Духовно-нравственное развитие дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье описаны и изложены формы работы с детьми, которые, на мой взгляд, повышают уровень духовно-нравственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное развитие дошкольников. | 14.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие дошкольников.
Проблема духовно-нравственного развития была популярна во все времена, потому жизненные цели в разные отрезки времени неодинаковы.
Одним из важных вопросов как для психологии, так и для педагогики является вопрос о роли и месте духовно-нравственного развития в общей структуре личности. По мнению В.С. Леднева, к числу структурных компонентов личности относятся шесть сторон культуры человека: нравственная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, трудовая и физическая культура.
В планировании таких занятий как чтение, изобразительное искусство, музыка, технология реализуются потенциалы формирования эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственности.
Проблемой духовно-нравственного развития интересовались многие известные личности. Например, один из самых известных русских писателей Л.Н. Толстой; известный писатель, лексикограф В.И. Даль; советский лингвист, доктор филологических наук, профессор С.И.Ожегов; отечественный специалист по эстетике Н.Н. Никитина; выдающийся советский педагог-новатор, писатель В.А. Сухомлинский и др.
Духовно-нравственное развитие – один из важных и актуальных вопросов, которые должны разрешаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка в данный момент, проявится позднее, станет его и жизнью его окружения. Важно восстанавливать в обществе духовность и культуру, что так или иначе имеет отношение к развитию и воспитанию ребенка в ДОУ.
Формы работы с детьми, которые, по моему мнению, способствуют развитию в детях духовности и нравственности:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений о семье, подвигах великих людей, о морали и.т.д.
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов.
Также немаловажным является работа с родителями, ведь большую часть времени дети проводят именно в семье. Опробованные и эффективные формы работы с родителями:
--родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-вечера вопросов и ответов;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
-экскурсии;
-визиты домой;
-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
-совместные с родителями праздники, спектакли, выезды на городские мероприятия;
-помощь родителей детскому саду (субботник, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Таким образом, духовно-нравственное формирование и развитие дошкольников считается одним из основных вопросов современной образовательной концепции и представляет собой важный компонент социального заказа для преподавания.
Духовно-нравственное формирование считается необходимым элементом образовательного движения в дошкольном учреждении, что может помочь сформировать честных, хороших, трудолюбивых людей, поможет отыскать им свое место в жизни, использовать приобретённые навыки и умения в пользу Отечества. Нравственное воспитание должно осуществляться во всей системе занятий. Не стоит забывать о том, что роль воспитателя в духовно-нравственном образовании является определяющей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников
На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной жизни. Об этом говорят: высокая детская преступность, искажен...
Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
Природа- как важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта дошкольника.
В материале раскрываются необходимые условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание....
Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре
Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...