«Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»
методическая разработка (средняя группа)
«Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master_klassa_2020_teatralizatsiya.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 45 «Ручеек» с. Кагальник
«Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом» (с использованием презентации)
Воспитатель:
Рожкова Т.А
2020г
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данная форма сопровождения способствует повышению уровня практической подготовки воспитателей, совершенствованию практических навыков, необходимых в работе с детьми.
Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.
Актуальность
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.
Цели мастер-класса:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.
- Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
- Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;
- Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.
Задачи:
1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства
2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.
3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.
4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё
5. Формировать навыки импровизации.
6. Поощрение инициативы при создании образа
Ход семинара
- Уважаемые коллеги, тема семинара театрализованная деятельность в ДОУ. Мне хочется начать словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир».
- Дорогие коллеги, все игры, которые мы будем с вами проводить, можете смело применять на практике!
- Итак, давайте встанем в круг для приветствия.
Приветствие
- Кто-то сегодня уже виделся друг с другом, кто-то нет. Давайте мы поприветствуем, друг друга, не повторяясь, можно использовать жесты по кругу, я начну «Добрый день» (коллеги приветствуют друг друга, не повторяясь).
Игра «Ветер дует на…»
Если это про вас, то делаем шаг вперед и собираемся в небольшой круг. Начнем:
Ветер дует на того, у кого светлые волосы.
На того, кто сегодня пришел в юбке.
На того, кто сегодня приехал на машине.
На того, у кого есть часы.
На того, кто пришел на работу в хорошем настроении.
На того, кто любит поесть (шутка).
Сегодня мы будем говорить о театре: отгадывать загадки, показывать этюды и просто играть!
- Настроение у всех отличное, теперь нам нужно разделиться на две команды.
1 раунд. « Разминка».
А сейчас мы проверим какие вы знатоки театра.
1.В какой стране появился первый театр? ( В Греции)
2.Как называли в старину первых актеров на Руси? (скоморохами)
3.Главное место в театре? (сцена)
4.Как называются шторы, которые закрывают сцену? (Занавес)
5.Перерыв во время спектакля? ( Антракт)
6.Обьявление о спектакле? (Афиша)
7.Что такое мимика? ( Выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.)
8.Что означает слово « жесты»? (это движения, передающие чувства и мысли).
9.Когда отмечается Международный день театра? (27 марта)
10.Что такое декорация? ( Художественное оформление театральной сцены)
11. Искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносятся на лицо, предварительно смазанное кремом, и легко снимаются. (гримм)
12. Первое представление спектакля? (премьера).
13. Что такое декорации? (оформление сцены и спектакля художником)
14. Что такое репетиция? (подготовка, пробное исполнение сцен)
15. Что такое генеральная репетиция? (окончательная проверка проделанной работы)
16. Что такое антракт? (время, предназначенное для отдыха исполнителей и перемены декораций)
17. Пьесы, включенные в сезонную афишу театра? (репертуар)
18. Что такое аншлаг? (объявление у кассы театра о том, что все билеты проданы)
19. Как называется зрительный зал, ряды, стульев и кресел (партер)
20. Что такое авансцена? (передняя часть сцены)
21. Боковая «Одежда сцены», за ними стоят и ждут выхода действующие лица. (кулисы)
22. В каком веке появился кукольный театр? (в 17 веке)
В каком году начал работу первый русский профессиональный театр? (1756)
Какой период называют «Золотым веком» отечественного театрального искусства?
(период творчества Московского Художественного Академического творчества)
1.Перечислите виды кукольного театра, используемого в детском саду при организации театрализованной деятельности в ДОУ?
(пальчиковый, варежковый, настольный, теневой, плоскостной, би-ба-бо, на фланелеграфе, ростовые куклы и т.д.);
2. В чём различия между сюжетно-ролевой игрой и театрализованной игрой?
(в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованнойигре -берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной - может быть такой продукт — поставленный спектакль, инсценировка);
3. Какие средства двигательной активности используют в театрализованной деятельности для передачи художественного образа?
(мимика, жесты, пластические и ритмические этюды, имитация движений и т.д)
4. Какие виды искусств включает в себя театр?
(театр включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства)
5. Что такое театр?
(Это место зрелищ, однако театр — это само зрелище, которое включает в себя элементы разных видов искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства);
2 раунд. «Скороговорки».
-Следующее задание:
- Каждой команде нужно произнести скороговорку, на подготовку дается по 1 минуте:
1.« Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»
2. «Быстро Егорка говорит скороговорку».
УТРОМ, ПРИСЕВ НА ЗЕЛЕНОМ ПРИГОРКЕ,
УЧАТ СОРОКИ СКОРОГОВОРКИ.
ЖУК, НАД ЛУЖЕЮ ЖУЖЖА,
ЖДАЛ ДО УЖИНА УЖА.
В ПЕРЕЛЕСКЕ ПЕРЕПЕЛ
ПЕРЕПЕЛКУ ПЕРЕПЕЛ.
Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.
Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.
Грабь граблями гравий, краб!
Стоит поп на копне, колпак на попе,
копна под попом, поп под колпаком.
Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть то она выпрыгнула,
Выплеснуть то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!
Купила бабуся бусы Марусе
На рынке споткнулась о бусы бабуся
Не будет подарка у юной Маруси
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Пролетели лётчики над аэродромом,
Лётчиков-пролётчитков одолела дрёма.
Во дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Не вместит двор дров -
Дрова выдворить пора.
Крокодил зарылся в ил,
Крокодила Нил манил.
Нёс Петро ведро,
Ведро било Петра в бедро.
Пнул Петро ведро,
Ведро не ядро, но летело быстро.
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,
А врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.
Парашют раскрывается разом.
И стропа распрямляется сразу.
Кто не прыгал реально ни разу,
Безразличен к рисунку, к рассказу.
3 раунд. «Упражнения на развитие пантомимики».
Задание:
-Нужно мимикой, жестами, передать содержание стихотворения « Качели» А. Кузнецовой.
1.Межу двух высоких елей
Нам повесили качели
Крепкие, дубовые,
Голубые, новые
Мы уселись на качели,
Мы уселись и запели.
Раскачались и взлетели
Выше крыши, выше ели!
Вверх летят дубовые,
Голубые, новые!
Хорошо висят качели
Между двух высоких елей-
Голубые, новые,
Крепкие, дубовые.
2.Ой-ой-ой, живот болит!
Ой-ой-ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим! Ой!
1. Показать (руками и пальцами):
- Стой на месте!
- До свидания.
- Идем со мной!
Показать частями тела:
- как твой нос говорит: «Мне не нравиться»
- как твои плечи говорят: «Я горжусь»
- как твое ухо говорит «Я слышу птичку»
Упражнение на напряжение мышц:
- рубить дрова
- волочить тяжелый ящик.
2. Показать (руками или пальцами)
- Давай помиримся!
- Я тебя люблю!
- Я боюсь!
Показать частями тела:
- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»
- как твой палец говорит: «Иди сюда!»
- как твои глаза говорят: «Нет!»
Упражнения на напряжение мышц:
- нести очень тяжелый чемодан;
- дотянуться до высокого яблоко, сорвать его и быстро спрятать.
4раунд. « Объяснялки».
- А сейчас уважаемые участники предлагаем загадки, которые представители команд по очереди показывают пантомимой, игроки противоположной команды - отгадывают.
Проводится упражнение – пантомима «Лесная полянка»:
( Участники по очереди тянут карточку с исполнением пантомимы)
- Переваливается медведь;
-шагает цапля;
-прыгает лягушка;
-крадется лиса;
-скачет зайка;
-прошмыгнула мышка;
-бежит голодный волк;
-распустился цветок.
5. Раунд. «ПОКАЖИ-УЗНАЙ»
Жесты, поза движения.
«Отгадай, кто я, что я делаю»
- Сесть, как королева;
как побитая собака;
как подсудимый на скамью,
как провинившейся малыш;
как пчелка на цветок.
- пройдемся, как артисты балета;
как манекенщица;
как больной человек;
как старый человек;
- попрыгаем, как профессор через лужу;
как кенгуру;
как большой заяц;
как маленький зайчик.
Изобрази!
- вдеть нитку в иголку,
- пришить пуговицу,
- подбросить и поймать мяч,
- наколоть дров,
- обстругать доску,
- заточить карандаш,
- остричь ногти,
- перенести предмет с одного места на другое.
- развернуть и сложить газету,
- несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
- плеснуть в кого — либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы себя облить.
- понюхать яблоко, апельсин.
- разрезать арбуз и съесть кусок.
«Артисты пантомимы»
Под музыку или без музыки нужно изобразить:
1) кофемолку, дверной замок, часы с кукушкой, трактор в поле, мотоцикл, часы с боем.
2) Без звука: горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг, испорченный телевизор
3) Парикмахера, Айболита, водителя такси, продавца музыкального магазина
4) Ситуация из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зубы, хозяйка чистит овощи, шофер чинит автомобиль.
5) Объекты (походку, голос, манеру поведения), разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус.
6) Пешеходов: старушку с собакой на поводке, милиционера, прохожего с больным зубом;
7) Походку курицы, утки, пингвина.
ЗАДАНИЕ № 6 « ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Перед вами 2 коробки: 1 коробка (фрак, бант, юбка, шарф ит.д.), 2 коробка (персонажи сказок - пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте ее.
Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
ЛИТЕРАТУРА:
1. ФГОС ДО
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
3. Антипина Е. А. Кукольный театр в детском саду. Сфера, 2010
4. 2. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1. От игры до спектакля: СПб: ЛОИРО, 2002.
5. 3. Буренина А. И., Родина М. И. Кукляндия. – СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2008
6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.
7. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
9. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., 2002.
10. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...
Мастер - класс для воспитателей детских садов «Нетрадиционные методы работы с родителями».
Задача: Познакомить воспитателей с одним из нетрадиционных методов работы с родителями....
Мастер класс - для воспитателей детского сада "Золотой Ключик" на тему: "«Методы работы со сказкой».
Сказка является самым эффективным средством, не только интеллектуального развития, но и нравственного воспитания....
Мастер - класс для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом» (с использованием презентации)
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данна...
Мастер – класс на педагогическом совете на тему : «Основные этапы работы над образом»
Мастер-класс направлен на эффективное обучение педагогических работников методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деят...
Семинар для воспитателей детского сада «Театрализация. Основные этапы работы над образом»
Мастер - класс для воспитателей детского сада...
Мастер - класс для педагогов детского сада «Театрализация»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум в виде мастер – класса. Данна...