюизенера значительно облегчают специальные пособия (альбомы) с яркими рисунками-схемами, предназначенные для разных возрастных категорий детей. Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий

Слайд 9

Палочки Кюизенера в младшем возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.

Чтобы сделать обучение детей от 2 до 3 лет математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:

•        альбом-игра «Вместе весело играть»;

•        альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких».

Примеры игр для самых младших (2-3 года) помимо пособий:

  1. «Разложи брусочки по цветам»
  2. «Выложи брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  3. «Выложи дорожку определенного цвета» (используя палочки разных цветов).
  4. «Найди такой же брусочек, как у меня» (по цвету, по величине).

Слайд 10

В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.

Игры и задания стоит давать, оговаривая результат, в этом случае важно давать свободу действий, не ограничивая малыша, но подталкивая думать неординарно, креативно и искать разные пути решения задачи.

Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:

•        комплект игр «На золотом крыльце»;

•        игровые развивающие ситуации из альбома «Веселые цветные числа»;

•        альбом-игру «Дом с колокольчиком».

Благодаря данным занятиям дети быстрее освоят разницу между предметами по высоте и ширине, положению в пространстве, запомнят цвет и цифровое обозначение палочек и смогут быстро их идентифицировать.

Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «Веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.

Примеры игр помимо пособий:

  1. «Сложи рисунок по готовой схеме» (полностью повторяя образец).
  2. «Сложи рисунок по схеме и добавь что-нибудь свое» (своеобразная мозаика, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность).
  3. «Построй из брусочков лесенку (двойную лесенку)»
  4. «Построй домик для большой (маленькой) куклы» (вертикально или горизонтально – на усмотрение ребенка)
  5. «Посчитай, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой»
  6. «Найди самую маленькую (самую большую) палочку».

Слайд 11

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Им уже достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

В подготовке детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) к школе лучше всего использовать методические пособия:

  • комплект игр «На золотом крыльце»;
  • комплект игр «Посудная лавка Кростики».

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.

Новыми станут упражнения, где необходимо выложить предмет по контуру, что позволит не только улучшить мелкую моторику, но и ознакомить детей с симметрией и азами работы на системе координат.

Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.

Слайд 12

Примеры различных игровых приемов.

Таким образом, данное дидактическое пособие позволяет ребенку в игровой форме освоить такие понятия, как:

Величина – развивать умение группировать, классифицировать, сравнивать палочки по длине, высоте и ширине. Дидактические игры: «Строим дорожки», «Поезд», «Строим заборчик», «Спрячь игрушку», «Построим мостик», «Дорожки для матрешек» и тому подобное.

Форма – закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах, упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек, закреплять умение узнавать и распознавать квадрат, треугольник, прямоугольник. Дидактические игры: «Построй домик для животных» (животные разного размера), «Выложи по образцу», «Веселые фигуры» и тому подобное.

Количество – упражнять в счете от одного до пяти, упражнение в прямом и обратном счете, ознакомление детей с числовым значением палочек, ознакомление с цифрами, упражнения детей в установлении отношений эквивалентности: число – число – цифра, подготовка детей к усвоению понятия «состав числа».

Ориентировка в пространстве — развитие умения ориентироваться в пространстве, закрепление понятий «над», «под», «справа», «слева», «рядом», тренировка в пространственных отношениях. Дидактические игры: «В гости к куклам», «Выложи по схеме», «Зоопарк» и тому подобное.

Цвет – ознакомление детей с эталоном и цветом, упражнения детей в умении группировать, классифицировать палочки по цвету, соотносить предметы по цвету. Дидактические игры: «Разложи по цвету», «Угадай-ка», «Волшебный мешочек», «Найди и покажи» и тому подобное.

Слайд 13

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, способствуют развитию математических преставлений.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Слайд 14

Главная цель: развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию

Задачи:

  • ознакомлении детей с эталонами форм
  • обучении действиям с эталонами
  • развитии восприятия, памяти, внимания, воображения
  • развитии способности к логическим операциям и т. д..

Логические блоки Дьенеша эффективны для:

        Ознакомления с геометрическими фигурами, формой, размером

        формирования логического мышления

        развития внимания. памяти, зрительного восприятия, воображения

        Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления

        Развитие творческих способностей

Слайд 15

Младший и средний возраст (2-4 лет)

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Предложите найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  • Попросите дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру форме, толщине.
  • Попросите определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Дидактические пособия:

  1. Игровой альбом "Вместе весело играть" специально разработан для занятий с детьми 2-3 лет.

В альбоме представлены развивающие игры и занятия с двумя дидактическими материалами — логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизенера, одновременное использование двух разных наборов создает небывалый простор для творчества. Поскольку альбом предназначен для занятий с малышами 2 лет, большое внимание уделяется развитию речи — занятия сопровождаются пальчиковой гимнастикой и речевыми упражнениями.

  1. Маленькие логики (игровой альбом)

Разработан для детей 2-3-х лет и представлен играми, способствующими развитию предпосылок логического мышления.

В процессе игр, представленных в альбоме, дети приобретают:

- представление о форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), цвете (красный, желтый, синий) и размере (большие и маленькие) фигур;

- расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый, синий, большой, маленький; выражений: "все красные (синие, желтые)", "все большие (маленькие)", "все квадратные (круглые, прямоугольные, треугольные)", "все круглые синие", "все треугольные красные", "такой же круглый и красный", "такой же прямоугольный и синий" и др.

- умения группировки по одному признаку: форме; понимание смысла выражения "такой же по форме";

- умения группировки одновременно по двум признакам: цвету и форме; понимание смысла выражения "такой же по цвету и форме";

- внимательность, сообразительность, положительный эмоциональный настрой на познавательную деятельность, предпосылки к развитию логического мышления;

- умения ориентировки в пространстве (на плоскости листа).

  1. «Блоки Дьенеша для самых маленьких (Игровой альбом для детей 2-3 лет).

В 2-3 года ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот тут-то логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом.

  1. «Блоки Дьенеша для самых маленьких-2 (Игровой альбом для детей 2-4 лет)

Главное в игре с малышами - превращать любое занятие в игровую ситуацию, пусть блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д. Также с детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов “такой же”, “не такой” по форме, цвету, размеру, толщине.

Слайд 16

Варианты логических игр с малышами без пособий:

1) Выборки (для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не весь набор, а его часть). Знакомство с признаками объектов.

 Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине):

  • красные/синие/желтые;
  • квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;
  • толстые/плоские;
  • большие/маленькие.

Выборки блоков по нескольким признакам. Вариантов таких выборок огромное количество, к примеру, выбрать все:

  • желтые квадраты и прямоугольники;
  • толстые и круглые фигуры;
  • маленькие и толстые треугольники;
  • синие и плоские фигуры.

2) Систематизации (это игра обратная выборке).

 Взрослый делает выборку и предлагает малышу определить признак, по которому сделана выборка. Для знакомства с подобными играми можно пробовать самые разные варианты выборок. Главное, чтобы ребенку бросался в глаза загаданный признак. Также на начальных этапах даем задания на определение одного признака, затем усложняем.

3) продолжи ряд

На развитие логического мышления:  цветовой ряд, ряд из форм и т.п.

4) свободное конструирование

Слайд 17

  1. Блоки Дьенеша для старших 1-Поиск затонув. клада

В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины. Среди них– 48 камней обладают необычными свойствами. Как обнаружить их среди других? Оказывается, свойства этих камней зашифрованы на шести листах с помощью знаков-символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней), и помогут в этом "Блоки Дьенеша".

  1. Блоки Дьенеша для старших 2-Праздник в стране Блоков

Своеобразие игр этого альбома – направленность на социально-нравственное развитие детей: умение работать в коллективе, соблюдать правила. Соревновательный характер игр помогает воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Игры из этого альбома можно использовать при проведении интеллектуальных конкурсов, семейных праздников, а также в самостоятельной деятельности детей и в совместной со взрослыми (на занятиях, в игре).

  1. Блоки Дьенеша для старших 3-Спасатели приходят на помощь

Игра альбома, как и все игры этой серии, развивает интеллектуальные способности у детей: логическое мышление, смекалку и сообразительность, внимание и память; помогает в освоении детьми шифровки и расшифровки информации, заданной в цифрах, буквах или знаках-символах.

Слайд 18

Примеры игры без пособий для старших дошкольников

  1. Сортируем блоки с использованием логических карточек

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением. Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

  1. Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных

  1. Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).

Вариант: Сортируем по отсутствию двух и более признаков

Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.

  1. Находим сходство и отличие

Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.

В другой раз предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины.

Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.

Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т.д.

  1. «Расселяем жильцов» в домике.

Для каждой комнаты задаем условие - расселить блоки Дьенеша в домике

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Сначала - учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

  1. Собираем дорожку / мостик по заданным условиям

Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать  только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.

Например, сначала вы показываете карточку с перечеркнутым кругом – ребенок выбирает и ставит на мостик любой некруглый блок, далее вы показываете синюю карточку и полного человечка– ребенок выбирает и ставит на мостик синий толстый элемент и т.д.

  1. Знакомство с понятием пересекающихся множеств

Выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обратите внимание малыша на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми.

  1. Строим дорожку по схеме

Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.

На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).


Мастер-класс

 «Игры (палочки Кюизенера) с детьми 2-5 лет

  • Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую (больше-меньше).
  • Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
  • Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.
  • Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.
  • Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.
  • Построй кроватку для толстой и тонкой мышек» (Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше. Вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка).
  • «Составь квадрат» (сначала ребенок совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат).
  • Раскладываем палочки по цвету, длине.
  • «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?»
  • «Положи столько же палочек, сколько и у меня». «Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая» (в дальнейшем алгоритм усложняется).
  • «Какая палочка исчезла» (Выложите несколько и предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока малыш не видит, спрячьте одну из палочек)
  • Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
  • Выложите перед ребёнком две палочки: «Какая палочка длиннее? Какая короче?» Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
  • Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
  • Задание найти любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
  • Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
  • Попросите показать вам красную палочку, синюю, жёлтую.
  • Покажи палочку, чтобы она была не жёлтой.
  • Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: «Какие они по длине? Какого они цвета?»
  • «Горизонтально и вертикально» (Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение. Затем следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал)

Игры (палочки Кюизенера) с детьми 5-7 лет

  • Постройте поезд из вагонов разной длины начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от жёлтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.
  • Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».
  • Назовите число, а ребёнку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 — белая, 2 — розовая и т. д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками или цифрами.
  • Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
  • Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
  • Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
  • С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т. п.
  • «Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».
  • «Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом».
  • «Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?»
  • «Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу».
  • Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире остальных, а какая самая узкая.
  • «Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке». (Получится квадрат).
  • «Положи синюю палочку между красной и жёлтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной»
  • «С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови какого она цвета» (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
  • С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?»
  • «С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?»
  • «У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет».
  • «Назови все палочки длиннее красной, короче синей», — и т. д.
  • «Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке».
  • Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая на самом верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
  • «Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки — им соответствует голубая», — и т. д.
  • «Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке».
  • Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)
  • У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
  • Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
  • Насколько голубая палочка длиннее розовой?
  • «Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной».
  • «Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон».
  • «Составь поезд из двух жёлтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек».
  • Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?
  •  «Состав восьмерки» (Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. 1) Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Вывод - в одной длинной палочке содержится восемь маленьких. 2) Далее предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций. Вывод - одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины (к примеру, восемь – это пять и три).

Игры (блоки Дьенеша):

  • Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  • Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  • Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  • Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  • Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  • Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  • Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
  • Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  • Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  • Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  • Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  • По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  • В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
  • Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  • Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  • В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  • Ребенку предлагается выложить блоки  Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  • Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
  • Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  • Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
  • Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства: цвет обозначается пятном; величина – силуэт домика (большой, маленький); форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
  • Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и  т.д. Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"

Консультация для воспитателей: "Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"...

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»

Развивать логическое мышление. Развивать представление о множе­стве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических пон...

Консультация для родителей «Использование в образовательной деятельности блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Консультация для родителей по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в образовательной деятельности...

Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предме...

Консультация "Использование в образовательной деятельности блоков Дьенеша и палочек Кюизенера"

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть н...