Духовно-нравственное развитие дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Большева Алена Романовна

В данной статье описаны и изложены формы работы с детьми, которые, на мой взгляд, повышают уровень духовно-нравственного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие дошкольников.

Проблема духовно-нравственного развития была популярна во все времена, потому жизненные цели в разные отрезки времени неодинаковы.

Одним из важных вопросов как для психологии, так и для педагогики является вопрос о роли и месте духовно-нравственного развития в общей структуре личности. По мнению В.С. Леднева, к числу структурных компонентов личности относятся шесть сторон культуры человека: нравственная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, трудовая и физическая культура.

В планировании таких занятий  как чтение, изобразительное искусство, музыка, технология реализуются потенциалы формирования эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственности.

Проблемой духовно-нравственного развития интересовались многие известные личности. Например, один из самых известных русских писателей Л.Н. Толстой; известный писатель, лексикограф В.И. Даль; советский лингвист, доктор филологических наук, профессор С.И.Ожегов; отечественный специалист по эстетике Н.Н. Никитина; выдающийся советский педагог-новатор, писатель В.А. Сухомлинский и др.

Духовно-нравственное развитие – один из важных и актуальных вопросов, которые должны разрешаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что будет заложено в душу ребенка в данный момент, проявится позднее, станет его и жизнью его окружения. Важно восстанавливать в обществе духовность и культуру, что так или иначе имеет отношение к развитию и воспитанию ребенка в ДОУ.

Формы работы с детьми, которые, по моему мнению, способствуют развитию в детях духовности и нравственности:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений о семье, подвигах великих людей, о морали и.т.д.

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов.

Также немаловажным является работа с родителями, ведь большую часть времени дети проводят именно в семье. Опробованные и эффективные формы работы с родителями:

--родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-вечера вопросов и ответов;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-экскурсии;

-визиты домой;

-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

-совместные с родителями праздники, спектакли, выезды на городские мероприятия;

-помощь родителей детскому саду (субботник, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

 Таким образом, духовно-нравственное формирование и развитие дошкольников считается одним из основных вопросов современной образовательной концепции и представляет собой важный компонент социального заказа для преподавания.

Духовно-нравственное формирование считается необходимым элементом образовательного движения в дошкольном учреждении, что может помочь сформировать честных, хороших, трудолюбивых людей, поможет отыскать им свое место в жизни, использовать приобретённые навыки и умения в пользу Отечества. Нравственное воспитание должно осуществляться во всей системе занятий. Не стоит забывать о том, что роль воспитателя в духовно-нравственном образовании является определяющей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников

На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной  жизни. Об этом говорят:  высокая детская преступность,   искажен...

Доклад на пед.совет :"Развитие духовно - нравственного потенциала здоровья дошкольника в условиях детского сада и семьи."

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. ...

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

Природа- как важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта дошкольника.

В материале раскрываются необходимые условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание....

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...