Проект Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника»
проект

Тазитдинова Татьяна Рифовна

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_proekta_poliklinika.docx80.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

Детский сад № 253»

Городского округа города Уфы

Республики Башкортостан

Проект

Сюжетно – ролевая игра

«Поликлиника»

Воспитатель:

        Набиуллина Е.Н.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Актуальность:

 «Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство - от 3-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. К трем годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.

Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Цель: Расширять представления детей о деятельности врачей разных специальностей и активизировать  в речи соответствующие  понятия. Поддерживать интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.

Задачи:

  •  Расширять представления детей о профессии врачей разных специальностей: врач  (педиатр, окулист, хирург; работников поликлиники: работник регистратуры, медсестра);
  • Формировать умение правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с их назначением: фонендоскоп, градусник, шприц, набор линз для подбора очков, весы, ростомер, скальпель;
  • Формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом;
  • Формировать дружеские отношения в игре, чувство гуманизма, ответственности и дружелюбия.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обогащение среды: уголок Аптека, медицинские инструменты, в уголок ряженья - халат и шапочка, игрушка машины «скорой помощи», сумка доктора.

Совместно с детьми: оборудовать  кабинет врача    (лор, окулист, лаборатория, рентген, стоматолог, хирург),  регистратуру, аптечный пункт; Лекарства:  мази, порошки, таблетки, капли, горчичники и т.д. Инструменты: фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало  лор-врача, таблица для проверки зрения,  ростомер,  градусники  и т.д. Документация: медицинские карты на каждого  «больного», у каждого ребенка- пациента  бейджики с геометрическими фигурами. Талоны, рецепты, рекламки, визитки.

Введение темы в педагогический процесс:

• наблюдение на прогулке за машиной «скорой помощи»;

• беседа воспитателя с детьми о профессии врача, об атрибутах, необходимых для работы врача; «О профессии врача, медсестры»; «Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы»

• экскурсия в медицинский кабинет детского сада, беседа с медсестрой;

• рассматривание сюжетных иллюстраций;

• рассказ воспитателя из личного опыта посещения больницы;

• обращение к личному опыту детей: были ли они в больнице, по какому поводу и т. д. ;

• слушание музыкального произведения «Болезнь куклы»;

• чтение художественной литературы; К. Чуковский «Айболит»; Г.К. Зайцев «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра»; Л. Кардашова «Наш доктор», “Как бегемот боялся прививки”.

• дидактические игры: - «Кто что делает?»

- «Четвертый лишний».

- «Узнай по описанию».

- «Узнай на ощупь».

- «Назови действия».

- «Подбери признак».

- «Один – много».

- «Назови ласково».

- «Собери чемоданчик доктора».

- «Кем быть?»

• создание проблемных ситуаций «Ксюша заболела».

Темы для беседы: «У врача», «Почему болят зубы», «Береги глаза», «Зачем нужно мыть руки».

Темы для разговора:  «Зачем человеку зубы»,  «Что полезно для зубов,  что вредно» , «Зачем нужно чистить зубы и как», «Как нужно вести себя в кабинете врача».

II этап – основной.

Решение поставленных задач с детьми.

Игровая деятельность. Обсуждение содержания сюжета игры. Использование многоперсонажных сюжетов. Поиск решения с помощью воспитателя. Организация игрового пространства  «Поликлиника» (кабинет врачей-специалистов,  лекарства,  инструменты,  таблицы). Использование предметов – заместителей. Принятие на себя роли. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Диалоги персонажей. Взаимосвязь партнеров. Организация игрового пространства. Проблемные ситуации. Распределение ролей.

III этап – заключительный.

Самостоятельная игра детей.  Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

Экскурсии в медицинский кабинет;

Игровая деятельность;

Дидактические игры:

- «Кто что делает?»

- «Четвертый лишний».

- «Узнай по описанию».

- «Узнай на ощупь».

- «Назови действия».

- «Подбери признак».

- «Один – много».

- «Назови ласково».

- «Собери чемоданчик доктора».

- «Кем быть?»

Настольно-печатные игры:

«Наши профессии»

Подвижная игра                                                                              

  «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем»

Познавательная деятельность:

Конструирование. Ручной труд.

- постройка  здания поликлиники, аптеки (из крупного строительного материала);

- из бумаги  изготовление рекламок;

- изготовление медицинских карточек,  упаковок под лекарства и порошки, рецептов;

- изготовление горчичников ( из картона);

Экспериментирование:

«Проверим слух»;

«Наши помощники –  глаза»;

«Фрукты: как их можно есть»;

«Сколько ушей»;

«Большой – маленький »

Речевое развитие:

обращение к личному опыту детей: были ли они в больнице, по какому поводу и т. д. ;

Словарная работа:

Профессии:  

Врач (лор, окулист, лаборатория, рентген, стоматолог, хирург), медсестра, аптекарь (провизор), регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель.

Инструменты:  

Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, ростомер.

Трудовые действия:

Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализирует, «больной» жалуется.

Качество труда:

Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело,  ответственно, спокойно, уверенно.

Образовательная область «Безопасность»

Д/и «Опасные предметы»

Беседы на темы:

«О профессии врача», «Что нужно доктору для работы» «У врача», «Почему болят зубы», «Береги глаза», «Зачем нужно мыть руки».

Художественно- эстетическое творчество:

Рисование

- вывески «Поликлиника»,  «Аптека»

- эмблемы;

- упаковки и этикетки;

- оформление эскизов одежды медработников;

- «Кто нас лечит?»

- «Доктор Айболит». По сказке К.И.Чуковского

-  «Мойдодыр». По сказке К.И. Чуковского

-  «Мы делаем зарядку»

    Лепка

- Овощи и фрукты.

- Таблетки

- «Посуда».  По произведению  С.Я. Маршака «Федорино горе».

Аппликация

- Витамины на нашем столе.

- Визитки, талоны

Чтение художественной литературы:

О физическом воспитании

Е. Кан «Наша зарядка»;  В .Суслов «Про Юру и физкультуру».

О закаливании

М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»;    О. Высотская «Волны»;   С. Михалков «Про мимозу»;    В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!

О сне

П. Воронько «Спать пора»;  Н. Лоткин «Тихий час»;  С. Михалков «Не спать»;    С. Маршак «Дремота и зевота».

О питании

З. Александрова «Большая ложка»;   А .Кардашова «За ужином»;

С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;

Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».

О санитарно – гигиенических навыках

А. Кузнецова «Кто умеет?»;   Н. Найденова «Наши полотенца»;

М. Яснов «Я мою руки»;   К. Чуковский «Мойдодыр».

О прогулке

А. Барто «Прогулка»;   И. Беляков «На санках»;   Е. Благина «Прогулка»;

И. Залетаева «Скакалочка»;   В. Донникова «На катке»;    Г. Глушнев «Горка»;   А. Кузнецова «Качели»,  «Зимой»;   Г. Ладошников «Золотистая гора» ,    «В день морозный»,  «Помощники весны»;  С. Михалков «Прогулка».

О психологическом климате в группе и дома

З. Александрова «Шарик»;   И, Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»;  А.Кузнецова «Подружки»;   Н.Найденова «Новая девочка»;

Г. Ладошникова «Я не плачу».

О болезнях, их лечении и профилактике

Р.Кудашева «Петушок»;   С.Михалкоа «Прививка».

К.Чуковский «Доктор Айболит»;   Ю.Яковлева «Больной»;  

Ю.Синицина «С человеком беда»;   И.Туричина «Человек заболел»,

«Загадки о врачах и о здоровье»

К. Чуковский «Айболит»; Г.К. Зайцев «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра»; Л. Кардашова «Наш доктор», “Как бегемот боялся прививки”.

Музыка:

слушание музыкального произведения «Болезнь куклы»;

Работа с родителями:

Экскурсия родителей с детьми в поликлинику, в пункт скорой помощи, познакомить родителей со структурой сюжетно – ролевой игры,  ее обучающими задачами, способами подачи детям, способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в семье и в ДОУ

.Консультации

«Ценности здорового образа жизни»

«Профилактика плоскостопия и сколиоза»

«Опасные предметы в быту»

Конкретные ожидаемые результаты:

  • у детей сформируются  умения играть по собственному замыслу;
  • дети научатся   ролевому  взаимодействию, коммуникативным навыкам;
  • дети получат знания  о специализациях  медицинских работников;
  • обогатится словарный запас детей;
  • приобретенные знания и  навыки помогут детям осознать значение ЗОЖ;
  • родители получат необходимые теоретические знания по данной теме.

Конспект сюжетно – ролевой игры

«Центр здоровья»

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей играть в сюжетно-ролевую игру центр здоровья  и совместить с сюжетно-ролевой игрой «Аптека».

2. Расширять представления детей о профессиях людей, работающих в центре здоровья.

3. Продолжать обучать навыкам поведения в центре здоровья; закрепить знания социальных отношений между детьми.

4. Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие, коммуникативные навыки детей.

5. Активизировать и расширять словарный запас детей.

6. Воспитывать у детей чувство благодарности к человеку за его труд.

Словарная работа: Пациент, полис, регистратура, регистратор, аптекарь, окулист, педиатр, хирург.

Предварительная работа: Чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов «Айболит», «Бегемот, который боялся прививок», экскурсия в медицинский кабинет; беседа о работе врачей, медсестры.

Материал и оборудование: 1. Одежда: халаты, шапочки; игровая мебель: столы, стулья, строительный материал для игры, телефоны.

2. Медицинские инструменты: фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт, таблица для проверки зрения.

3. Документация: Медицинские карты на каждого «больного», бланки рецептов, полисы с геометрическими фигурами для пациентов.

Ход игры:

Ребята, сейчас вам я загадаю загадку, а вы отгадайте:

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (врач)

Да, правильно это врач. Для чего нужен врач?

Врач – лечит людей. Для работы врача необходимо медицинские инструменты.

Вот у меня на столе есть некоторые медицинские инструменты, я показываю, вы отвечаете что это и для чего нужен.

шпатель – смотреть горло

фонендоскоп – слушать легкие , бронхи

градусник – измеряем температуру

таблица для проверки зрения – определить зрение

бинт – нужен, для того чтобы перевязать рану.

- Ребята, слышите, кто-то у нас в группе плачет. Ой, да ведь это куклы плачут. Давайте узнаем, что случилось с ними? Тихо куклы не плачьте, мы вам сейчас поможем.

-… спроси у куклы Маши, что с ней случилось.

«Кукла Маша, почему ты плачешь?»

Кукла Маша заболела. Утром даже не поела. Не смеётся, не играет. Целый день она молчит. Даже «мама» не кричит. Ребята посмотрите, она показывает, что у нее болит? Значит, что у куклы Маши болит?

-Горло

А как вы думаете, почему у нее горло заболела?

(может быть, она много мороженное ела, воду холодную пила или снег ела – вот и горло заболела). Ребята, куклы Маши болит горло, она кашляет, какой врач поможет? ( врач-педиатр).

Врач – педиатр, что делают с больными? (осматриваю больных, измеряют пульс и давление, слушают дыхание, выписывают лекарства). Кукле Маше поможет врач – педиатр.

А послушайте, что болит у куклы Кати: еле глазки открываю. Ничего не понимаю. Целый день они болят.

Что болит у куклы Кати?

Как вы думаете, почему же у нее глазки заболели? (потому что она близко смотрела телевизор, долго играла на компьютере, грязными руками трогала глаза, может соринка попала).

А какой же врач поможет Кати? Врач – окулист.

А что делает, врач окулист? (проверяет зрение, выписывает капли для глаз, мазь. А если глаза очень плохо видят, тогда врач – окулист назначает очки).

У куклы Тани болит нога, она качалась на качелях и упала. Какому врачу пойдет Таня?

Да. Тане поможет врач –хирург.

Надо срочно что-то делать. Как помочь нашим куклам? Чем помочь?

-Я придумала.

Нам нужно еще одну загадку отгадать:

В этом домике врачи.

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы -

Отпускают лишь здоровых.

А каком домике, говориться в загадке? (центр здоровья). Правильно только в центре здоровья помогут нашим куклам.

В.: - Ребята, вы знаете как нужно вести себя в центре здоровья?

Дети: - Нельзя кричать, бегать, толкать людей, потому что они себя плохо чувствуют. Надо быть вежливыми.

В.:- А когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу?

Дети: -Нет, сначала надо взять медицинскую карточку.

В.: Где мы берем медицинскую карточку?

Дети: В регистратуре.

В.: - Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Кто нас встречает в регистратуре?

Дети: - Там сидит регистратор, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту.

В.: - Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой идем к кабинету врача. Врач нас осматривает, может выписать лекарство. А где мы может получить это лекарство? (в аптеке). Правильно.

«Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру – «Центр здоровья». Будим играть?

В.: - Прежде чем помочь нашим куклам , надо распределить роли. Кто из вас хочет быть регистратором? А аптекарем? Кто хочет быть врачом-окулистом? Кто хочет быть врачом – педиатром? Кто хочет быть врачом – хирургом? А медсестрой? (выбор ролей по желанию детей). Остальные дети будут пациентами.

В.: А я буду главным врачом и буду наблюдать за работой всех врачей и других работников центра здоровья.

Вот у нас с вами самый настоящий центр здоровья с разными врачами. Работают центре здоровья врач-педиатр, врач-окулист, врач – хирург. Давайте еще раз вспомним, что делает врач?

врач - принимает пациента, выслушивает, осматривает, назначает лечение;

А регистратор?

регистратор - записывает больных на приём, выдаёт медицинскую карту;

Врачи занимайте свои рабочие места. А вы все остальные будете пациентами. Ребята в первую очередь нужно помочь нашим куклам.

Дети занимают свои места.

Центр здоровья открылся.

Дети по очереди подходят в регистратуру.

Регистратор спрашивает: - Здравствуйте. Ваша фамилия, имя, адрес. Ваш полис.

Пациент: Здравствуйте, я живу... . Вот полис. Медрегистратор: - Возьмите Вашу карточку (на карточках нарисованы такие же геометрические фигуры, как на полисах у детей-пациентов). К какому врачу Вы идете?

Пациент: - К терапевту.

В.: - Каждый врач ведет прием в определенное время.

Регистратор: - Ваш врач принимает в кабинете №1.

Пациент: - Спасибо.

В.: - Прием начинает врач-педиатр.

Пациенты проходят к кабинету врача.

В-I. Ребёнок-врач-терапевт: «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что у вас болит? »

Ребёнок - пациент: «У меня болит горло, сильный кашель».

Врач: «Давайте вас посмотрим. Откройте рот, скажите «а-а-а» я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Да, горлышко красное. Медсестра Вам выпишет рецепт. Лекарство получите в аптеке».

Ребенок – пациент: Спасибо, доктор. До свидания.

В.: - Сейчас прием начинает врач-хирург.

В-I. Ребёнок-врач-хирург: «Здравствуйте, проходите, садитесь. На что Вы жалуетесь»?

Ребёнок - пациент: Здравствуйте, доктор. Я бежал на автобус и упал. У меня болит нога».

Врач: «Давайте я вас сейчас посмотрю. Да, у вас сильный ушиб. Медсестра Вам помажет мазью и наложит повязку. Я Вам выпишу мазь от ушибов».

В-II. Ребенок-врач-хирург: «Здравствуйте, проходите, садитесь. На что Вы жалуетесь»?

Ребенок – мама с сыночком: «Здравствуйте, доктор. Мой сынок качался на качелях и упал. У него болит рука».

Ребенок-врач-хирург: «Покажи мне свою руку. Ничего страшного. Медсестра сейчас помажет зеленкой и забинтует. Вот рецепт. Купите зеленку в аптечном киоске».

Ребенок-пациент: Спасибо, до свидания.

Ребёнок-врач-окулист: «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что вас беспокоит? »

Ребёнок – пациент: «Я плохо вижу».

Врач: Садитесь на стул. Закройте левый глаз. Называйте картинки, которые я покажу.

Ребенок – пациент: Машина, кран и т.д..

Врач: Я Вам выпишу рецепт на очки, чтобы вы лучше видели.

Ребенок – пациент: Спасибо, доктор.

Врач: Очки получите в аптечном киоске по рецепту.

Ребенок пациент: До свидания.

В.: - Все получили рецепты? (Да). – Все получили помощь врачей? (Да).

В.: - Открылся аптечный киоск? Можно пройти и получить лекарства по рецепту.

Дети идут в аптечный киоск и получают на лекарства по рецептам.

Аптекарь: - Здравствуйте, ваш рецепт.

Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.

БЕСЕДА

О ПРОФЕССИИ ВРАЧ

Дорогие друзья! А теперь поговорим о профессии врача.

Представьте, что летним жарким днем вы гуляли в парке, пили холодный квас, съели несколько порций мороженого. К вечеру у вас разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк.

Ясное дело — вы заболели!

Утром мама позвонила в районную поликлинику и вызвала на дом детского врача — педиатра. Наука о лечении детей — педиатрия — происходит сразу от двух греческих слов: «пейдос» значит дитя, и «атрия» — лечение.

Поможет врач

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь —

Ведь тебе поможет врач!

Вот и к вам пришел ваш участковый педиатр — Ольга Сергеевна.

Она внимательно послушала легкие и сердце, попросила у мамы ложечку и посмотрела ваше горло.

— Ничего страшного! Ни ангины, ни бронхита у Андрюши нет, — успокоила Ольга Сергеевна маму. — Ему нужно побольше пить — можно чай с лимоном, с липовым цветом, подойдет и теплое молоко с медом. Полоскать горло настоем целебных трав. Никаких лекарств я пока выписывать не стану, а вот витамины, особенно свежие овощи и фрукты, мальчику помогут выздороветь быстрее. Конечно, Андрюше следует полежать в постели три-четыре дня, а потом приходите ко мне, я его снова осмотрю.

Вы стали выполнять рекомендации врача, и через несколько дней болезнь как рукой сняло!

Может быть, оттого вы поправились так быстро, что любите и уважаете Ольгу Сергеевну. Ведь вы знакомы с ней с самого раннего возраста. Она всегда приветлива, внимательна, любит пошутить, умеет расположить к себе. Некоторые малыши боятся врачей, не могут сами рассказать о том, что у них болит. Поэтому детскому врачу так важно быстро найти контакт с ребенком.

Послушайте стихотворение.

Наташа заболела

У Наташи кашель,

И головка горяча.

Мама вызвала Наташе

Утром детского врача.

— Расскажите, что стряслось? —

Задал врач простой вопрос.

Шепчет девочка несмело:

— Я мороженое ела,

Оттого и заболела.

— Горло красное на вид, —

Вынес доктор свой вердикт:

— Чай с малиновым вареньем —

Вот прекрасное леченье.

И побольше витаминов —

Свежих ягод, мандаринов.

Уже с самых древних времен люди старались предупреждать и лечить болезни. Так появилась и стала развиваться медицина.

Первобытные люди познавали полезные свойства растений, минеральных вод, некоторых веществ животного происхождения.

В Древней Руси знахари-травники собирали целебные травы, сушили их, применяя для лечения хворей. «На каждую болезнь — своя травка» — так они считали.

Издавна на Руси сложилась поговорка «Лук да баня всё правят». Люди знали о полезных свойствах лука и чеснока, добавляли их в пищу. Ведь и в самом деле, в луке и в чесноке содержатся особые летучие вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. В крестьянских избах висели связки лука и чеснока.

Сложилась и такая поговорка — «Лук от семи недуг».

Наши предки любили париться в банях, хлестали друг друга березовыми вениками — хворь выгоняли.

Современная медицина, конечно, оснащена самыми последними достижениями науки и техники: приборами и аппаратами, инструментами, лекарствами. Но при всех достижениях медицины главной фигурой в ней остается врач и его помощники — медицинские сестры и санитарки.

«Никакой прибор не заменит чуткого сердца врача, его доброй души», — писал академик Б.В. Петровский.

«Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов», — говорил врач и писатель А.П. Чехов.

Если в семье заболел кто-то из взрослых, то из поликлиники вызывают врача-терапевта (это слово происходит от греческого слова, означающего заботу, уход, лечение). Болезни, которые лечат терапевты, — самые распространенные.

Работа терапевта требует знаний, вдумчивости, внимательного отношения к больному. Прежде всего, терапевт распознает, чем болеет его пациент, то есть ставит диагноз.

Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение.

Очень важна в работе врача-терапевта и профилактика заболеваний — например, прививки.

Врачи-специалисты лечат разные заболевания.

Врач-инфекционист лечит инфекционные заболевания. Когда-то эпидемии чумы, оспы, холеры, сибирской язвы уносили жизни сотен тысяч людей, больше чем любые войны. Сейчас эти болезни можно считать побежденными. Но и в наше время существуют инфекционные болезни, передающиеся от больного человека к здоровому. Лечат их в особых инфекционных больницах.

Врач-хирург — самая героическая из врачебных профессий. В переводе с греческого «хирургия» означает «рукодействие».

Хирург в больнице, на войне должен быть готов к любым неожиданностям, он обладает глубокими знаниями, огромной выдержкой, «золотыми» руками.

По многу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и медицинских сестер — операционная бригада.

Смелость, настойчивость, точность — важные свойства хирурга.

Врач-офтальмолог (от греческого слова «глаз») занимается лечением зрения.

Ребенка перед поступлением в школу или в детский сад обязательно показывают глазному врачу. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у ребенка дефектов зрения.

Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если надо, вживляют искусственный хрусталик.

Врачи-офтальмологи совершают поистине чудо — ослепший человек вновь видит!

Врач-стоматолог лечит зубы, десны.

Слово «стома» по-гречески означает «рот». Вы, конечно, знаете, как важно чистить зубы, чтобы они были здоровыми, крепкими.

Чистим зубы

Зубы чистим пастой мятной,

Ароматной и приятной.

Щеткой действуем умело.

Зубы станут очень белы!

Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Во всех этих случаях мы вызываем «Скорую помощь» — звоним по номеру «ноль-три». У врачей «скорой» есть машина (вы ее, конечно, видели — она белая с красным крестом). Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз, действовать срочно. Если необходимо, то, оказав первую помощь, доставить больного в больницу.

Теперь вы знаете, дорогие друзья, в чем состоит работа врача, какие бывают специальности врачей.

Хочу добавить, что врачам, работающим в поликлинике, в больнице, помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают больным лекарства, водят их на процедуры.

Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам ухаживать за больными.

Какие же качества необходимы врачу?

Верно! Любовь к людям, отзывчивое сердце, глубокие знания, умелые руки, хорошая память, самоотверженность и чувство долга.

Как называется врач, который лечит детей?

Знаете ли вы своего участкового врача по имени и отчеству?

Какие качества нравятся вам в нем?

Хотели бы вы стать врачом?

В чем состоит работа врачей?

Расскажите о работе врачей — стоматолога, офтальмолога, инфекциониста, врача «Скорой помощи», хирурга. Что должен знать и уметь каждый из перечисленных врачей.

Почему работу врачей-хирургов называют героической?

Кто помогает врачу лечить больных?

Расскажите о работе медицинской сестры и санитарки.

БЕСЕДА

ЧТО НУЖНО ДОКТОРУ ДЛЯ РАБОТЫ

Педагог: Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?   (врач)

Правильно, врач. Как по-другому можно назвать врача? (доктор)

Где работает доктор? (в больнице)

Что он делает? (лечит больных, ставит укол, дает таблетки, измеряет температуру)

Кто помнит, что надевает доктор на работе? (дети отвечают – белый халат, белый колпак).

Педагог: Когда доктор идет лечить больных, он берет с собой вот такой чемоданчик. Хотите узнать, что в нем лежит?

Педагог выставляет на мольберт предметные картинки:

Что это? (термометр) Термометр для чего нужен? (дети отвечают)

Шприц …

Игла у шприца (какая?) (острая, тонкая, длинная, металлическая)

Бинт…

Вата…

Вата какая? (белая, мягкая, пушистая)

Фонендоскоп…

Шпатель…

Таблетки…

Таблетки какие? (горькие, кислые, невкусные, полезные, круглые).

Как вы думаете, можно брать таблетки без разрешения взрослых? Почему?

Педагог выставляет на мольберт картину

«Что нужно доктору для работы?»

Посмотрите внимательно, кто нарисован слева?

Как вы узнали, что это доктор? (Он одет в белый халат, белую шапочку, и у него в руке чемоданчик).

Назовите предметы, нарисованные справа.

Скажите, что доктору не нужно для работы.

Правильно, зонт для работы доктору не нужен.

Педагог обращает внимание детей на мокрого зайку.

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Зайчик кашляет, чихает. Что, ребятки, случилось с зайчиком? (дети отвечают, что зайчик заболел).

Давайте мы полечим зайчика, дадим лекарство и положим его спать.

Лепка «Таблетки для зайчика»

Проходите за столы. Берите маленькие кусочка пластилина, круговыми движениями раскатывайте, чтобы получились круглые таблетки.

Дети катают из пластилина шарики-таблетки. Затем дают их Зайчику.

БЕСЕДА

У ВРАЧА

Беседа начинается с пословиц, связанных с темой.

Здоровье – дороже богатства.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Воспитатель: А как надо беречь здоровье?

Если люди не закаляются, не занимаются спортом, плохо питаются, не соблюдают режим дня, то со временем могут заболеть.

Воспитатель:  Что нужно использовать для лечения?  

Воспитатель:  Что нужно помнить при приеме лекарств?

Правила приема лекарств

- не принимай никакие лекарства самостоятельно;

- лекарства прописывает только врач;

- все лекарства должны храниться в специально отведенном месте – аптечке, которая должна закрываться;

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в поликлинику. Здесь работают врачи, а так же люди, которые им помогают.

  Вместе людей, которые работают в больницах и поликлиниках, называют медицинские работники. А места, где они работают – медицинские учреждения.

Врачи – очень умные и добрые люди, они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели.

Воспитатель: А вы были когда-нибудь у врача?

Дети:  был(а)

Воспитатель:  А как называются люди, которые посещают врача?

Дети: Пациенты.

Воспитатель: Вы помните, во что обычно одеваются врачи?

Дети: Они носят белые халаты и белую шапочку на голове.

Воспитатель: А кто работает в поликлинике?

Дети: Врач, медсестра.

Воспитатель. А вы хотели бы узнать, кто ещё работает в поликлинике?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Тогда давай мы начнём нашу экскурсию и познакомимся поближе с теми, кто работает в поликлинике. Итак, мы заходим в поликлинику и первого, кого мы видим, это регистратор.

Кто же такой регистратор:

Это очень нужный человек в поликлинике. Его кабинет называется регистратура. Он записывает всех больных на приём к врачу, выдаёт специальный лист – талон. В талоне написано, когда больному нужно прийти к врачу и в какой кабинет пройти. В регистратуре можно вызвать врача на дом или получить справку.

А ещё в регистратуре хранятся все  медицинские карточки.

Воспитатель: Вы знаете, что такое медицинская карточка? Это такая специальная тетрадь, в которой записаны все прививки, которые делались пациенту  и все болезни, которыми он переболел.

Итак, давай посмотрим первый кабинет. В нём работает врач педиатр.

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь,

Это просто детский ...(врач).

Кто же такой педиатр? Это тот врач, который лечит детей, проще говоря – детский врач. Он наблюдает ребёночка от самого рождения, следит за его ростом и весом. Если ребёнок заболел, он его осматривает, прослушивает, измеряет температуру, затем назначает нужные лекарства, следит, чтобы лечение проходило успешно.  

А теперь давайте постучимся в следующий кабинет.

Заболело ушко, горлышко першит

Да еще вдобавок, носик мой сопит

«Что ж, придется выписать укол»

- Сказал мне грустно доктор… (лор)

Он пришел к врачу отоларингологу. Но это название очень сложное, поэтому чаще этого врача называют ЛОР.

Давай выясним, кто же такой ЛОР и что же он лечит? А лечит этот врач  ушки, горло и носик. Обычно, когда детки болеют, они идут сначала к педиатру. И, если заболевание не сложное, педиатр лечит сам. Но если заболевание серьёзное, тогда педиатр выдаёт направление к ЛОРу.

Разыгрывается игра «Испорченный телефон». Участникам необходимо передать фразы: Крепок телом – богат душой. Лук от семи недуг лечит.

Давай отгадаем, к какому следующему врачу мы пойдём?

Глазки наши сбережет,

Капельки для них найдет.

По глазам специалист

Добрый доктор…(окулист)

Этот талон к врачу, который называется окулист.

Давай зайдём в кабинет окулиста, здесь на стене висит плакат с изображением картинок и букв для проверки зрения. Эту профессию ещё называют таким сложным словом, как офтальмолог. Это врач, который, как вы уже догадались, лечит наши глазки, занимается болезнями, связанными со зрением. Он помогает подобрать очки или контактные линзы, проверяет на разных аппаратах здоровье глаз и при серьёзных болезнях назначает лечение, выписывает лекарства.

 Проведём гимнастику для глаз..

Я конфеток много ел

Вот мой зуб и заболел.

Что мне делать? Как мне быть?

Надо зубик подлечить.

Зубик мой мне очень дорог

Помоги мне…(стоматолог)

Написано на нём стоматолог .

Зайдём к нему в кабинет. Стоматолог – это зубной врач. Он лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, если зубы неправильно выросли; помогает, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели. Врач стоматолог учит взрослых и детей правильно чистить зубы. Бояться этого врача совсем не стоит, а вот посещать его надо регулярно, и тогда наши зубки всегда будут красивые и белые.

Если вы сломали Ногу,

Руку о сундук,

Этот врач уж тут как тут

И зовётся он….. хирург!

Ну, вот и закончилась наша с вами экскурсия в поликлинику.

Давайте вспомним всех врачей, с которыми мы сегодня познакомились.

- Как называется врач, который лечит детей?

- У какого врача в кабинете висит табличка, с помощью которой можно проверить зрение?

- Кто из врачей учит правильно чистить зубки?

- Как называется врач, который делает операций?

- К какому врачу нужно обратиться, если сильно заболели  ушко, горлышко или носик?

- Как называется медицинский работник, который выдаёт талоны к врачам?

- Где работает регистратор?

БЕСЕДА

 ПОЧЕМУ БОЛЯТ ЗУБЫ

Воспитатель: Сегодня мы ребята поговорим с вами о наших зубах. У нас у всех есть зубы. А как вы думаете, для чего нам нужны зубы?

Ответы детей: (чтобы есть, пережевывать пищу, и т.д.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Зубы нам нужны, чтобы кушать.

Ребятки, скажите, а вы что больше любите кушать?

Воспитатель: А конфеты, шоколадки, торты, варенье любите кушать? Все правильно, мы все обожаем кушать сладости, но оказывается, когда много кушаешь сладости, они начинают разрушать наши зубы, на зубах появляются дырочка и зуб начинает болеть. А когда зуб болит, куда мы идем?

Ответы детей. (в больницу к врачу.)

Воспитатель: - Правильно, мы должны идти к врачу и лечить зуб. Но чтобы наши зубы не болели, лучше всего подражать зайчонку – есть больше овощей и фруктов, и конечно не пить без конца сладкий чай и компот. А вот кефир и молоко пить полезно.

(сюрпризный момент – слышится плач куклы)

Воспитатель: - Ой, ребятки, слышите, кто-то плачет? Пойду я посмотрю.

(воспитатель вносит куклу Ксюшу с перевязанной щекой, жалеем куклу и выясняем, что случилось с Ксюшей).

- Оказывается, она была в гостях и там съела много сладкого, и у нее заболели зубы.

- Ксюша ты как раз вовремя пришла, мы сегодня учимся, как правильно ухаживать за зубами. Садись на стульчик, мы тебя тоже научим. Только с ребятами немножко отдохнем.

Наши деточки устали,

И со стульчиков все стали,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берем

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сами вытремся посуше.

Воспитатель: - Ребята, сколько у нас во рту зубов?

Ответы детей: - Много.

Воспитатель: - Правильно, много. Покажите свои зубы. Вот какие красивые зубы. Но каждый наш зубик нужно беречь и охранять. Беречь, мы уже знаем как:

1. Не есть слишком много сладостей.

2. А еще нужно, после еды полоскать рот теплой водой.

- У нас у всех есть промежутки между зубами, в которых застревают кусочки пищи. Поэтому посмотри Ксюша, как надо стараться, чтобы вода прошла через эти промежутки.

(показ действий воспитателем детям)

( показ действий детьми)

Воспитатель: - Ну, теперь нам совсем стало ясно, как беречь зубы. Но кто же их будет охранять? А охранять их будет зубная паста и зубная щетка.

Сейчас мы с вами будем учиться правильно, чистить зубы, но только пока без зубной пасты.

- Посмотрите, как правильно нужно держать зубную щетку.

(показ воспитателем правильной чистки зубов )

- Сначала чистим передние зубы: снизу – вверх. с верху – вниз, затем боковые – с левой стороны, боковые – с правой стороны.

(вся группа детей учится)

- Молодцы! В следующий раз мы будем учиться правильно, чистить зубы внутри, а только потом с зубной пастой.

Воспитатель: (обращение к кукле Ксюше)

-Ксюша, ты запомнила, как правильно нужно ухаживать за зубами, чтобы зубы не болели.

Кукла Ксюша: - Да. Спасибо вам ребята. Теперь я буду беречь, и охранять свои зубы.

1. Меньше буду, есть сладостей, больше овощей и фруктов.

2. После того как покушаю, обязательно буду полоскать рот.

3. И 2 раза в день утром и вечером буду чистить зубы.

Воспитатель: - Ребята, давайте Ксюше подарим зубную пасту и зубную щетку и пригласим ее на следующие занятия.

( дети приглашают куклу Ксюшу в гости)

(кукла Ксюша благодарит детей, прощается и уходит)

Воспитатель: - Наше занятие закончилось, давайте ребята, и мы попрощаемся с нашими гостями. Дружно скажем до свидания.

На занятии мы уточнили, для чего нам нужны зубы. Зубы нужны не только людям, но и животным. Теперь мы знаем, что лучше кушать полезные продукты, чтобы зубы сохранились.

Научились правильно чистить зубки.

БЕСЕДА

БЕРЕГИ ГЛАЗА

- О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку^

 "Два братца через дорогу живут, друг друга не видят"? (глаза)

-Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

- Тема «Береги глаза» или «Как сохранить хорошее зрение». Здесь о том ведётся речь, как глаза свои беречь!

- Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются?  (По цвету:  голубые, серые, карие, зелёные.)

-У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

-Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Если мы войдем вечером в комнату, мы будем видеть все в черно-белых тонах. Это работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки, которые чувствуют цвет - колбочки. И мы видим цветные картинки.

Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

-А зачем человеку слезы?

Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

А если соринка в глаз попала? Что делать?

Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу.

Если они не хотят принимать лекарства, не посещают кабинет медика для лечения на специальных аппаратах, то положительного результата они не увидят.

Глаз—волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружён.

Стенкой гладкою и белой,

Называемую склерой.

Впереди кружочек тонкий--

Роговица, словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло--

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый,

Впереди пред белой склерой.

Яркой радужки кружок

Украшает глаз—домок.

В центре радужки —зрачок,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло—зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет наш зрачок,

Станет сразу же широк.

Упражнения для тренировки глаз

1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

- А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.

-Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи  2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

-Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?

-Не трите глаза руками.

-Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

-Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

-Не играйте в опасные для глаз игры.

-Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

- Не играйте с взрывоопасными предметами.

- Не смотрите на солнце без темного стекла.

-Не смотри долго телевизор,

-Не играй долго в компьютерные игры.

Подведение итогов.

-Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? ( Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

-Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить:  - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

БЕСЕДА

 ЗАЧЕМ НУЖНО МЫТЬ РУКИ

- Ребята, каждый день,  и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки!

- А вы как думаете, ребята? (ответы детей)

- На самом деле

- Внимательно посмотрите на свои  руки. Вы видите микробов? Почему?

- Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных   увеличительных приборов,  их можно разглядеть только под микроскопом.

- А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

Микроб — ужасно вредное животное:

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет — и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Ты спросишь:

«Как туда он попадет?!»

- Ну конечно через рот!

* микробы живут везде - в воздухе,  в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и   игрушках и других предметах.

*микробы - это очень   маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

* микробы бывают полезные и вредные

(полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

* чтобы не заболеть –  надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

- Как помогают полезные микробы?

Полезные микробы

помогают  при создании  разных лекарств,

при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны…,

в сельском хозяйстве для создания  удобрений для растений.

- Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы,

попадая внутрь  организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота  и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

- Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?

Все болезни у ребят,

От  микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Интерес к здоровью детей обусловлен всё возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития.

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличаются особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию здоровью и организацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Ребёнок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема.

Многие учёные главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующую в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребёнка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его привычки и поведение. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, само утверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип и лежит в основе технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо понимать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с ранних лет. От чего же зависит здоровье ребенка?

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Выше изложенные соображения определяют обосновывают необходимость работы по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью.

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей ставят перед нами новые задачи:

- сохранение, укрепление здоровья детей;

- воспитание у них потребности в здоровье и в здоровом образе жизни.

Но, установка на здоровье и здоровый образ жизни формируется лишь в результате определенного воздействия, при этом особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по мнению И.И. Брехмана состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста». Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья. Вот почему в детском саду и дома следует:

воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку;

способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков;

знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;

учить правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.

Для комплексного решения обозначенных выше задач была составлена «Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста». Она делится на три блока:

1. Физкультурно-оздоровительный, сюда вошли:

- утренняя гимнастика;

- три физкультурных занятия;

- спортивные развлечения, досуги, дни здоровья;

- большие спортивные праздники 2 раза в год.

2. Формирующий здоровый образ жизни состоит из минуток здоровья:

- гимнастика для глаз;

- физкультурные минутки;

- гимнастика после сна;

- дыхательная гимнастика.

3. Взаимодействие с семьями воспитанников включает санитарно-просветительскую работу: консультации, устные журналы, обмен семейным опытом, совместные с детьми вечера досуга.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природы - и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в сохранении культурных традиций детского сада.

С этих позиций в центре работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью должны находиться:

- во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;

- во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Для этого в работе с детьми необходимо искать новые подходы к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в детском саду, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ И СКОЛИОЗА

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрела особую актуальность. Например, со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

Плоскостопие-часто встречающаяся деформация нижних конечностей детей. При деформации стопа соприкасается с полом (землей) почти всеми своими точками и след лишен внутренней выемки. Различают врожденное и приобретенное плоскостопие. Врожденное плоскостопие наблюдается редко, приобретенное часто! Из-за этого недуга резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника (в дальнейшем может привести к его искривлению), затрудняются движения (ходьба и бег). Все это отрицательно влияет на общее физическое развитие ребенка и снижает его работоспособность.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития и ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Вместе с тем, в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

В условиях ГБОУ профилактической и коррекционной работе уделяется большое внимание, но внедрение целенаправленных комплексов упражнений в быт семьи положительно повлияет на здоровье детей и взрослых. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно только на основе совместной деятельности педагогического коллектива и родителей!

Ниже я предлагаю вашему вниманию один из комплексов специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени (формирование свода стопы). Их можно применять в процессе утренней зарядки или гимнастики после дневного сна. Наибольший эффект достигается, если выполнять упражнения босиком. Дозировка: каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз (зависит от возраста и подготовленности ребенка). С целью создания положительного эмоционального настроя следует выполнять упражнения под музыку. Можно использовать загадки и песни, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет повышать интерес и активность ребенка. Желаю удачи!!!

Комплекс «Утята»

1.Утята шагают к речке

и.п.-сидя согнув ноги, руки в упоре сзади

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2.Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку

и.п.- сидя согнув ноги, руки в упоре сзади

1-2-поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп

3-4-и.п.

3.Утята встретили на тропинке гусеницу

и.п.-то же

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4.Утка крякает

и.п.-то же

1-2-отрывая пятки от пола, развести их в стороны (клюв открылся), произнести «кря-кря»

3-4-и.п.

5.Утята учатся плавать

и.п.-сидя руки в упоре сзади носки вытянуть

1-4 чередовать сгибание и разгибание стоп в голеностопном суставе.

ПРОФИЛАКТИКА СКОЛИОЗА

Нарушение осанки у детей встречается очень часто. Что же может произойти? Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, отходя от позвоночника, спина горбится, живот выпячивается вперед. Начинает искривляться позвоночник, возникает боковой изгиб (сколиоз) или сутулость.

Все это вредит здоровью.

П р и ч и н ы неправильной осанки:

1. Привычка стоять с опорой на одну ногу.

2. Походка с опущенной головой.

3. Одностороннее отягощение.

4. Привычка сидеть на передней части стула.

5. Высокий стул, стол.

6. Очень мягкая мебель, постель, подушка.

7. Привычка спать в одной позе, на одной стороне.

Основным средством профилактики и лечения сколиоза служат физические упражнения, способствующие подвижности грудной клетки, укреплению мышц спины, межлопаточной зоны, живота, а также устранение причин возникновения неправильной осанки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В БЫТУ

Острые, колющие и режущие предметы обязательно кладут на свои места. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности.

Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара, нельзя вставлять пальцы в электророзетки.

Лекарства следует хранить в местах, недоступных для детей.

Не разрешайте детям дома открывать окна и выглядывать из них, одним выходить на балкон и там играть.

Нельзя брать спички, трогать газовую плиту – газ очень опасен.

Нельзя трогать бытовую химию, стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов.

 Список самых опасных для ребёнка предметов в доме.

1. Розетки!

2. Батареи, особенно в отопительный сезон (малыш может просто засунуть туда руку или ногу)

3. Стелящиеся по комнате провода.

4. Двери (малыши так любят открывать и закрывать их).

5. Любая техника в доме.

6. Кухня - самая опасная часть дома (подумайте сами, какие опасности таятся в электрическом чайнике, стиральной машине, электрической или газовой плите, стеклянной посуде, в ведре для отходов).

7. В каждой комнате есть окно, в которое хочется заглянуть, даже если для этого нужно встать на подоконник.

8. Скатерть на столе (ребёнок легко может потянуть за скатерть, и тогда всё, что стоит на столе, каким бы тяжелым оно не было, обязательно упадёт).

9. Мелкие предметы (они кажутся ребёнку очень привлекательными, их хочется взять в руку, покрутить, и даже попробовать на вкус! Куда ещё может их положить ребёнок, никому не известно.)

Предлагаем вам продолжить список самим, исходя из особенностей вашего дома, и немедленно примите все необходимые меры предосторожности!

Памятка для родителей

БЕЗОПАСНОСТЬ детей – наше общее дело!

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д. !

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни).

Ребенку надо объяснить что:

• Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно.

• Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т. д., когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.

• Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

Правила безопасности с электроприборами:

Убедитесь в том, что вся электропроводка в вашей квартире исправна. Купите специальные заглушки для розеток. Любимое занятие детей – вставлять предметы в различные мелкие дырочки. Не оставляйте ребенка в комнате наедине с включенными электроприборами.

• Правила безопасности на кухне:

Большинство опасных предметов находятся на кухне и в ванной комнате. Это не только острые и горячие предметы, но и различные химические средства для уборки. Поставьте их на верхнюю полку или спрячьте в шкафчики под ключ. Идеально, если ребенок не будет иметь доступа в кухню, когда там нет взрослых. Открутите на время дверную ручку у двери, ведущей на кухню, или просто сделайте ее повыше.

• Безопасная аптечка:

В каждой семье есть домашняя аптечка, крайне любопытный объект, и не менее опасный. В ней находится множество лекарственных средств. Имеет смысл поднять аптечку на высокий шкаф или сделать так, чтобы ребенок не видел ее вовсе. Все лекарства, которые нужны вам каждый день, храните на виду, но высоко.

Если ребенок все же умудрился проглотить пилюлю, вызовите у него рвоту солевым раствором. Сразу же вызовите бригаду скорой помощи. Препарат может подействовать мгновенно, а пока вы довезете ребенка сами, вы потеряете много времени. Лучше сразу набрать короткий номер 03.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (младшая группа)

Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия;Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство ...

Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Развитие диалогической речи через сюжетно-ролевую игру...

Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника" . Старший дошкольный возраст....

Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Презентация проекта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"...

Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"...