Вариативный блок "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
рабочая программа (подготовительная группа)
Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativka_podgotovitelnaya.doc | 888 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение «Сказка»
Вариативный блок
«Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Ляшкова А.Н,
п.Лиственичный
2018г
Пояснительная записка
Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. По статистике, в последние годы численность практически здоровых дошкольников резко падает.
Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний – следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня, малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого детства. Избежать всего этого, а также противостоять неблагоприятной социально-экономической и экологической ситуации в стране может достаточно высокий уровень образования, санитарной грамотности, физической и гигиенической культуры человека, его осознание ценностей здорового образа жизнедеятельности, практические навыки безопасного поведения в окружающем мире. Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни – важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательного -образовательного процесса, включая самих детей.
Цель: Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, рациональную двигательную активность, закаливание организма.
Задачи:
Сформировать у ребенка понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «закаливание», раскрыть смысл и значение здоровья как общечеловеческой ценности и основы развития человека, реализации его преобразующей роли в мире
Продолжать знакомить с правилами гигиены;
Воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Ознакомление детей со способами профилактики заболеваний и предотвращение травматизма.
Место реализации программы
В режиме дня: во всех режимных моментах, в утренние часы во время беседы, на прогулке, во время занятий физкультурой и утренней гимнастикой, во время самостоятельной деятельности и совместной деятельности детей и взрослых
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы исследует физически интеллектуальные и личностные качества после освоения дошкольниками курса программы дополнительного образования ребенка путем применения методов,
обеспечивающих получение необходимого объема информации, объективность и точность получаемых данных. Это наблюдение за ребенком, беседа, моделирование ситуаций, тренинговые тесты по разделам программы.
Сроки реализации – 2 года.
Этапы реализации
1. Организационный
- разработка критериев диагностики уровня с форсированности основ здорового образа жизни
- первичный мониторинг детей по вопросам основ здорового образа жизни
- определение методов ознакомления детей с основами здорового образа жизни
2. Формирующий
- формирование установки на здоровый образ жизни, как основное условие сохранение и укрепление здоровья;
-формирование бережного отношения к своему здоровью.
- формирование у детей элементарных правил безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми);
- формирование умения самостоятельно применять их в жизни.
3. Контрольный
- выявление динамики знаний в формировании комплекса знаний о здоровом образе жизни и безопасности жизнедеятельности у детей.
Планируемые результаты освоения ЗОЖ
- применять практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму;
- быть самостоятельными и замечать недочёты в своей внешности и внешности сверстников и быстро устранять их;
- узнавать новые факты о роли режима дня, полноценного сна и правильном питании для человека, а также о роли витаминов для человека;
- задавать интересующие их вопросы воспитателю;
- умеют обращаться с опасными для здоровья предметами;
- с удовольствием заниматься физкультурой и участвовать во всех мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья, предлагаемых взрослыми (воспитателями и родителями).
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями ведётся при помощи:
- Бесед;
- Анкетирования
- Консультаций;
- Подготовки к совместным мероприятиям с детьми;
- Папок – передвижек
- Памятки
- Информационных стендов;
- Родительских собраний, которые проводятся в форме обсуждений, мастер – классов
- развлечений
- Использования ИКТ технологий и мультимедиа;
Перспективный план
по формированию основ здорового образа жизни
у старших дошкольников 2019г
Месяц | Содержание работы | Дата |
Сентябрь Тема: «Я -ребёнок мой образ жизни» | Мониторинг детей Цель: Выявить уровень знаний и умений у детей о ЗОЖ ООД «Здравствуйте мои друзья» Цель: Создание условий для радостного общения детей после летнего отпуска Беседа «Я ребёнок мой образ жизни» Цель: Формировать представления детей о человеке, как живом существе. Экскурсия «В гости к медицинской сестре – антропометрия» Цель: Рассказать детям о том, какие изменения у них произошли в организме за полгода. Беседа «Здоровый образ жизни, что это такое?» Цель: Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровье ООД «Как я буду заботиться о своем здоровье" Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. Д. Игра «Подбери одежду по сезону». Цель: Продолжать учить детей правилам гигиены. ООД «Что такое болезнь?» Цель: Формировать представление о правилах ухода за больным, формировать умение характеризовать свое самочувствие Консультации для родителей. «Формирование у детей здорового образа жизни» | |
Октябрь Тема «Витамины мои друзья» | ООД «Путешествие в страну Витаминию!» Цель: Расширять представления о пользе овощей и фруктов Беседа «Что помогает мне быть здоровым» Цель: Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников» здоровья Презентация «Витамины и полезные продукты». Цель: Закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека. С.Р.Игра «Приготовление витаминного салата» Цель: Научить детей приготавливать витаминный салат Беседа «Физкультура это здорово». Цель: Подвести детей к пониманию значимости физкультуры для людей. ООД «Путешествие в страну здоровья» Цель: Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни, научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью Д.Игра Тема: «Узнай по описанию» Цель: Закрепить название овощей и фруктов. Д.Игра «Вершки и корешки». Цель: Обеспечить развитие детей классифицировать овощи по принципу съедобности корня и стебля; развивать внимание, память, формировать интерес к играм. Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма. Консультация для родителей «Здоровое питание – здоровый ребенок». | |
Ноябрь Тема «Личная гигиена | Презентация «Личная гигиена» ООД «Я и моя семья» Цель: Расширять представления о образе жизни человека, его значение для здоровья. ООД «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель: Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека ООД: «Гигиена кожи» Цель: Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки ООД «Прогулка для здоровья» Цель: Значение прогулки для здоровья. Одеваться по погоде. Выбор места для прогулки. Презентация «Моё тело» Цель: Познакомить детей с частями тела. ООД «Как возникают болезни» Цель: Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции. Презентация «Средства гигиены» Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности (мыло, полотенце, зубная паста). Формировать умение детей как нужно ухаживать за зубами и правильно питаться. Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки» Цель: Формировать умение детей делать выводы, мышление, вызвать радость от открытия полученных опытов. Консультации для родителей: «Личная гигиена ваших детей». | |
Декабрь: Тема: «Наше здоровье зимой» | ООД «Как природа помогает быть здоровым» Цель: Закреплять представления о значении для здоровья природных факторов окружающей среды. Беседа «Наше здоровье зимой» Цель: Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года. Д.Игра «Чем полезен снег для человека» Цель: Познакомить с оздоровительными свойствами снега Д.Игра «Назови зимние вид спорта» Цель: Способствовать развитию знаний зимних видов спорта. Закрепить знание названий одежды. Игра- экспериментирование Экспериментирование «Теплая или холодная вода» Цель: Формировать умение детей делать выводы, мышление, вызвать радость от открытия полученных опытов. Беседа «Нас лечат врач и медсестра» Цель: Расширять представления детей о профессии врача и медсестры. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит» Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни. Вызывать желание заботиться о своем здоровье с помощью художественного слова. Консультации для родителей: «Здоровый образ жизни в семье». | |
Январь Тема «Азбука здоровья» | Беседа «Запомните детки, таблетки не конфетки» Цель: дать детям общее представление о том, что лекарства не только лечат, но и несут в себе опасность. Чтение литературы А. Волков «Азбука здоровья». С.Р.Игра «Овощной магазин», Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Беседа «Лекарственные растения нашего края» Цель: Познакомить с лекарственными растениями своего края. ООД «Я и другие люди» Цель: Формировать у детей представления о сходстве и различиях детей. Презентация «Внутренние органы человека» Цель: Продолжать формировать у детей элементарные представления об организме человека. ООД «Физкультура и здоровье» Цель: Формировать у детей представления о значении для здоровья человека Беседа «Прогулка для здоровья» Цель: Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки Консультации для родителей: «Азбука здоровья» | |
Февраль «Мы все похожие, но разные» | Беседа «Сердце наш мотор» Цель: Познакомить детей с сердцем и его функции в организме человека ООД «Мы все похожие, но разные» Цель: Познакомить детей с частями тела: руки, ноги, голова, туловище игра «Больница». Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли. Презентация «Чтобы ушки слышали» Цель: Повышение интереса детей к здоровому образу жизни. Беседа «Роль зрения в жизни человека» Цель: Рассказать детям какую роль играют глаза в жизни человека. С.Р.Игра «Уход за зубами» Цель: Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки Беседа «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья» Цель: Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы Спортивное развлечение: «Мы спортивные ребята». Задачи: Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения; развивать силу, ловкость, выносливость; воспитывать чувство солидарности, взаимопомощи. Консультации для родителей: «Человек, части тела» | |
Март «Как вырасти здоровым» | ООД «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Беседа «Чистота – залог здоровья» Цель: Рассказать детям, как связаны здоровье и чистота Беседа «Как вырасти здоровым». Разучивание пальчиковой игры «Соки». Беседа «Как мы были в кабинете медсестры». Цель: Познакомить с предметами, необходимыми врачу и медсестре для работы. С.Р.Игра «Если кто-то заболел». Цель: закреплять знания о профессиях врача и медсестры; раскрыть значение скорой помощи. Закрепить название некоторых видов спорта. Д. Игра «Паровоз – здоровья». Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Презентация «Телевизор, компьютер и здоровье» Цель: Формировать представления детей о вредном взаимодействии на здоровье Рисование: «Скорая помощь». Опыт «Воздух вокруг нас» Консультации, для родителей: «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребёнка | |
Апрель «День здоровья» | ООД 7 апреля «День здоровья» Прогулка «Весенняя прогулка» Цель: Закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды, растений и животных на здоровье Презентация: «Врачи – наши помощники». Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым. Расширять и углублять знания о работе врачей Беседа «Осторожно микробы» Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно -гигиенических мероприятий Беседа «О роли лекарств и витаминов» Цель: Напомнить, что лекарства наши спасители и помощники, что обращаться с ними надо умело. ООД «Чтобы нам не болеть» Цель: Продолжать знакомить детей с трудом врачей. Рассказать о том, что врачей бояться не надо, даже если делают больные уколы – они заботятся о нас. Прививать уважение к труду врачей. Беседа «Зачем соблюдать режим дня?» Сюжетная игра Рассматривание и обсуждение плаката «Чистота – залог здоровья». Консультация для родителей «Организация закаливания детей в домашних условиях». | |
Май «Закаляйся если хочешь быть здоров» | ООД «Закаляйся - если хочешь быть здоров» ООД «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья» Цель: Сформировать представление о пользе закаливания в летний период. Беседа «Как стать сильными и здоровыми», Презентация «Лето красное – для здоровья время прекрасное". Цель: Сформировать представление о пользе закаливания в летний период. Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» Чтение художественной литературы: С. Михалков «Про мимозу». Развлечение «Я и моё настроение». «День мыльных пузырей». Тема: Презентация «Книга здоровья» Консультации для родителей: «Закаливание детей летом». |
Перспективный план работы по формированию основ
здорового образа жизни у дошкольников на 2020г
Месяц | Тема, содержание и формы работы с детьми |
Сентябрь | «Что такое здоровье?» Цель: Систематизировать знания детей о составляющих понятия «здоровье». Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье. Коллаж «Здоровье – это…» Цель: развитие творческого воображения. Занятие «Из чего я сделан» (клетка) Цель: Познакомить детей с клетками, их разнообразием и выполняемыми функциями. Рисование на тему: «Из чего сделан я?» Цель: Закрепить полученные знания; воспитывать любовь к своему организму. Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Это кто там печально идет». Цель: Закрепить с детьми новую информацию. «Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке». Цель: Учить детей совместно с взрослым составлять список упражнений, а затем выполнить их. Беседа «Одежда и здоровье». Цель: Объяснить ребенку, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. Беседа «Правила поведения в спортивном зале». Цель: Познакомить с правилами поведения в спортивном зале. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при использовании спортивного оборудования. Консультации, беседы, рекомендации для родителей: Консультация: «Формирование у детей здорового образа жизни». |
Октябрь | «Рыцарь в доспехах» Цель: Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию - скелет нашего организма. Познакомить детей с мышцами, с помощью которых движется скелет человека. Развивать мыслительную активность ребенка. Беседа «Как выразить сочувствие больному товарищу» Цель: Закреплять умение выражать сочувствие друг другу. «Резиновые двигатели» Беседа о мышцах и о том, как их укрепить выполнение комплекса упр-ний для всех групп мышц. Коллективная аппликация «Правила укрепления костей и мышц». Цель: Помочь детям правильно и красиво оформить плакат «Правила укрепления костей и мышц». Чтение художественной литературы: В.Катаев «Цветик-семицветик». Цель: Воспитывать чувство сострадания к несчастью ближнего, желание помочь, доставить радость. «Букварь здоровья» А. Б. Баль Цель: Рассказать о влиянии правильного питания на здоровье. Содействовать становлению форм естественного поведения – соблюдению правил личной гигиены в повседневной жизни. «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». Г. Горн Цель: Развивать эмоционально – волевую сферу и слуховое восприятие. Формировать привычку к здоровому образу жизни, учить детей заботиться о своём здоровье. «Зайчик - хвастун» П. Гребенюк. В. Шахненко Цель: Объяснить детям, что передние плохо сказывается на самочувствии, и может привести к болезням. Консультация для родителей «Здоровое питание – здоровый ребенок». |
Ноябрь | Беседа «Личная гигиена» Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. «Девочки и мальчики» Цель: Продолжать формировать представление о росте и развитии человека; объяснить индивидуальные особенности роста и развития девочек и мальчиков. Практическая работа «Измеряем рост и вес». Цель: Учить измерять рост и вес тела. Расскажи «Как устроено наше тело» Цель: Формировать у детей первоначальные представления о строении своего тела и функциях отдельных органов. Учить детей правильно называть части своего тела. Воспитывать бережное отношение к своему организму. Чтение художественной литературы Г.Х.Андерсен «Снежная королева». «Путешествие воздушных человечков» Цель: Дать детям представление о том, что дыхание - это одна из важнейших функций организма. Показать роль дыхания для жизни человека. Познакомить с дыхательным путем, с механизмом дыхания (вдоха-выдоха). Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: Познакомить детей с функциями и работой старшей мед.сестры в мед.блоке (изолятор, прививочный кабинет, кабинет мед сестры) Беседа «Кто в детском саду заботится о здоровье детей» Цель: Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда взрослых для общества. Закреплять полученные знания. Развивать память, мышление Сюжетно ролевая игра «Больница». Цель: Обогатить сюжет игры: оказывать помощь пострадавшим при несчастном случае. Учить выстраивать сюжет игры, распределять роли. Закреплять дружеские отношения между детьми. Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Мой замечательный нос». Цель: Поддерживать интерес к познанию своего организма. Консультация для родителей «Личная гигиена ваших детей». |
Декабрь | «Мои верные помощники» Цель: Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания. Продолжить формирование интереса к познанию своего тела. Гимнастика для глаз «Просыпайся глазок». Цель: Тренировать мышцы глаз, умение снимать напряжение. Массаж носа «Улитка» (по китайской методике) Цель: Познакомить детей с упражнением, которое повышает иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей. Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок». Цель: Укреплять мышцы языка, стимуляцию деятельности головного мозга, укрепление дыхательного аппарат «В гости к тетушке Зубной Щетке» Цель: Продолжить знакомство детей с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами. правила и последовательность чистки зубов. Правила выбора щётки, зубной пасты и порошка. Опыт перед зеркалом с использованием зубной нити. Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Ма Пари-Кари», С.Маршак «Робин – Бобин». Цель: Воспитывать в детях силу воли и чувство ответственности за других. Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье». |
Январь | «Право ребёнка на здоровье». Цель: Познакомить детей с важнейшими правами человека, государственными документами о правах человека. Формировать желание заботиться о собственном здоровье. Научить обращаться за помощью в случае необходимости. Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: Дать представление о плохих и хороших поступках. Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей. Составление рассказа из личного опыта. «Мои друзья» Цель: Воспитывать культуру общения и поведения. Учить детей понимать и выражать словами своё настроение. Рассказать, как настроение отражается на состоянии здоровья. Беседа «Кто и как заботится о твоём здоровье». Цель: Формировать представление об условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья, и людях, обеспечивающих хорошее здоровье и настроение (родители, врачи, воспитатели, повара, музыканты). Составление рассказов. «Моё любимое занятие». Цель: Закрепить понятие о видах отдыха людей, его необходимости. Беседа «Зачем человеку свободное время?» Цель: Расширить кругозор детей, закреплять знания об отдыхе и досуге. Консультация для родителей: «Витамины здоровья» |
Февраль | «Командир моего организма – мозг» Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить. Познакомить детей с его удивительным свойством – памятью. Рисование «Придумываю сны» (Чтение А. Барто «Придумываю сны»). Цель: Развивать воображение, память. «Чувства и помощники» Беседа об органах чувств - опыты на тактильные ощущения, обоняние, осязание - Игра «В гостях у Айболита». - Интервью «Как заботиться и беречь органы чувств? Чем отличаются чувства и ощущения?» «Живой панцирь» Цель: Дать детям представление о том, что кожа-это кожный покров тела человека, она постоянно обновляется, выполняет много функций. Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным. - исследование кожного покрова через лупу. - практические задания: как вынуть занозу, обработать рану, царапину. - первая помощь при ушибах. «В гостях у Мойдодыра» Беседа об уходе за телом, волосами. Чтение художественной литературы: А. и П. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр». Цель: Закрепить культурно-гигиенические навыки Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Цель: Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Практическое занятие «Не откроем волку дверь» Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. Рекомендации для родителей: «Человек, части тела» |
Март | Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Цель: Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Практическое занятие «Не откроем волку дверь» Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. «Школа Чистюльки» Беседа о пользе ухода за телом, чистоте и аккуратности в быту. Беседа по произведению К.Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е.Ильиной «Три хозяйки», Е.Благининой «Почему они серые?» Кукольный спектакль «Хрюша – не грязнуля» . Ситуативные картинки, куклы для театра. «Солнце, воздух и вода – нам полезны всегда» Беседа о пользе закаливания и занятий физкультурой, прогулок на свежем воздухе. Чтение произведения Н. Кончаловской «Дело в шляпе», К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». показ и объяснение приёмов закаливания, массажа, самомассажа. решение проблемных ситуаций. 4. «Вита –значит, жизнь» Довести до сведения детей, что витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Рассказать о влиянии витамина (А, В, С, Д, Е) на различные части тела. Викторина с использованием картинок. Консультация: «Движение и здоровье». Нескучные советы. |
Апрель | «Береги природу – помогай ей» Беседа о Красной книге, «Спросим мнение самого растения» - экологические рассказы. - решение проблемных ситуаций. Моделирование экологических цепочек. Домашнее задание: рисунок «Природа наш друг», Придумывание экологических сказок. «Лекарственные растения» Рассказ о лекарственных растениях, способах их сбора, обработки, хранения, использование практические действия: приготовление настойки, отвара, сбора, чая. способы заваривания плодов шиповника Составление гербария, каталога Выставка семейных фотографий. «Выбор места для безопасной игры. Ребёнок дома один». Цель: Формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учить детей выбирать безопасные игры и развлечения, повторить правила пользования электрическими приборами, газом, водой и опасными веществами. Учить соблюдать правила безопасности. «Телевизор, компьютер и здоровье» Цель: Формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье компьютера и телевизора. Познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером и телевизором. Познавательная беседа «Чтобы уши не болели». Цель: Дать понятие о том, как не допустить заболевание ушей при переохлаждении; познакомить с правилами гигиены органов слуха; закрепить знания о том, как нужно одеваться в зимний период. «Кто тебя окружает» Беседа о семье, об отношениях в ней - составление генеалогического дерева, - работа с ситуативными картинками Схема составления родственных связей, иллюстрации «Семья» из серии «Народы мира» Консультация «Безопасность ребёнка» |
Май | «Внимание, опасность!» Беседа о том, какие опасности могут подстерегать детей, как их избежать, к кому обратиться за помощью -работа с ситуативными картинками, художественной литературой. - задание: оказание первой помощи при перегреве, переохлаждении, - заучивание телефонных номеров экстренных служб «Быть здоровыми хотим» Игра «Что? Где? Когда?» Консультация: «Закаливание детей летом». |
Список использованной литературы
Донбасс – мой край родной. Воспитательно-образовательная программа для детей
дошкольного возраста. / ДРИДПО.- Донецк: 2015
Яковенко Л.В. Азбука безопасности дошкольника. – Харьков: Ранок, 2010.
3. Галяпа М., Бондар Л. Организация работы по безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2009.- №12
4. Левченко О. Валеология каждый день. Основы здоровья для детей 5-6 лет. Харьков: Ранок, 2011
5. Корнеева О. Система организации безопасности жизнедеятельности детей и гражданской защиты в ДОУ. // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. -2009.- №12
6. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.- М.:
Творческий центр
Анкета для родителей
"О здоровом образе жизни"
Уважаемые родители!
Каждый из вас хотел бы, чтобы ваш ребенок был здоровым. Для этого важно уделять особое внимание здоровому образу жизни. Для того, чтобы мы могли помогать вам в процессе укрепления здоровья и физического развития детей, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
- Укажите, пожалуйста, какую группу посещает ваш ребенок:
- младшую;
- среднюю;
- старшую;
- подготовительную.
- Как вы считаете, что влияет на здоровье ребенка?
- Источники ваших знаний о культуре здоровья?
- Источники ваших знаний о культуре здоровья?
- Соблюдаете ли вы здоровый образ жизни в семье?
- Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка?
- На что, на ваш взгляд, должны обращать внимание семья и ДОУ, заботясь о здоровье дошкольника?
- Назовите наиболее приемлемые закаливающие процедуры для вашего ребенка.
- Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома?
- Нужна ли вам помощь детского сада?
- Какое направление развития для вашего ребенка вы предпочли бы в качестве приоритетного (углубленного) (Проставьте цифры в клетках от 1 до 4: цифра 1 –самое важное направление,…, цифра 4 – наименее важное направление):
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое;
- социально-личностное;
- познавательно-речевое.
Спасибо за сотрудничество!
Анализ
результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни»
Анкетирование проводилось с 12 по 17сентября 2018 г.
Родители проявили высокую активность и заинтересованность: было возвращено 85% заполненных анкет.
Выводы: по ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ здоровый образ жизни в комплексе. 20% указали на необходимость закаливания. Однако, в качестве закаливающих процедур упоминали в основном прогулки на свежем воздухе и водные процедуры, что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках закаливания.
90% признают важность и приоритетную значимость физического развития в ДОУ и дома.
90% отметили, что нуждаются в помощи детского сада в процессе укрепления и сохранения здоровья детей.
Анкета для родителей
«Формируем навыки безопасного поведения дома»
1. Оснащены ли электоризеетки в вашем доме заглушками?
2. Разрешаете ли вы своему ребенку:
а) самостоятельно включать и выключать электроприборы;
б) смотреть телепередачи одному?
3. Пользуется ли ваш ребенок лифтом самостоятельно?
4. Где хранятся в вашем доме опасные для детей предметы:
а) лекарства, витамины, термометр;
б) спички, зажигалки;
в) острые предметы, швейные принадлежности, инструменты?
5. Какие игры предпочитает ваш ребенок?
6. Когда ваш ребенок вынужден погулять на улице один, какие меры безопасности вы предпринимаете?
а) напоминаете ребенку правила поведения на улице;
б) часто выглядываете в окно;
в) поручаете присмотреть тем взрослым, которые находятся в это время рядом с ребенком;
г) просите присмотреть старших детей;
д) доверяете своему ребенку и уверены, что он найдет выход из любой ситуации;
е) другой вариант.
7. Какую информацию о себе и родителях обязательно должен знать ребенок:
а) фамилия, имя, домашний адрес, телефон;
б) место работы родителей и все вышесказанное;
в) не обязательно должен знать такую информацию.
8. Какие средства вы используете для ознакомления ребенка с правилами безопасности:
а) игра;
б) беседа;
в) сказка;
г) рисование;
д) телевизионные передачи;
е) другой вариант.
9. Из каких источников вы получаете информацию для бесед с ребенком о правилах безопасного поведения:
а) телевизионные передачи;
б) интернет;
в) воспитатели;
г) родственники и друзья;
д) другой вариант.
10. Какие консультации по теме безопасности вы хотели бы получить в ДОУ?
Диагностика отношения ребенка к здоровью
и здоровому образу жизни
Цель - изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни. Для достижения обозначенной цели используется методика «Неоконченные предложения». Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
- Здоровый человек - это...
- Мое здоровье...
- Иногда я болею, потому что...
- Когда я болею, мне помогают...
- Когда у человека что-то болит, то он...
- Я хочу, чтобы я всегда был здоровым, потому что...
- Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...
- Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...
- Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...
- Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...
- Когда мои друзья болеют, то я...
- Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...
Между предложениями можно сделать паузу, если ребенок устанет или начнет отвлекаться. Результаты этого своеобразного опроса оформляются в таблицу, согласно критериям: осознание ценности здоровья проявляется у ребенка четко - 3 балла, не проявляется - 1 балл, проявляется избирательно - 2 балла.
«Здоровый человек»
Цель - изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.
Вопросы для собеседования:
- Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
- Как, по-твоему, быть здоровым - это хорошо или плохо? Почему?
- А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь.
- Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
- Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?
- Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с таким ребенком?
- Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?
- Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?
- Делаете ли вы дома утреннюю зарядку? Обливаетесь ли вы водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?
«Человеческий организм»
Цель - определить уровень знаний детей о человеческом организме.
Вопросы для собеседования:
1.Скажи, пожалуйста, знаешь ли ты, из чего состоит твое тело? (Задание: из элементов дидактической игры «Собери человека» собрать фигуру человека. По ходу игры можно задавать ребенку вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», «Как называется эта часть человеческого тела?», «Для чего она нужна человеку?» и др.).
1.Что произойдет, если сердце человека перестанет работать?
2.Для чего человеку нужна пища?
3.А как ты думаешь, все ли люди устроены одинаково или каждый по-разному?
Уровни знаний детей
Высокий. Ребенок владеет элементарными знаниями о строении человеческого организма, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы. Практически по всем направлениям дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы.
Средний. Ребенок отчасти владеет знаниями, какие-то темы позволяют ему быть более активным в общении с воспитателем, он относительно уверенно отвечает на вопросы по теме беседы (но на все и иногда допускает ошибки).
Низкий. Ребенок слабо владеет вале логическими знаниями, какие-то разделы позволяют ему быть активным в общении с воспитателем, но чаще всего активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большую часть вопросов ребенок дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем.
Система закаливающих мероприятий
№ | Мероприятие | Периодичность | Ответственные |
1. | Утренний прием детей на свежем воздухе, подвижные игры | Ежедн. | Воспит. |
2. | Утренняя гимнастика в облегченной одежде. | Ежедн. | |
3. | Оздоровительный бег. | 2 р в нед. | |
4. | Рациональный гигиенический режим, четкий распорядок дня, насыщенный физзанятиями, играми на свежем воздухе, закаливанием. | Ежедн. | Воспит. |
5. | Физминутки во время специального организованного обучения детей (дыхательные упражнения, упражнения пальцев рук). | Ежедн. | Воспит. |
6. | Самостоятельная двигательная активность, под руководством воспитателей в зале и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. | Ежедн. | Воспит. |
7. | Прогулка: одежда по сезону и температуре воздуха. | Ежедн. | Воспит. |
8. | Игры большой подвижности, спортивные игры и упражнения (если нет занятий). | Ежедн. | Воспит, |
9. | Игры с водой, песком, снегом и т.д. | Ежедн. | Воспит. |
10 | Воздушные ванны перед сном. | Ежедн. | Воспит. |
11 | Ходьба по ребристой дорожке | Ежедн. | Воспит. |
12 | Местные водные процедуры | Ежедн. | Воспит. |
13 | Полоскание рта после еды водой комнатной температуры | Ежедн. | Воспит. |
14 | Рациональное питание | Ежедн. | Виспит |
15 | Гимнастика после дневного сна, воздушные ванны. | Воспит. | |
16 | Босохождение по рефлексогенной дорожке. | Ежедн. | Воспит. |
17 | Психотерапия (оздоровление души) | Ежедн. | Воспит. |
18 | Контрастное закаливание. | Ежедн. | Воспит. |
19 | Длительные пешеходные прогулки. | Ежедн. | Воспит. |
20 | Неделя здоровья (каникулы). | По плану | Воспит. |
21 | Физкультурно - оздоровительная работа. | По плану | Воспит. |
22 | Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, содействие полноценному физразвитию, обеспечение каждому ребенку физического и психического комфорта. | Ежедн. | Воспит. |
23 | Работа с семьями воспитанников: консультации по организации оздоровительной работы дома. | По плану | Воспит. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Данная разработка может использоваться в практической деятельности педагогов ДОУ при реализации образовательной области «физическое развитие»...
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни младший дошкольный возраст (3-5 лет)
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни дет...
Отчёт по вариативному блоку "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста" за проработанный 2019 2020 учебный год.
Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития...
Сообщение из опыта работы по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни"...
План по самообразованию «Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» 2021-2022гг
laquo;Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» была представлена вниманию молодых педагогов на Школе молодого педагог...
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста и их родителей...