Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Полякова Инга Александровна

В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта , содержание и формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_tehnologii_proektnoy_deyatelnosti_proekt.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка технологии проектной деятельности проект «Ладожское  озеро, растительный и животный мир».

Данный проект  проводился с детьми старшего дошкольного возраста в ГБДОУ д/с № 20 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, посещающими логопедическую группу,  в 4 этапа.

    Особенность работы нашей группы заключается в том, что все темы занятий по знакомству детей с окружающим миром, природой мы проводим  с детьми интегрировано совместно с логопедом в недельном цикле. Мы решили разработать  проект таким образом, что наиболее распространенные темы («Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Животные», «Птицы» и пр.) объединить в единую систему. Заинтересовать детей  изучением определенной местности нашей Ленинградской области, т.к. Ладожское озеро – самое большое озеро с пресноводной водой нашего края и самое знаменитое. На основе изучения природных особенностях Ладожского края можно познакомить детей с историей возникновения Ладожского озера, народах, населявших его прибрежную территорию, их бытом и занятиями. Так же познакомить детей со значением Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны для жителей Ленинграда.

     Большое значение отводилось  помощи родителей, т.к. запланированные экскурсии без их участия невозможны, поэтому по ходу реализации проекта необходим тесный контакт с родителями воспитанников. Для поддержания детского познавательного интереса необходим взрослый человек в роли товарища и партнера.

    Необходимо обратить внимание на детские вопросы в ходе реализации проектной деятельности, которые обязательно будут возникать. Работа с вопросами может вестись по двум направлениям:

     Первое направление заключается в том, что активность исходит от взрослого: он задает вопросы для размышления детям. Затем организуется совместная деятельность по решению этого вопроса. В ходе работы необходимо учить детей выстраивать следующую линию: подумать, спросить у другого человека, провести эксперимент (если необходимо), посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору, поделиться информацией с товарищем, обсудить ее.

     Второе направление работы с детскими вопросами заключается в умении педагога услышать и слушать детские вопросы и высказывания. В этом случае активность исходит от самого ребенка. Он задает вопрос, взрослый записывает, собирает вопросы детей, анализирует, к какому типу они относятся, определяет их содержание, чтоб определить широту, глубину и направленность интересов дошкольников к объектам природы для дальнейшей работы по детским вопросам. Подбирает необходимую литературу, интересные факты для дальнейшего обсуждения с детьми. Задает встречный вопрос, а ты сам, как думаешь? Предлагает ребенку сначала самому найти ответ: проанализировать ситуацию, посмотреть познавательную книгу, спросить у взрослых, совместное обсуждение найденных ответов.

   

Паспорт  комплексного проекта «Ладожское озеро» (старший дошкольный возраст)

Название проекта Ладожское озеро, растительный и животный мир

Проблема проекта Чем Ладожское озеро отличается от других озер Ленинградской области

Тип проекта творческо-информационный, долгосрочный (6-7 мес.), групповой

    Участники проекта дети старшей логопедической группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта сформировать представления о природных особенностях Ладожского озера, его растительном и животном мире, способствующие осознанию экологического и культурно-исторического значения Ладожского озера

Гипотеза проекта Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной  деятельности по познанию истории возникновения родного края, его природных особенностях при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к природному окружению, сохранению исторических и природных мест.

    Задачи проекта

    1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с разнообразием растительного и животного мира Ладожского озера;

    2.Формировать представления о целостности связей, сложившихся в экосистеме;

    3.Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей

   4.Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения    личностно-значимых проблем на деятельной основе.

   5.Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде.

   6.Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

   Продукт проектной деятельности    Творческий  альбом с рисунками и рассказами детей «Растительный и животный  мир Ладожского озера», развлечение «Самый умный» с использованием макета Ладожского озера, презентация « Природные особенности Ладожского озера»

   Предполагаемые образовательные результаты проекта: проект разработан таким образом, что наиболее распространенные темы («Грибы», «Деревья», «Животные нашего леса», «Птицы» и др.) объединены в единую систему. Дети заинтересованы изучением определенной местности нашей Ленинградской области – природой Ладожского озера. На основе изучения природных особенностях ( животного и растительного мира) Ладожского края можно познакомить детей с историей возникновения Ладожского озера, народах, населявших его прибрежную территорию, бытом и занятиями. Так же познакомить детей со значением Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны для жителей блокадного Ленинграда.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: наглядные материалы: плакаты, иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты «Голоса птиц», «Звуки леса», «Шум воды»; мультимедийное оборудование;.информация из интернета, природоведческая литература.

Интеграция образовательных областей

№ п/п

Образовательная область

Содержание и формы работы

Задача

1.

Физическая культура

Совместный поход с родителями « На Ладожское озеро» (игры, эстафеты в естественных условиях).

Подвижные игры «Караси и щука», «Удочка», «Хитрая лиса», «Перелет птиц», «Совушка», «Белка на дереве», «Медведь и пчелы», «С кочки на кочку», «Зайцы и волк»; «К названному дереву беги»;

Содействовать гармоничному и физическому развитию детей. Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенстве. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

2.

Здоровье

Образовательная ситуация «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Пальчиковая гимнастика «Эта птица свиристель…»; «Рыбки»

Дидактическая упражнение «Назови варенье, компот…»

Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы»

Образовательная ситуация «Почему полезно есть рыбу?»

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.

3.

Безопасность

Дидактическая игра «Как вести себя у воды?», Беседа «Какая опасность может подстерегать в лесу?»

Формирование умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

4.

Социализация

С/р игра«Спасатели»;

Образовательная

ситуация «Почему говорят: «На то щука в водах, чтоб карась не дремал»?;

Опыт «Как очистить воду» (разные способы очистки воды)

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.

5.

Труд

Изготовление макета Ладожского озера

Изготовление кормушек для птиц, заготовка корма для зимующих птиц; сбор природных материалов для поделок;

Ручной труд «Подарки природы» (игрушки, сувениры из природного материала)

Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.

6.

Познание

Беседа «История приневских земель до основания города Санкт-Петербурга» ;

Беседа «Ладожское озеро»;

Беседа «Обитатели Ладожского озера»

Беседа «Ладога в годы блокады»;

Посещение зоопарка совместно с  родителями Беседа «Что интересного я увидел в зоопарке»;

 Решение кроссвордов, ребусов

Д/ игра «Детки на ветке» (названия деревьев и их плодов); «Узнай дерево по листочку»; лото «Осенние листья»

Д/и «Лесовик и лесные ягоды» (названия, внешний вид, места произрастания, полезные свойства);

Д/и «Что за птица?» (характерные признаки внешнего вида, повадки, группы); игр. упр. «Собери птицу»

Д/и «Природа и человек» (что дает человеку природа, а что человек природе);

Настольно-печатная игра лото «Дикие животные»;

Д/и «Птицы, звери, рыбы» (группировка по заданному признаку)

Рассматривание мха.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

7.

Коммуникация

Беседа «Что интересного я увидел в зоопарке»; Пантомима: «Угадай животное, которое я загадал»,

Беседа «Как вести себя в

природе».

экскурсия в музей  (совместно с родителями) «Дорога жизни», Составление творческих рассказов «Рыбы Ладожского озера»; «А я хочу рассказать об этой птице…»

 д/и «Не сорока, не ворона…»;

создание вместе с детьми и  рассматривание альбомов с изображением диких животных и птиц прибрежных зон Ладожского озера, рыб Ладожского озера; водных растений Ладожского озера; грибов (запомнить названия, отличительные признаки)

разгадывание загадок о диких животных, птицах, рыбах, ягодах, грибах.

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности

8.

Чтение художественной литературы

Ходза «Дорога Жизни»;

Т.Кудрявцева «Бабочка над заливом»; И.Быкова «Девочка, настоящий тюлень, большое озеро»;

С.Алексеев «Рассказы об обороне Ленинграда»

Фотовыставка « У мемориала Разорванное кольцо»

В. Бианки «Сова»; «Как муравьишка домой спешил»;

Сказка Г.А. Скребицкого «Всяк – по-своему»;

К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению читательских интересов.

9.

Художественное творчество

Рисование «Осеннее дерево», «Кто живет в Ладожском озере?» по представлению.

 Лепка  «Ладожские тюлени», по замыслу «Дикие звери Ладожских лесов»

 Коллективная аппликация «Скалистый берег».

Работа в раскрасках «Рыбы», «Птицы», «Ягоды», «Грибы», «Звери»;

Инсценировка сказки «Теремок»; диалогов животных В.Бианки;

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)

10.

Музыка

Импровизация, музыкально-дидактические игры:

Игра с пением русской народной песни в обработке П.. Савинцева «Во поле береза стояла»;

Прибаутка в обработке Е. Тиличеевой «Ворон»;

Песня «Ежик» сл. Б. Карасева, муз. А. Аверина;

Хороводная игра «Сова»

Песенка Н.Картушиной «Лесная зверобика» (особенности движений и повадок различных животных)

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о природе.

Учить придумывать движения и составлять композицию танца; передавать содержание текста песни мимикой, движениями; учить импровизировать, выполнять движения по тексту

   

Разработка технологии проектной деятельности Проекта «Ладожское  озеро растительный и животный мир»

    1 этап  Проектной  деятельности: проект «Ладожское  озеро растительный и животный мир»

    Цель: обогащение представлений о Ладожском озере.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с идеей проекта, расширить представления детей об истории возникновения Ладожского озера, о его растительном и животном мире, о значении Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны.

    2. Учить детей участвовать в составлении плана работы над проектом.

    3. Развивать интерес к поисковой деятельности, формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

    4. Обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения.

      Первым шагом для реализации проекта необходимо было  заинтересовать детей выбранной темой проекта « Ладожское озеро, растительный и животный мир». Для этого была проведена беседа « Что мы знаем о Ладожском озере»,  целью которой  было уточненить представления детей об этом природном объекте. Детям пришло письмо от неизвестного зверя с фотографией (ладожская нерпа), которая рассказывала о месте своего обитания, приглашала в гости, предлагала подружиться с ней. По ходу реализации проекта Нерпа  присылала задания детям, которые они должны были выполнять и накапливать необходимые знания:  

    - Беседа «История приневских земель до основания города Санкт-Петербурга»

Цель: познакомить с историей нашего края. Вызвать желание узнать о нем больше.

    - Беседа « Что мы знаем о Ладожском озере»

Цель: расширить представление о значении Ладожского озера, познакомить с его растительным и животным миром. Вызвать интерес к живым обитателям озера и прибрежных зон.

   - Беседа «Ладога в годы блокады»;

Цель: расширить представления детей об истории своего края, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

    - Образовательная ситуация «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

    Цель: закрепить представления детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни человека.

    - образовательная ситуация  «Почему говорят: «На то щука в водах, чтоб карась не дремал»?»;  

     Цель: Дать детям представление об одной из самых распространенных в наших водоемах промысловой рыбе – щуке. Показать ее важную роль в регуляции численности сорных, малоценных и больных рыб. Объяснить причину замора рыб.

Познакомить детей с тем, что в морозы нужно делать лунки во льду, чтобы в воду проникал кислород из воздуха и рыбе было легче дышать.

     - Образовательная ситуация «Почему полезно есть рыбу?»

Цель: познакомить детей с полезными свойствами рыбы.

    - Беседа «Какая опасность может подстерегать в лесу?»

Цель: формирование безопасного поведения в лесу.

 

     На этом же этапе знакомим детей с произведениями художественной литературы о Ладожском озере: Ходза «Дорога Жизни»; Т.Кудрявцева «Бабочка над заливом»; И.Быкова «Девочка, настоящий тюлень, большое озеро»; С.Алексеев «Рассказы об обороне Ленинграда»

   

2 этап Проектной  деятельности: проект «Ладожское озеро растительный и животный мир»

    Цель: Развивать любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску.

    Задачи:

   1.  Продолжать знакомить с растительным и животным миром Ладожского озера.

2. Учить компоновать собранный материал в соответствии с планом работы над проектом, рассказывать о результатах совместной деятельности.

   3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе своего края.

   На данном этапе проекта необходимо уделять индивидуальное внимание к каждому ребенку, чтобы каждый  самостоятельно мог  выбрать интересующий его для исследования объект и в дальнейшем  себя проявить (учет направленности детских интересов).

   - Совместный поход с родителями « На Ладожское озеро» (игры, эстафеты в естественных условиях).

    Цель: познакомить детей с естественными условиями Ладожского озера, с красотой пейзажа природы. Обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения.

   - Изготовление макета Ладожского озера

     Цель: воспитание навыков коллективной работы, развивать творческие способности детей, учить отражать свои впечатления в поделках.

        - дидактическая игра  «Не сорока, не ворона…»

   Цель:  Проверить, узнают ли дети разных птиц на картинках. Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности. Доставить удовольствие живой игрой.

  - создание вместе с детьми и  рассматривание альбомов с изображением диких животных и птиц прибрежных зон Ладожского озера, рыб Ладожского озера; водных растений Ладожского озера; грибов (запомнить названия, отличительные признаки)

    Цель: закрепление знаний о диких животных, птицах прибрежных зон Ладожского озера; водных растений, грибах, ягодах (по интересам детей)

   - разгадывание и составление  загадок о диких животных, птицах, рыбах, ягодах, грибах.

    Цель: закрепление полученных знаний, развитие творческого воображения, экологического сознания;

   - разгадывание и составление  ребусов о животном и растительном мире ;

    Цель: развитие и поддержка познавательного интереса старших дошкольников в игровой занимательной форме;

   - Дидактическая игра «Детки на ветке»

    Цель: закрепление названий деревьев и их плодов;

   - дидактическое упражнение  «Узнай дерево по листочку»;

    Цель:  формировать умение назвать дерево по форме его листа

    - Настольно-печатная игра лото «Осенние листья»

    Цель: развивать внимание, сообразительность, умение применять свои знания в игре; развитие навыков общения

   - Дидактическая игра  «Лесовик и лесные ягоды»

    Цель: закрепление знаний о  названии, внешнем  виде, месте  произрастания, полезных свойств ягод; умение применять свои знания в игре; развитие навыков общения

    - Дидактическая игра  «Что за птица?» 

   Цель: закрепление знаний о характерных признаках внешнего вида, повадках , группах птиц);

    - игровые  упражнения  «Собери птицу» , «Собери рыбу»

  Цель:  развивать умение составлять из частей целое

    - Дидактическая игра  «Природа и человек»

    Цель: закреплять  представления детей о том,  что дает человеку природа, а что человек природе;

    - Настольно-печатная игра лото «Дикие животные»

    Цель: закреплять представления о внешнем виде диких животных, их названии.

    - Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы»

    Цель:  группировка по заданному признаку

   - Рисование «Осеннее дерево», «Кто живет в Ладожском озере?» по представлению.

   -  Лепка  «Ладожские тюлени», по замыслу «Дикие звери Ладожских лесов»

    - Коллективная аппликация «Скалистый берег».

   - Работа в раскрасках «Рыбы», «Птицы», «Ягоды», «Грибы», «Звери»;

   - «Инсценировка сказки Теремок»; диалогов животных В.Бианки;

    Цель: формирование коммуникативных навыков в общении, развитие навыков в театрализованной деятельности.

   - Составление творческих рассказов «Рыбы Ладожского озера»;

   - Посещение зоопарка совместно с родителями

   Цель: наблюдение за интересующими живыми объектами.

   - Беседа «Что интересного я увидел в зоопарке»;

   Цель: развитие коммуникативных навыков, умение делиться своими впечатлениями.  

    -  Пантомима: «Угадай животное, которое я загадал»

    Цель: развитие творческого воображения, раскрепощенности, умение передать повадки понравившегося животного.

     - экскурсия в музей  (совместно с родителями) «Дорога жизни»,

    Цель: познакомить детей со значением Ладожского озера в годы блокады Ленинграда, с героизмом и мужеством жителей города. Воспитание чувства патриотизма

     - чтение художественной литературы В. Бианки «Сова»; «Как муравьишка домой спешил»; сказка Г.А. Скребицкого «Всяк – по-своему»; К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна» и др. и природоведческой литературы познавательного характера

    Цель: развитие познавательного интереса и поисковой деятельности.

   

3 этап Проектной  деятельности: проект «Ладожское озеро растительный и животный мир»

    Цель: Помочь каждому ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником проекта

    Задачи:

  1. Стимулировать желание детей познакомить друзей с объектом своих исследований.
  2. Предложить ребятам оформить альбом «Растительный и животный мир Ладожского озера».
  3. Развивать творческие способности.

  - изготовление детского творческого альбома с рассказами и рисунками детей  «Растительный и животный  мир Ладожского озера»

   Цель: обобщение представлений детей о живых объектах Ладожского озера,

      -  организация         фотовыставки «У мемориала разорванное кольцо»

    Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

  - создание  детского альбома  «Что интересного  я узнал о Ладожском озере»

    Цель: развитие творческого рассказывания; рефлексия о проделанной работе

   - развлечение «Самый умный» решение ребусов, кроссвордов о животном и растительном мире Ладожского озера

4 этап Проектной деятельности: проект «Ладожское озеро растительный и животный мир»

     Задачи:

  1. Провести анализ проведенного  проекта, выявление его «+» и «-» педагогами группы.
  2. Познакомить родителей с презентацией проекта «Ладожское озеро, растительный и животный мир», с результатами совместного труда детей-родителей-педагогов.

     

    - Презентация проекта  «Ладожское озеро, растительный и животный мир» перед родителями и детьми группы.

    - Анализ педагогами результатов проекта, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание

Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Морское путешествие» Образовательная область: Физическая культура, познание , художественно эстетическое.

Форма проведения: игра-путешествие Цель:  • Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему з...

"Знакомство со звездой Солнце» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»

Привлечь внимание детей к звездному небу, дать детям представление о жизни звезды - Солнце , о сравнительной величине Солнца и планет, дать детям знания о необходимости Солнца для всего живого на Земл...

«Звездное небо» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»

ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ К ЗВЕЗДНОМУ НЕБУ, ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ЗВЕЗДА», «СОЗВЕЗДИЕ», ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНИ ЗВЕЗД, РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, ВООБРАЖЕНИЯ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ...

Сценарий совместного мероприятия для родителей и детей старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области социально коммуникативное развитие

Данная публикация иллюстрирует сценарий совмесного мероприятия ( совместной деятельности) для родителей и детей старшего дошкольного возраста при активном использовании игровых технологий " ...

Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной».   Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...