ПРОЕКТ « Животный и растительный мир города Уфы»
проект
Знакомство с разнообразием животного и растительного мира, их связью со средой обитания и произрастания. Расширить кругозор, фантазию и возможности выражения темы в разных видах деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivotnyy_i_rastitelnyy_mir_ufy.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
Детский сад № 253»
Городского округа города Уфы
Республики Башкортостан
ПРОЕКТ
« Животный и растительный мир города Уфы»
Воспитатели:
Набиуллина Е.Н.
Адельбаева С.Г.
Участники проекта: Дети дошкольного возраста.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.
Цель проекта: Знакомство с разнообразием животного и растительного мира, их связью со средой обитания и произрастания. Расширить кругозор, фантазию и возможности выражения темы в разных видах деятельно
Задачи: Развивать поисковую деятельность детей: Расширять и систематизировать знания детей о животных Уфы; Развивать связную речь, обогащать словарь детей; Развивать образное и вариативное мышления, фантазию, воображения, творческие способности
Объект исследования: Животные и растения Уфы
Предмет исследования: Повышение уровня познавательных способностей у детей
Задачи проекта:
1. Обогатить представление об обитателях мира фауны.
2. Развивать творчество в процессе изображения объектов растительного и животного мира.
3. Учить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей.
4. Развивать целенаправленность зрительного видения, умения сравнивать и сопоставлять образы и средства выразительности (цвет, поза, жест, линия).
5. Развивать способность детей подражать голосам повадкам и манере движения обитателей животного мира.
6. Учить различать изобразительность музыки, создающей образ.
7. Развивать навыки инценирования.
8. Учить выражать свои впечатления от музыки в движениях, рисунках и рассказах.
9. Способствовать высказыванию своих суждений, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения.
10. Развивать эстетические чувства цвета композиции.
11. Совершенствовать мелкую моторику.
12. Способствовать формированию экологически грамотного безопасного для природы и здоровья человека поведения
14. - Рассматривание картин и иллюстраций. Беседы о животных, птицах и насекомых.
15. - Чтение рассказов о природе (Е. Чарушина, М. Пришвина, В Бианки).
16. - Прослушивание музыкальных произведений «Аквариум», «Карнавал животных» (К. Сен-Санс),
17. «Лягушки» (В. Ребиков) «Белка» (Н. Римский-Корсаков), этюды «Лягушка и аисты» (В. Витлин), «Медведи пляшут» (М. Красев) и обсуждение этих произведений.
18. - Инсценирование песен «На мосточке» (А. Филиппике), «Почему медведь зимой спит»
19. - Дидактические игры: «Кто прыгает, ползает, летает»,
20. «Рыба, птица, зверь». Стихи. Сформировать интерес к изучению мира природы.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
- Определение уровня знаний детей по теме проекта.
- Подбор и изучение литературы по теме проекта.
- Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
- Подбор опытов и экспериментов.
- Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
- Модель трех вопросов Что знаем? Животные и растения Уфы. Что хотим узнать? Разнообразие флоры и фауны Где мы можем узнать? Книги, интернет, телевидение
II этап .Основной
- Цикл познавательных занятий.
- Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей
- Выполнение проекта Социализация. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Цветочный магазин». Проблемные ситуации: «Как помочь животным и растениям», «Как себя вести в лесу»
- Познание. Беседы по теме: «Мир дикой природы», «Лечебные растения». Рассматривание книг и журналов. Чтение энциклопедической литературы о животных и растениях Уфы. Разучивание стихов; Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Кто, чем питается?»
- Развитие связной речи, коммуникация. Составление рассказов и создание книги «Животные и растения Уфы»; Физ. минутки о животных. Беседы детей между собой.
- Работа с родителями. Обогащать родительский опыт новыми развивающими играми. Оформить папку передвижку на тему: «Животные и растения Уфы». Участие в выставке рисунков. Совместное создание папок «Животные и растения Уфы».
III этап. Заключительный.
- Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
- Выставка детского творчества.
- Участие родителей в выставке «Цветочные фантазии».
- Оформление альбомов
- Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о животных».
Рябина
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)
Рябину можно встретить в лесу, на опушках, и есть она даже в нашем парке. Ведь мы не раз ходили к ней в гости. Она имеет полезные лекарственные свойства, поэтому каждая пора года дарит ей красивый наряд.
Уже рано осенью тяжелые гроздья круглых оранжево - красных ягод привлекают к себе птиц. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки. Теневыносливое, морозостойкое растение. Плоды рябины округлой формы, красные, горькие. И только подмороженные они вполне съедобны и даже вкусные. Но зимой в отличие от некоторых деревьев у рябины много работы. Ей нужно накормить всех голодных птиц. Зимой трудно птицам достать пищу. И здесь пригодятся ягодки рябины. На пир слетаются синицы, дрозды, снегири и другие зимующие птицы. Поэтому рябину называют птичьим деревом. В лесу поедают плоды не только птицы, но и звери: белки, кабаны, куницы.
Сосна
Сосна – вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий.
Сосна любит разместиться на сухих, песчаных пригорках, деревья могут стоять как небольшими группами, так и поодиночке. Приживается сосна и на открытых заболоченных местах — могучая корневая система позволяет ей сделать это. Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу.
Сосна — древнейший лекарь. Ее целебная хвоя входила в лечебные составы ещё пять тысяч лет тому назад. Узнали об этом специалисты, разобрав надписи на глиняных табличках, раскопанных на месте старинных городов.
В Древнем Египте смола сосны была непременным компонентом лечебных составов. Утверждается, что эти смеси до настоящего времени (спустя три тысячи лет!) не утратили своих целебных качеств.
В русской речи есть такое выражение: «Заблудиться в трёх соснах». Это значит не суметь найти выхода из достаточно лёгкой ситуации.
Вот однокрылая сосна…
Прижатая к сосне-соседке,
Сухие, немощные ветки
Давно утратила она.
Зато единственным крылом
Она в метели и морозы
Прикрыла голый ствол березы.
И так стоят они втроем…
С.Маршак «Вот однокрылая сосна»
Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый,
Значит, закаленный.
Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы
Дуб – деревьев всех король,
У него большая роль.
(И. Горюнова)
В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400–500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст – около 1400 лет.
Дуб – дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения. Цветут дубы в мае. Плоды – желуди – созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки. У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.
ЗАГАДКИ
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное (Е. Серова).
Одуванчик знают все дети и взрослые. И знают его особенность – этот цветок сначала желтый, а потом белый с множеством парашютиков с семенами.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет! (О. Высоцкая)
А знаете ли вы, что одуванчик может предсказывать погоду? Догадались, как он это делает? Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.
Одуванчик — очень полезное растение:
Из одуванчика делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как ты думаешь, почему?
Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности.
Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!
Репейник
Сказал репей:
- Я верный друг.
Об этом знают все вокруг!
И помнят между прочим,
Что я привязчив очень!
Репейник – растение «прилипчивое». Только мимо него пройдешь – как на одежду уже прилипли его корзинки с плодами. Даже так говорят: «пристал как репейник», если какой-то человек сильно надоест. А к вам приставали корзинки репейника?
Но «прилипчивость» очень на пользу репейнику. Прицепляясь к одежде людей, его корзинки путешествуют в разные места прямо на нас как пассажиры. Мы для него транспортом получаемся! Поэтому и растет лопух повсюду – что люди и животные его всюду разносят на себе!
У репейника есть крючочки-шипы, очень мелкие, крошечные, которые и дают ему возможность цепляться. И сейчас по образцу репейника люди придумали застежку – липучку. Покажите такую застежку ребенку и рассмотрите две части липучки. Одна из них с крючками как у репейника. И она прицепляется к любой ворсистой поверхности.
Аксаковский сад
Одним из самых красивых мест для отдыха в столице Башкирии считается сад культуры и отдыха С.Т. Аксакова, названный в честь русского писателя. В конце восемнадцатого века территория парка принадлежала родителям писателя, здесь же в 1791 году и родился Сергей Тимофеевич.
Аксаковский сад ранее назывался Голубиная слобода, здесь находилась усадьба, надворные постройки и плодоносящий сад. После революции частная усадьба была передана городу, а в 1969 году часть сада отвели на постройку завода, после чего люди старались обходить стороной шумное и неуютное место. Вначале 1990-х запущенный и местами заболоченный парк начали облагораживать. Высаженные новые деревья, выложенные плиткой тротуары и отчищенный пруд привели к нужному эффекту и, начиная с 2002 года, Парк культуры и отдыха им. С.Т. Аксакова многократно был признан лучшим парком Уфы.
Украшением парка является небольшое озеро. Сюда в 2002 году были завезены лебеди-шипуны, облагородившие парк. С ними вместе на озере живут утки. В воде водятся рыбы.
Лесопарк Лесоводов Башкирии
Лесопарк Лесоводов Башкирии – один из самых живописных уголков Уфы. Фактически, это лес внутри города, где можно отдохнуть от повседневной суеты, пообщаться с природой и организовать пикник, наслаждаясь звонкими птичьими трелями. Его очевидный плюс – удобное расположение в черте города. Парк основан в 1966 году и реконструирован в 2014 году. Сегодня это чистая и обустроенная лесная зона общей площадью 116 гектаров. При входе в парк сразу чувствуется еловый аромат и свежий воздух. Здесь можно увидеть белок, ежей и других животных. Асфальтированные дорожки в парке разделены на пешеходный и велосипедный участки. В распоряжении посетителей - спортивная и детская площадки, большая мангальная зона. Кроме того, на территории парка есть зверинец, где в открытых вольерах содержатся медведи, лоси, волки, рыси, лисы, овцы, кабаны, павлины и другие животные. На выходе находится Музей Леса, в экспозиции которого представлены интересные образцы местной флоры и фауны. На территории парка имеются удобные скамейки, оригинальные фонари и указатели, благодаря которым здесь невозможно заблудиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ
В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослы...
Проект "Животный и растительный мир Пермского края"
Воспитание нравственности и патриотизма детей дошкольного возраста через знакомства с растительным и животным миром Пермского края...
Дидактическая игра ЛОТО "Животный и растительный мир города Канска и Канского района"
Обучающая задача: расширять и систематизировать представления детей о природе города Канска и Канского района: флоре, фауне.Игровая задача: заполнить игровые поля фишками с соответствующими изоб...
Конспект экскурсии в мини-музей «Животный и растительный мир Республики Бурятия» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края» в подготовительной группе
В данном материале представлен конспект экскурсии в мини-музей «Животный и растительный мир Республики Бурятия» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём прир...
проект растительный мир города Бердска
Презентация по праграмме "Край мой родной". Проект "Растительный мир города Бердска"...
Проект «Животный и растительный мир континентов»
В современном мире очень актуальна проблема воспитания и развития творческой личности. Следовательно, поддерживая стремление детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навык...
Проект «Животный и растительный мир Калининграда» во второй младшей группе
Паспорт проектаТип проекта: информационно-познавательный, творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный.Вид проекта: групповой.По характеру содержания: ребенок и природа.Участники проекта: дети ...