Разработка технологии проектной деятельности проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир" для детей старшего дошкольного возраста по основным образовательным областям ФГТ
методическая разработка (старшая группа) по теме
В методической разработке представлен паспорт проекта "Ладожское озеро, растительный и животный мир", показана интеграция образовательных областей, планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта , содержание и формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_tehnologii_proektnoy_deyatelnosti_proekt.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка технологии проектной деятельности проект «Ладожское озеро, растительный и животный мир».
Данный проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста в ГБДОУ д/с № 20 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, посещающими логопедическую группу, в 4 этапа.
Особенность работы нашей группы заключается в том, что все темы занятий по знакомству детей с окружающим миром, природой мы проводим с детьми интегрировано совместно с логопедом в недельном цикле. Мы решили разработать проект таким образом, что наиболее распространенные темы («Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Животные», «Птицы» и пр.) объединить в единую систему. Заинтересовать детей изучением определенной местности нашей Ленинградской области, т.к. Ладожское озеро – самое большое озеро с пресноводной водой нашего края и самое знаменитое. На основе изучения природных особенностях Ладожского края можно познакомить детей с историей возникновения Ладожского озера, народах, населявших его прибрежную территорию, их бытом и занятиями. Так же познакомить детей со значением Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны для жителей Ленинграда.
Большое значение отводилось помощи родителей, т.к. запланированные экскурсии без их участия невозможны, поэтому по ходу реализации проекта необходим тесный контакт с родителями воспитанников. Для поддержания детского познавательного интереса необходим взрослый человек в роли товарища и партнера.
Необходимо обратить внимание на детские вопросы в ходе реализации проектной деятельности, которые обязательно будут возникать. Работа с вопросами может вестись по двум направлениям:
Первое направление заключается в том, что активность исходит от взрослого: он задает вопросы для размышления детям. Затем организуется совместная деятельность по решению этого вопроса. В ходе работы необходимо учить детей выстраивать следующую линию: подумать, спросить у другого человека, провести эксперимент (если необходимо), посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору, поделиться информацией с товарищем, обсудить ее.
Второе направление работы с детскими вопросами заключается в умении педагога услышать и слушать детские вопросы и высказывания. В этом случае активность исходит от самого ребенка. Он задает вопрос, взрослый записывает, собирает вопросы детей, анализирует, к какому типу они относятся, определяет их содержание, чтоб определить широту, глубину и направленность интересов дошкольников к объектам природы для дальнейшей работы по детским вопросам. Подбирает необходимую литературу, интересные факты для дальнейшего обсуждения с детьми. Задает встречный вопрос, а ты сам, как думаешь? Предлагает ребенку сначала самому найти ответ: проанализировать ситуацию, посмотреть познавательную книгу, спросить у взрослых, совместное обсуждение найденных ответов.
Паспорт комплексного проекта «Ладожское озеро» (старший дошкольный возраст)
Название проекта Ладожское озеро, растительный и животный мир
Проблема проекта Чем Ладожское озеро отличается от других озер Ленинградской области
Тип проекта творческо-информационный, долгосрочный (6-7 мес.), групповой
Участники проекта дети старшей логопедической группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель проекта сформировать представления о природных особенностях Ладожского озера, его растительном и животном мире, способствующие осознанию экологического и культурно-исторического значения Ладожского озера
Гипотеза проекта Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности по познанию истории возникновения родного края, его природных особенностях при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к природному окружению, сохранению исторических и природных мест.
Задачи проекта
1.Познакомить детей старшего дошкольного возраста с разнообразием растительного и животного мира Ладожского озера;
2.Формировать представления о целостности связей, сложившихся в экосистеме;
3.Развивать поисково-исследовательскую активность, творческую деятельность, любознательность, коммуникативные навыки детей
4.Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельной основе.
5.Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде.
6.Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Продукт проектной деятельности Творческий альбом с рисунками и рассказами детей «Растительный и животный мир Ладожского озера», развлечение «Самый умный» с использованием макета Ладожского озера, презентация « Природные особенности Ладожского озера»
Предполагаемые образовательные результаты проекта: проект разработан таким образом, что наиболее распространенные темы («Грибы», «Деревья», «Животные нашего леса», «Птицы» и др.) объединены в единую систему. Дети заинтересованы изучением определенной местности нашей Ленинградской области – природой Ладожского озера. На основе изучения природных особенностях ( животного и растительного мира) Ладожского края можно познакомить детей с историей возникновения Ладожского озера, народах, населявших его прибрежную территорию, бытом и занятиями. Так же познакомить детей со значением Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны для жителей блокадного Ленинграда.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: наглядные материалы: плакаты, иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты «Голоса птиц», «Звуки леса», «Шум воды»; мультимедийное оборудование;.информация из интернета, природоведческая литература.
Интеграция образовательных областей
Разработка технологии проектной деятельности Проекта «Ладожское озеро растительный и животный мир»
1 этап Проектной деятельности: проект «Ладожское озеро растительный и животный мир»
Цель: обогащение представлений о Ладожском озере.
Задачи:
1. Познакомить детей с идеей проекта, расширить представления детей об истории возникновения Ладожского озера, о его растительном и животном мире, о значении Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны.
2. Учить детей участвовать в составлении плана работы над проектом.
3. Развивать интерес к поисковой деятельности, формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
4. Обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения.
Первым шагом для реализации проекта необходимо было заинтересовать детей выбранной темой проекта « Ладожское озеро, растительный и животный мир». Для этого была проведена беседа « Что мы знаем о Ладожском озере», целью которой было уточненить представления детей об этом природном объекте. Детям пришло письмо от неизвестного зверя с фотографией (ладожская нерпа), которая рассказывала о месте своего обитания, приглашала в гости, предлагала подружиться с ней. По ходу реализации проекта Нерпа присылала задания детям, которые они должны были выполнять и накапливать необходимые знания:
- Беседа «История приневских земель до основания города Санкт-Петербурга»
Цель: познакомить с историей нашего края. Вызвать желание узнать о нем больше.
- Беседа « Что мы знаем о Ладожском озере»
Цель: расширить представление о значении Ладожского озера, познакомить с его растительным и животным миром. Вызвать интерес к живым обитателям озера и прибрежных зон.
- Беседа «Ладога в годы блокады»;
Цель: расширить представления детей об истории своего края, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
- Образовательная ситуация «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Цель: закрепить представления детей о значении солнца, воздуха и воды в жизни человека.
- образовательная ситуация «Почему говорят: «На то щука в водах, чтоб карась не дремал»?»;
Цель: Дать детям представление об одной из самых распространенных в наших водоемах промысловой рыбе – щуке. Показать ее важную роль в регуляции численности сорных, малоценных и больных рыб. Объяснить причину замора рыб.
Познакомить детей с тем, что в морозы нужно делать лунки во льду, чтобы в воду проникал кислород из воздуха и рыбе было легче дышать.
- Образовательная ситуация «Почему полезно есть рыбу?»
Цель: познакомить детей с полезными свойствами рыбы.
- Беседа «Какая опасность может подстерегать в лесу?»
Цель: формирование безопасного поведения в лесу.
На этом же этапе знакомим детей с произведениями художественной литературы о Ладожском озере: Ходза «Дорога Жизни»; Т.Кудрявцева «Бабочка над заливом»; И.Быкова «Девочка, настоящий тюлень, большое озеро»; С.Алексеев «Рассказы об обороне Ленинграда»
2 этап Проектной деятельности: проект «Ладожское озеро растительный и животный мир»
Цель: Развивать любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с растительным и животным миром Ладожского озера.
2. Учить компоновать собранный материал в соответствии с планом работы над проектом, рассказывать о результатах совместной деятельности.
3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе своего края.
На данном этапе проекта необходимо уделять индивидуальное внимание к каждому ребенку, чтобы каждый самостоятельно мог выбрать интересующий его для исследования объект и в дальнейшем себя проявить (учет направленности детских интересов).
- Совместный поход с родителями « На Ладожское озеро» (игры, эстафеты в естественных условиях).
Цель: познакомить детей с естественными условиями Ладожского озера, с красотой пейзажа природы. Обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения.
- Изготовление макета Ладожского озера
Цель: воспитание навыков коллективной работы, развивать творческие способности детей, учить отражать свои впечатления в поделках.
- дидактическая игра «Не сорока, не ворона…»
Цель: Проверить, узнают ли дети разных птиц на картинках. Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности. Доставить удовольствие живой игрой.
- создание вместе с детьми и рассматривание альбомов с изображением диких животных и птиц прибрежных зон Ладожского озера, рыб Ладожского озера; водных растений Ладожского озера; грибов (запомнить названия, отличительные признаки)
Цель: закрепление знаний о диких животных, птицах прибрежных зон Ладожского озера; водных растений, грибах, ягодах (по интересам детей)
- разгадывание и составление загадок о диких животных, птицах, рыбах, ягодах, грибах.
Цель: закрепление полученных знаний, развитие творческого воображения, экологического сознания;
- разгадывание и составление ребусов о животном и растительном мире ;
Цель: развитие и поддержка познавательного интереса старших дошкольников в игровой занимательной форме;
- Дидактическая игра «Детки на ветке»
Цель: закрепление названий деревьев и их плодов;
- дидактическое упражнение «Узнай дерево по листочку»;
Цель: формировать умение назвать дерево по форме его листа
- Настольно-печатная игра лото «Осенние листья»
Цель: развивать внимание, сообразительность, умение применять свои знания в игре; развитие навыков общения
- Дидактическая игра «Лесовик и лесные ягоды»
Цель: закрепление знаний о названии, внешнем виде, месте произрастания, полезных свойств ягод; умение применять свои знания в игре; развитие навыков общения
- Дидактическая игра «Что за птица?»
Цель: закрепление знаний о характерных признаках внешнего вида, повадках , группах птиц);
- игровые упражнения «Собери птицу» , «Собери рыбу»
Цель: развивать умение составлять из частей целое
- Дидактическая игра «Природа и человек»
Цель: закреплять представления детей о том, что дает человеку природа, а что человек природе;
- Настольно-печатная игра лото «Дикие животные»
Цель: закреплять представления о внешнем виде диких животных, их названии.
- Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы»
Цель: группировка по заданному признаку
- Рисование «Осеннее дерево», «Кто живет в Ладожском озере?» по представлению.
- Лепка «Ладожские тюлени», по замыслу «Дикие звери Ладожских лесов»
- Коллективная аппликация «Скалистый берег».
- Работа в раскрасках «Рыбы», «Птицы», «Ягоды», «Грибы», «Звери»;
- «Инсценировка сказки Теремок»; диалогов животных В.Бианки;
Цель: формирование коммуникативных навыков в общении, развитие навыков в театрализованной деятельности.
- Составление творческих рассказов «Рыбы Ладожского озера»;
- Посещение зоопарка совместно с родителями
Цель: наблюдение за интересующими живыми объектами.
- Беседа «Что интересного я увидел в зоопарке»;
Цель: развитие коммуникативных навыков, умение делиться своими впечатлениями.
- Пантомима: «Угадай животное, которое я загадал»
Цель: развитие творческого воображения, раскрепощенности, умение передать повадки понравившегося животного.
- экскурсия в музей (совместно с родителями) «Дорога жизни»,
Цель: познакомить детей со значением Ладожского озера в годы блокады Ленинграда, с героизмом и мужеством жителей города. Воспитание чувства патриотизма
- чтение художественной литературы В. Бианки «Сова»; «Как муравьишка домой спешил»; сказка Г.А. Скребицкого «Всяк – по-своему»; К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна» и др. и природоведческой литературы познавательного характера
Цель: развитие познавательного интереса и поисковой деятельности.
3 этап Проектной деятельности: проект «Ладожское озеро растительный и животный мир»
Цель: Помочь каждому ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником проекта
Задачи:
- Стимулировать желание детей познакомить друзей с объектом своих исследований.
- Предложить ребятам оформить альбом «Растительный и животный мир Ладожского озера».
- Развивать творческие способности.
- изготовление детского творческого альбома с рассказами и рисунками детей «Растительный и животный мир Ладожского озера»
Цель: обобщение представлений детей о живых объектах Ладожского озера,
- организация фотовыставки «У мемориала разорванное кольцо»
Цель: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
- создание детского альбома «Что интересного я узнал о Ладожском озере»
Цель: развитие творческого рассказывания; рефлексия о проделанной работе
- развлечение «Самый умный» решение ребусов, кроссвордов о животном и растительном мире Ладожского озера
4 этап Проектной деятельности: проект «Ладожское озеро растительный и животный мир»
Задачи:
- Провести анализ проведенного проекта, выявление его «+» и «-» педагогами группы.
- Познакомить родителей с презентацией проекта «Ладожское озеро, растительный и животный мир», с результатами совместного труда детей-родителей-педагогов.
- Презентация проекта «Ладожское озеро, растительный и животный мир» перед родителями и детьми группы.
- Анализ педагогами результатов проекта, рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание
Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....
Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Морское путешествие» Образовательная область: Физическая культура, познание , художественно эстетическое.
Форма проведения: игра-путешествие Цель: • Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему з...
"Знакомство со звездой Солнце» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»
Привлечь внимание детей к звездному небу, дать детям представление о жизни звезды - Солнце , о сравнительной величине Солнца и планет, дать детям знания о необходимости Солнца для всего живого на Земл...
«Звездное небо» для детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности Образовательная область «Познавательное развитие»
ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ К ЗВЕЗДНОМУ НЕБУ, ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ «ЗВЕЗДА», «СОЗВЕЗДИЕ», ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИЗНИ ЗВЕЗД, РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, ВООБРАЖЕНИЯ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ...
Сценарий совместного мероприятия для родителей и детей старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области социально коммуникативное развитие
Данная публикация иллюстрирует сценарий совмесного мероприятия ( совместной деятельности) для родителей и детей старшего дошкольного возраста при активном использовании игровых технологий " ...
Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной». Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...