Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
проект (старшая группа) по теме
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника". | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший дошкольный возраст
г. Киржач
МБДОУ № 40
2013год
Воспитатель:
Семёнова И.В.
Проблема:
Детям трудно организовать игру «Поликлиника», осуществить ролевое взаимодействие.
Обоснование проблемы:
- Недостаточность представлений у детей о деятельности врачей разных специальностей и о назначении различных кабинетов в поликлинике;
- Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно - ролевых игр и умение играть в них.
Актуальность
« Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный
поток представлений , понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности…»
В.А.Сухомлинский.
Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться и договариваться, ценить и любить прекрасное, становится выносливее и смелее.
Игры способствуют развитию умения концентрировать внимание, развитию памяти, речи, фантазии, восприятия.
Ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем ими пользоваться в реальной жизни.
Трудно спорить с тем, что в основе всестороннего развития человека лежит здоровье. Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильные представления о здоровом образе жизни. И в этом первым помощником является сюжетно – ролевая игра.
«Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе», - говорил А.С. Макаренко.
Цель:
- Расширять представления детей о деятельности врачей разных специальностей и активизировать в речи соответствующие понятия.
- Поддерживать интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.
Задачи:
Для детей:
- познакомить детей с целью проекта, разработать совместно с детьми план действий по ее достижению;
- формировать умение определять суть практической задачи на основе поставленной проблемы;
- углублять знания детей о труде врача, медицинской сестры, работника аптеки;
- учить детей передавать в игре профессиональные действия врача, правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги;
- развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- продолжать учить детей объединять сюжеты разных игр;
- помочь детям наладить взаимодействия в совместной игре;
- продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас;
- формировать здоровьесберегающие компетенции:
умение заботиться о собственном здоровье, знание о способах оказания первой помощи.
Для родителей:
- познакомить родителей со структурой сюжетно – ролевой игры, ее обучающими задачами, способами подачи детям;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в семье и в ДОУ.
Для педагогов:
- разработать план мероприятий по проекту;
- создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;
- подготовить наглядный материал для родителей.
Длительность:
Долгосрочный. Октябрь 2012г. – апрель 2013г.
Тип проекта:
Познавательно-игровой
Участники:
Дети, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются умения играть по собственному замыслу;
- дети научатся ролевому взаимодействию, коммуникативным навыкам;
- дети получат знания о специализациях медицинских работников;
- обогатится словарный запас детей;
- приобретенные знания и навыки помогут детям осознать значение ЗОЖ;
- родители получат необходимые теоретические знания по данной теме.
Основные направления проекта:
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
1. Изучение познавательной и методической литературы:
- Журналы «Дошкольное воспитание»
- « Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду» Н.Ф. Комарова
- « Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми» Т.Д. Пашкевич
- « Я и мир» Л.Л. Мосалова
- « Социальный мир» О.Ф. Горбатенко
2. Совместно с детьми:
- оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр), регистратуру, аптечный пункт;
- Лекарства: мази, порошки, таблетки, капли, горчичники и т.д.
- Инструменты: фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало лор-врача,
таблица для проверки зрения, ростомер, градусники и т.д.
- Документация: медицинские карты на каждого «больного»,
у каждого ребенка- пациента пейджики с геометрическими фигурами.
- Талоны, рецепты, рекламки, визитки.
3. Содержание деятельности с семьёй:
- Анкетирование.
- Консультации:
- «Игра в жизни ребёнка»;
- «Красивая осанка – залог здоровья
- «Питание ребёнка-дошкольника»
- Фотовыставки:
- «Играя – учимся, играя – познаём»;
- «Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»;
- Стенгазета «В здоровом теле – здоровый дух».
- Привлечение родителей к оформлению игрового уголка:
- атрибуты игры;
- костюмы;
- Оформление альбомов: «Загадки. Пословицы. Стихи»
Основной этап
Решение поставленных задач с детьми. Игровая деятельность
- Обсуждение содержания сюжета игры.
- Использование многоперсонажных сюжетов.
- Поиск решения с помощью воспитателя.
- Организация игрового пространства «Поликлиника»
(кабинет врачей-специалистов, лекарства, инструменты, таблицы)
- Использование предметов – заместителей.
- Принятие на себя роли.
7. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей.
8. Диалоги персонажей. Взаимосвязь партнеров.
Ролевое взаимодействие.
- Пациент – врач;
- Регистратор – пациент;
- Врач – медсестра;
- Медсестра – больной.
Заключительный этап
Итог:
Самостоятельная игра детей. Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Результат:
- Дети стали чаще использовать сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» и с большим интересом и успехом играть в нее, объединять в единый сюжет с разными играми.
- Дети стали больше проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.
- Дети по собственной инициативе активно обмениваются ролевыми высказываниями, беседа стала интересная и длительная, обогатился словарь детей.
- Взаимодействие детей в игре раньше было кратковременное, теперь стало длительное.
- Игра стала самостоятельной деятельностью.
- Родители стали более внимательными к играм детей и активными в жизни группы.
Приложение.
Экскурсии:
- в медицинский кабинет;
- в физиокабинет детского сада;
- в аптеку.
Рассказы:
- детей из личного опыта;
- « Как я посещал врача».
Беседы на темы:
- « Травмпункт»
- «Что у меня внутри»
- «Роль лекарств и витаминов»
- «Кто нас лечит»
- «Значение занятий физкультурой и спотом для сохранения здоровья»
- «Сохрани свое здоровье сам»
- «Подружись с зубной щеткой»
- «Осанка – красивая спина»
- «Врачи – наши помощники»
- «Знакомство с лекарственными растениями нашей местности»
- «Полезные продукты»
- «Будем спортом заниматься»
- Я узнаю себя: - Кто мы?
- Пять помощников моих.
- Знакомство со своим телом.
- Школа здоровья: -«Подружись с водой и мылом»
- « Вредные микробы»
- «Чтобы зубы не болели»
- «Как уберечься от простуды»
- «Закаляйся, как сталь»
- « На зарядку становись»
- Если ты попал в беду:
-«Когда съедобное ядовито» (первая помощь при отравлениях)
-«Наши помощники и враги дома» (первая помощь при травмах)
-« Когда врача нет рядом» (первая помощь при перегревании и обморожении)
Игровая деятельность
Подвижная игра
«Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем»
Дидактические игры:
- «Кто что делает?»
- «Четвертый лишний».
- «Узнай по описанию».
- «Узнай на ощупь».
- «Назови действия».
- «Подбери признак».
- «Один – много».
- «Назови ласково».
- «Собери чемоданчик доктора».
- «Кем быть?»
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Скорая помощь», «Аптека»,
«Посещение окулиста», «Ветлечебница», «Лесная больница», «Космонавты».
Сюжет: «Медицинская комиссия».
Конструирование. Ручной труд.
- постройка здания поликлиники, аптеки (из крупного строительного материала);
- из бумаги изготовление рекламок;
- изготовление медицинских карточек, упаковок под лекарства и порошки, рецептов;
- изготовление горчичников ( из картона);
- оформление альбома местных лекарственных трав.
Художественное творчество
Рисование
- вывески «Поликлиника», «Аптека»
- эмблемы;
- упаковки и этикетки;
- оформление эскизов одежды медработников;
- «Кто нас лечит?»
- «Доктор Айболит». По сказке К.И.Чуковского
- «Мойдодыр». По сказке К.И. Чуковского
- «Мы делаем зарядку»
Лепка
- Овощи и фрукты.
- Таблетки
- «Посуда». По произведению С.Я. Маршака «Федорино горе».
Аппликация
- Витамины на нашем столе.
- Визитки, талоны
Экспериментирование:
- «Проверим слух»;
- «Наши помощники – глаза»;
- «Фрукты: как их можно есть»;
- «Сколько ушей»;
- «Большой – маленький »
- Изготовление жидких «лекарственных» препаратов.
Словарный минимум
(обогащение и активизация словаря)
Профессии:
Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр), медсестра, аптекарь (провизор), регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель.
Инструменты:
Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, ростомер.
Трудовые действия:
Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализирует, «больной» жалуется.
Качество труда:
Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.
Чтение художественной литературы
О физическом воспитании
Е. Кан «Наша зарядка»; В .Суслов «Про Юру и физкультуру».
О закаливании
М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!»
О сне
П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
О питании
З. Александрова «Большая ложка»; А .Кардашова «За ужином»;
С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
О санитарно – гигиенических навыках
А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
О прогулке
А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благина «Прогулка»;
И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели», «Зимой»; Г. Ладошников «Золотистая гора» , «В день морозный», «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
О психологическом климате в группе и дома
З. Александрова «Шарик»; И, Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А.Кузнецова «Подружки»; Н.Найденова «Новая девочка»;
Г. Ладошникова «Я не плачу».
О болезнях, их лечении и профилактике
Р.Кудашева «Петушок»; С.Михалкоа «Прививка».
К.Чуковский «Доктор Айболит»; Ю.Яковлева «Больной»;
Ю.Синицина «С человеком беда»; И.Туричина «Человек заболел»,
«Загадки о врачах и оздоровье»
« Проверим слух »
Цель. Показать детям, как человек слышит звук.
Материалы и оборудование. Металлическая ложка, толстые бечевки длиной 60 см, стол (лучше металлический).
Ход. Дети выясняют, что помогает слышать звуки ( уши).
Под руководством педагога дети выполняют опыт. Привязывают ложку к середине бечевки, а концы бечевки – к указательным пальцам, так чтобы оба конца были одинаковой длины. Затыкают пальцами уши ( ложка свисает на бечевке вниз ). Дети наклоняются вперед, чтобы ложка свободно повисла и стукнулась о край стола.
Педагог обсуждает с детьми полученный результат и его причину ( мы слышим благодаря тому, что уши воспринимают различные колебания ).
Результат. Слышится звук, напоминающий звон.
Вывод. Ударяясь о стол, металл начинает колебаться, эти колебания передаются по бечевке ушам. Чтобы издать звук, предмет должен колебаться. От него колебания передаются воздуху («толкают» воздух) и распространяются в нем. Колеблющиеся частички воздуха ударяются о барабанную перепонку, благодаря чему она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше, в среднее ухо, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.
« Наши помощники – глаза »
Цель. Познакомить со строением глаза, функцией его частей.
Материалы и оборудование. Зеркало, пиктограммы ( брови, ресницы, веко, глазное яблоко ), изображение строения глаза, бумажные овалы лица и части лица, вырезанные из бумаги ( глаза, брови, нос, рот, веко с ресницами, пары зрачков нескольких цветов – серые, карие, голубые и зеленые).
Ход. Сначала педагог предлагает детям отгадать загадку о глазах. Затем дети рассматривают свои глаза в зеркало, рассказывают, из каких частей состоит глаз ( веко, ресницы, глазное яблоко ), где он находится ( в глазнице ). С помощью проблемных вопросов, ситуаций педагог подводит детей к определению значения частей глаза, показывает пиктограммы.
Например: «если потечет со лба пот, то …», «если ветер понесет пыль в глаза, то …» , «если пылинки сядут на глаз, то …» , « если появиться опасность, то …» , «если человек спит, то …», «если человек рассматривает предмет, то …».
Педагог предлагает детям следующие действия: поднять и опустить брови, сделать веселые, грустные, сердитые, удивительные глаза;
опустить и поднять веки; сделать движение глазами глазным яблоком) – направить вверх, вниз, вправо, влево, «обрисовывать» любой предмет; прищурить глаза. Педагог рассказывает детям о том, как необходимо защищать глаза: нельзя смотреть телевизор с близкого расстояния; нельзя кидаться песком в глаза друг другу; необходимо часто промывать глаза; нельзя смотреть на яркий свет без защитных очков. Затем педагог предлагает определить цвет глаз у себя и у других детей, найти себе «пару». Далее педагог предлагает составить лицо улыбающегося, грустного или зажмурившего человека, сделать свое лицо (со своим цветом глаз).
Результат. Дети выполняют предложенные действия, определяют, как изменяется лицо при зажмуренных глазах, при широко открытых и т. д.
Вывод. Дети знакомятся со строением глаза. Понимают, что глаз – очень сложный орган, имеющий много функций, знакомятся с правилами охраны зрения.
« Фрукты: как их можно есть? »
Цель. Показать детям различные способы приготовления блюд из фруктов.
Материалы и оборудование. Картинки с изображениями фруктов, сюжетная картинка « Сбор урожая в саду », тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом.
Ход. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки с изображениями фруктов и сюжетную картинку. Педагог спрашивает детей, чем отличаются фрукты от овощей. Далее педагог предлагает детям рассмотреть сырые фрукты и спрашивает, как еще человек придумал их употреблять в пищу и почему.
Вместе с детьми педагог рассматривает и пробует сушеные и консервированные фрукты, пьет компот. Все сравнивают, чем отличаются эти продукты, и делают вывод.
Результат. Дети учатся находить один и тот же фрукт, по-разному приготовленный, определять на вкус разницу.
Вывод. Человек придумал заготавливать фрукты на зиму по-разному: сушить, консервировать, варить. Во фруктах находиться много витаминов, которые полезны организму. Но полезнее всего свежие фрукты – в них все витамины сохранены.
« Сколько ушей? »
Цель. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование. Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, оба уха наверху головы, уши животных), схема строения уха человека.
Ход. Педагог дает несколько команд и выясняет, почему именно эти действия дети выполнили: что помогло услышать названия действий, для чего нужны уши. Детям дается задание: выбрать картинки с правильным изображением ушей. Дети вместе с педагогом выясняют , почему другие картинки не верны, делают вывод. Педагог предлагает детям поразмышлять, что было бы, если бы не было ушей или если бы ухо было только с одной стороны.
Дети пробуют позвать напарника, когда у него закрыты оба уха, позвать со стороны закрытого уха, окликнуть со стороны открытого уха. По окончании опыта дети делятся своими впечатлениями. Педагог, используя схему, рассказывает детям о строении уха. Дети объясняют, что может быть для ушей вредно, а что полезно, составляют «правила ухода за ушами».
Результат. С закрытыми ушами человек ничего не слышит. Если закрыто одно ухо, то звук с другой стороны будет слышен хуже, менее отчетливо.
Вывод. Уши необходимы человеку для того, чтобы слышать приближение опасности, гудок машины, рычание зверя, слышать речь других людей и общаться с ними, слышать музыку и звуки природы. У человека по одному уху с правой и с левой сторон головы, чтобы слышать с обеих сторон. Уши необходимо беречь от громких звуков, попадания в ушную раковину предметов, грязи, насекомых. Полезно регулярно мыть и чистить уши, предохранять их от холода, от попадания инородных предметов.
« Большой – маленький »
Цель. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.
Материалы и оборудование. Зеркало на каждого ребенка, настольная лампа.
Ход. Дети рассматривают свои глаза в зеркале, педагог обращает их внимание на то, что зрачки имеют одинаковый размер. Взрослый предлагает детям 1-1,5 минуты посидеть на ярком свете (один глаз при этом открыть, другой – закрыть ). Затем все рассматривают зрачок открытого глаза и того глаза, который был закрыт. Определяют, одинаковы ли они. Педагог обращает внимание детей на то, что через некоторое время зрачки опять стали одинаковыми. Все обсуждают, почему так происходит. Через некоторое время зрачки становятся одинаковыми.
Результат. Зрачок того глаза, который был закрыт, больше по размеру, он расширен.
Вывод. В темноте и при ярком свете специальная мышца глаза расширяет зрачок, а при ярком свете другая мышца сужает зрачок, ограничивая количество света, поступающего в глаз. При этом глаз избавляется от « лишнего» света. Так мышцы защищают глаза от слепоты.
Здоровье
коммуникация
физическая культура
чтение художественной литературы
безопасность
труд
художественное творчество
социализация
познание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"
Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать, придумывают новые сюжеты......
Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".
Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....
Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».
Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....
проект сюжетно-ролевой игры "Гости из будущего"
разработан с целью приобщения детей к социальной действительности и закрепления лексических тем в условиях детского сада для детей с нарушениями речи...
Проект сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"; Проект по природному миру "Природа вокруг нас"
Проект сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"...
Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.
Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...