Программа легоконструирование 2019-2020
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

В современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

1.     Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;

2.     Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;

3.     Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2programa_legokonstruirovanie_2019-2020.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ  САД «СОЛНЫШКО»

Рассмотрено на заседании педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Протокол  № ______ от «____»_________  201__г

Утверждаю

Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ярсалинский детский сад «Солнышко» __________ Чечикова О.Е.                                      «___»_____________20______г        

Приказ №____________

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа направленная на интеллектуальное развитие

 «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет

(срок реализации – 1 год)

Программа составлена педагогом дополнительного

образования Стеценко П.А.

с. Яр-Сале, 2019г.

Содержание

  1.  

1.1.  

1.2.  

1.3

  1.  
  1.  
  2.  
  1.  

3.1.

3.2.

3.3.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Концептуальные основы

Планируемые результаты

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-тематический план

Содержание образовательной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение

Методическое обеспечение

Спилок литературы

Приложение

3

3

5

7

10

10

11

14

14

14

14

16

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

  1. Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
  2. Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
  3. Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»

Актуальность: легоконструирование значимо в свете внедрения   ФГОС, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Цель: Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса и первоначальных конструкторских умений, на основе лего конструирования у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решение конструкторских задач.

Развивающие:

Развивать у дошкольников мелкую моторику, речь, умение работать в больших и малых группах. Развивать творческую активность, внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление;

Воспитательные:

  1. воспитание коммуникативной активности, ответственности, дисциплины и усидчивости.

1.2. Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:

- создание условий для творческого развития личности;

- систематичность и последовательность заданий;

- создание благоприятных условий для работы в малых группах, налаживания и укрепления взаимодействия между детьми;

- формирование у детей познавательных интересов и действий в практико-ориентированной деятельности;

Содержание работы программы строиться с учетом следующих принципов:

Принцип индивидуального подхода к ребенку на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Принцип научности отражает выбор педагога в пользу современных научных методов диагностики, ориентации на индивидуальную личность ребёнка. Реализация данного принципа предполагает личностное ориентирование на уровень развития и возможности каждого ребенка.

Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию.

Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность, как между детьми, так и с педагогом рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

Развитие социальных навыков.

Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры – дети с удовольствием играют «в настоящую жизнь», которая становится для них интереснее. Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.

Развитие мышления.

Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. Но в тоже время ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и взрослых.

Речевое развитие.

Что касается развития речи, то это период преувеличений. Мысли у детей постоянно перескакивают с одной темы на другую и им необходимо «выговориться». Взрослые должны создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать друзьям о том, что они делали и что из этого вышло.

Развитие творческих способностей.

Детям данного возраста нравится чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым. Но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.

Физическое развитие.

В 5 лет дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие  и сложные движения пальцами.

1.3.Планируемые результаты:

Целевые ориентиры на этапе завершения программы

• Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –«чтение» инструкции, создание новой конструкции, постановке новых заданий.

• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в конструкторской деятельности.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может обосновать последовательность своих действий и манипуляций, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; уверенно манипулирует средними и мелкими деталями конструктора.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может сохранять усидчивость и работоспособность до достижения конечного результата.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Планируемые результаты:

  1. формирование устойчивого интереса конструированию
  2. формирование навыка работы по инструкции
  3. формирование навыка творческого воображения
  4. формирование навыка прогнозирования
  5. формирование стремления довести дело до конца
  6. формирование навыка проектной групповой работы

Мониторинг освоения детьми программного материала:

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Легосити 2.0», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты.

Высокий уровень развития:        

Самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по  схеме без помощи педагога.

Средний уровень развития:

Самостоятельно,  без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует  в медленном темпе, допуская ошибки.

Низкий уровень развития:

Без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь, не видит ошибок при проектировании; проектирует  только под контролем педагога; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует  только под контролем педагога.

Срок реализации программы 1 год, объем образовательной нагрузки 64 часа

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебно–тематический план

Тема блока

Кол-во часов

1

Мир кубиков

2

2

Страна цветов цвета

10

3

Наши герои

8

4

Строения

8

5

Время волшебства

6

6

Окружающий мир

8

7

Транспорт

10

8

Большая стройка

6

9

Управление

2

10

Свободная игровая деятельность детей

4

2.2. Содержание образовательной деятельности

Мир кубиков

Знакомство с конструктором.

Цель: познакомить детей с основными деталями

Страна цветов цвета

Сборка прямой змейки

Цель: научить детей соединять детали последовательно по цвету

Башни. Цвета и размеры

Цель: развить навык сравнения предметов

Пирамиды

Цель: развитие математических навыков

Наши герои

Добавление персонажей по замыслу и объединение в группы

Цель: развитие речи

Мой любимый мульт-герой

Цель: развитие речи

Строения

Конструируем  ворота и заборчик

Цель: формирование конструкторских навыков

Конструируем домик

Цель: развитие мелкой маторики

Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик

Цель: формирования навыка действия по алгоритму

Время волшебства

Елочка

Цель: развитие творческих способностей

новогодняя игрушка

Цель: развитие творческих способностей

Выставка новогодних работ

Цель: развитие творческих способностей

Окружающий мир

Моделируем цветок

Цель: формирование понятия «симметрия»

Моделируем диких животных

Цель: развития навыка работы в малой группе

Транспорт

Конструирование машины

Цель: развитие творческих способностей

Конструирование самолета

Цель: развитие конструкторских навыков

Типы колес

Цель: Цель: развитие конструкторских навыков

Большая стройка

Конструирование: детская игровая площадка

Цель: развитие навыка совместной работы

Управление

Пульт ДУ

Цель: развитие инженерных навыков

Блок управления

Цель: развитие инженерных навыков

Свободная игровая деятельность детей

Развивающие игры с использованием конструктора

Цель: творческое развитие

Дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрасте преимущественная форма работы - конструирование по замыслу. Благодаря предметно - развивающей среде, сформированной в классе занятий легоконструирования, дети смогут свободно экспериментировать со строительным материалом, придумывать сюжеты, использовать модели из конструктора в игре.

Занятия проходят в игровой форме, ребенок волен выбрать самостоятельно какую модель он будет собирать занятии или же заняться непосредственно игровой деятельностью с уже собранными моделями.

Все занятия разделены на 3 части:

Часть 1. Вводная

Задача: Настроить детей на активную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить пальцы и глаза к работе, помочь детям определиться с деятельностью на занятии.

Содержание: разминка для пальцев и глаз.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно конструкторская деятельность, беседа, игровая деятельность, коллективная работа

Часть 3. Завершающая

Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.

  1. Формы подведения итогов:

По окончанию тематического раздела проводится выставка детских работ, с предоставлением фотоотчета.

  1. Организационный раздел.

3.1Материально – техническое обеспечение:

  1. Конструктор  «Автомастерская»;
  2. Конструктор Lego classic 10712 «Fun functions»
  3. Конструктор Lego classic 10715 «Many different wheels»
  4. Конструктор Lego classic 11005
  5. Конструктор Lego classic 10717
  6. Конструктор Lego classic 10713 «Bring along bricks»
  7. Lego Duplo «Зоопарк»
  8. Lego Duplo «Службы спасения»
  9. Lego Duplo «Строительная техника»
  10. Lego Duplo «Обеденная зона»
  11. Lego Duplo «Набор труб»

3.2. Методическое обеспечение:

  1. Книга идей 365 штук из кубиков LEGO – сборник инструкций и игр
  2. Инженерные кадры России. От детского сада до производства – инженерная книга. Сборник лучших проектов

3.3. Список используемой литературы:

1. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО» Моделирование логических отношений  и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001.

2. Наука. Энциклопедия.–М., «РОСМЭН», 2010 г.

3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Пособие для педагогов. ИПЦ Маска, 2013г.

Интернет–ресурсы:
http://int-edu.ru 
http://www.spfam.ru/contacts.html 
http://robocraft.ru/ 
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15/http://insiderobot.blogspot.ru/ 
https://sites.google.com/site/nxtwallet/ 
http://www.elrob.org/elrob-2011 
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69 
http://www.robo-sport.ru/ 
http://www.railab.ru/ 
http://www.tetrixrobotics.com/ 
http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm 
http://robotics.benedettelli.com/ 
http://www.battlebricks.com/ 
http://www.nxtprograms.com/projects.html 
http://roboforum.ru/ 
http://www.robocup2010.org/index.php 
http://myrobot.ru/index.php 
http://www.aburobocon2011.com/ 
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true 
http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c 

Приложение:

Календарно- тематическое планирование

Месяц

Содержание темы

Кол-во часов

Сентябрь

Знакомство с конструктором. Исследователи цвета Lego–деталей. Скрепление Lego–деталей. Сборка прямой змейки.

2

Исследователи цвета Lego–деталей. Строим разноцветные башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая. Большая, средняя, маленькая.

2

Октябрь

Исследователи цвета Lego–деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя

2

Исследователи Lego–деталей. Добавление персонажей.

2

Исследователи Lego–деталей. Добавление персонажей по замыслу (признаку)

2

Исследователи Lego–деталей. Добавление персонажей по замыслу и объединение в группы.

2

Ноябрь

Конструируем  ворота и заборчик

2

Конструируем домик

2

Конструирование по замыслу: домик и заборчик

2

Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик

2

Декабрь

Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна

2

Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку

2

Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ

2

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

2

Январь

Знакомство с MRT 2. Изучение блоков. Соединяем вал, втулку и муфту

2

Типы колес. Пульт ДУ (Обучение выбора канала).

2

Февраль

Конструирование пирамиды одного цвета

2

Конструирование пирамиды двух цветов

2

Мой любимый мульт-герой

2

Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ

2

Март

Зоопарк. Моделируем диких животных

2

Зоопарк. Моделируем диких животных

2

Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме. Строим вольеры для животных

2

Сборка. Обыгрывание построек

2

Апрель

Конструирование машины

2

Конструирование машины по схеме

2

Конструирование самолета

2

Конструирование самолета по схеме

2

Май

Конструирование: детская игровая площадка

2

Конструирование: детская игровая площадка

2

Конструирование детская игровая площадка выставка работ

2

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

2

Всего:

64 часа

Примерное расписание:

Группа

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Лего конструирование

1 корпус

17.00-17.25

17.00-17.25

Лего конструирование

2 корпус

17.00-17.25

17.00-17.25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2019-2020 гг.

Рабочая программа....

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год  (средняя группа)...

Рабочая программа на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Хуснуллиной Иды Рифовны на 2019-2020 учебный год составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ Детский сад №5 с учетом примерной программы «От ...

Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ

Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ...

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год в подготовительный группе.

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год в подготовительный группе в соответствии с ФГОС....

Программа легоконструирование 2019-2020

В современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в...