Программа легоконструирование 2019-2020
рабочая программа по информатике (старшая группа)
В современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
- Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
- Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»
Актуальность: легоконструирование значимо в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2programa_legokonstruirovanie_2019-2020.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Рассмотрено на заседании педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» Протокол №______ от «____»_________ 201__г | Утверждаю Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ярсалинский детский сад «Солнышко» __________ Чечикова О.Е. «___»_____________20______г Приказ №____________ |
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа направленная на интеллектуальное развитие
«Легосити 2.0» для детей 5-6 лет
(срок реализации – 1 год)
Программа составлена педагогом дополнительного
образования Стеценко П.А.
с. Яр-Сале, 2019г.
Содержание
1.1. 1.2. 1.3 3.1. 3.2. 3.3. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Концептуальные основы Планируемые результаты СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Учебно-тематический план Содержание образовательной деятельности ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение Спилок литературы Приложение | 3 3 4 6 10 10 11 10 10 10 14 11 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти;
- Развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
- Активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО»
Актуальность: легоконструирование значимо в свете внедрения ФГОС, так как:
- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и физическое развитие);
- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Цель:Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса и первоначальных конструкторских умений,на основелегоконструирования у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения и навыки конструирования, приобретение первого опыта при решение конструкторских задач.
Развивающие:
Развивать у дошкольников мелкую моторику, речь, умение работать в больших и малых группах. Развивать творческую активность, внимание, память, воображение, логическое и творческое мышление;
Воспитательные:
- воспитание коммуникативной активности, ответственности, дисциплины и усидчивости.
1.2.Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО:
- создание условий для творческого развития личности;
- систематичность и последовательность заданий;
- создание благоприятных условий для работы в малых группах, налаживания и укрепления взаимодействия между детьми;
- формирование у детей познавательных интересов и действий в практико-ориентированной деятельности;
Содержание работы программы строиться с учетом следующих принципов:
• Принцип индивидуального подхода к ребенку на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
• Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
• Принцип научности отражает выбор педагога в пользу современных научных методов диагностики, ориентации на индивидуальную личность ребёнка. Реализация данного принципа предполагает личностное ориентирование на уровень развития и возможности каждого ребенка.
• Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию.
• Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность,как между детьми, так и с педагогом рамках единой системы ценностейна основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем,возникающих в ходе реализации программ.
• Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Возрастные особенности детей 5-6 лет:
Развитие социальных навыков.
Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры – дети с удовольствием играют «в настоящую жизнь», которая становится для них интереснее. Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.
Развитие мышления.
Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. Но в тоже время ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и взрослых.
Речевое развитие.
Что касается развития речи, то это период преувеличений. Мысли у детей постоянно перескакивают с одной темы на другую и им необходимо «выговориться». Взрослые должны создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и рассказывать друзьям о том, что они делали и что из этого вышло.
Развитие творческих способностей.
Детям данного возраста нравится чувствовать себя большими и умеющими что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы экспериментировать. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым. Но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.
Физическое развитие.
В 5 лет дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами.
1.3.Планируемые результаты:
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
• Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –«чтение» инструкции, создание новой конструкции, постановке новых заданий.
• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в конструкторской деятельности.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может обосновать последовательность своих действий и манипуляций, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; уверенно манипулирует средними и мелкими деталями конструктора.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может сохранять усидчивость и работоспособность до достижения конечного результата.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Планируемые результаты:
- формирование устойчивого интереса конструированию
- формирование навыка работы по инструкции
- формирование навыка творческого воображения
- формирование навыка прогнозирования
- формирование стремления довести дело до конца
- формирование навыка проектной групповой работы
Мониторинг освоения детьми программного материала:
Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Легосити 2.0», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты.
Высокий уровень развития:
Самостоятельно, быстро и без ошибок выбирает необходимые детали; с точностью проектирует по образцу; конструирует по схеме без помощи педагога.
Средний уровень развития:
Самостоятельно, без ошибок в медленном темпе выбирает необходимые детали, присутствуют неточности, проектирует по образцу, пользуясь помощью педагога; конструирует в медленном темпе, допуская ошибки.
Низкий уровень развития:
Без помощи педагога не может выбрать необходимую деталь, не видит ошибок при проектировании; проектирует только под контролем педагога; не понимает последовательность действий при проектировании; конструирует только под контролем педагога.
Срок реализации программы 1 год, объем образовательной нагрузки 64 часа
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно–тематический план
№ | Тема блока | Кол-во часов |
1 | Мир кубиков | 2 |
2 | Страна цветов цвета | 10 |
3 | Наши герои | 8 |
4 | Строения | 8 |
5 | Время волшебства | 6 |
6 | Окружающий мир | 8 |
7 | Транспорт | 10 |
8 | Большая стройка | 6 |
9 | Управление | 2 |
10 | Свободная игровая деятельность детей | 4 |
2.2. Содержание образовательной деятельности
Кол-во часов | ||
Мир кубиков | Знакомство с конструктором. Цель: познакомить детей с основными деталями | 2 |
Страна цветов цвета | Сборка прямой змейки Цель: научить детей соединять детали последовательно по цвету | 4 |
Башни. Цвета и размеры Цель: развить навык сравнения предметов | 4 | |
Пирамиды Цель: развитие математических навыков | 2 | |
Наши герои | Добавление персонажей по замыслу и объединение в группы Цель: развитие речи | 4 |
Мой любимый мульт-герой Цель: развитие речи | 4 | |
Строения | Конструируем ворота и заборчик Цель: формирование конструкторских навыков | 2 |
Конструируем домик Цель: развитие мелкой моторики | 2 | |
Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик Цель: формирования навыка действия по алгоритму | 4 | |
Время волшебства | Елочка Цель: развитие творческих способностей | 2 |
новогодняя игрушка Цель: развитие творческих способностей | 2 | |
Выставка новогодних работ Цель: развитие творческих способностей | 2 | |
Окружающий мир | Моделируем цветок Цель: формирование понятия «симметрия» | 4 |
Моделируем диких животных Цель: развития навыка работы в малой группе | 4 | |
Транспорт | Конструирование машины Цель: развитие творческих способностей | 4 |
Конструирование самолета Цель: развитие конструкторских навыков | 4 | |
Типы колес Цель: Цель: развитие конструкторских навыков | 2 | |
Большая стройка | Конструирование: детская игровая площадка Цель: развитие навыка совместной работы | 6 |
Управление | Пульт ДУ Цель: развитие инженерных навыков | 1 |
Блок управления Цель: развитие инженерных навыков | 1 | |
Свободная игровая деятельность детей | Развивающие игры с использованием конструктора Цель: творческое развитие | 4 |
Дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов. В этом возрастепреимущественная форма работы-конструирование по замыслу. Благодаря предметно - развивающей среде, сформированной в классе занятий легоконструирования, дети смогут свободно экспериментировать со строительным материалом, придумывать сюжеты, использовать модели из конструктора в игре.
Занятия проходят в игровой форме, ребенок волен выбрать самостоятельно какую модель он будет собирать занятии или же заняться непосредственно игровой деятельностью с уже собранными моделями.
Все занятия разделены на 3 части:
Часть 1. Вводная
Задача:Настроить детей на активную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить пальцы и глаза к работе, помочь детям определиться с деятельностью на занятии.
Содержание:разминка для пальцев и глаз.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят непосредственно конструкторская деятельность, беседа, игровая деятельность, коллективная работа
Часть 3. Завершающая
Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.
Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.
- Формы подведения итогов:
По окончанию тематического раздела проводится выставка детских работ, с предоставлением фотоотчета.
- Организационный раздел.
3.1Материально – техническое обеспечение:
- Конструктор «Автомастерская»;
- Конструктор Lego classic 10712 «Fun functions»
- Конструктор Lego classic 10715 «Many different wheels»
- Конструктор Lego classic 11005
- Конструктор Lego classic 10717
- Конструктор Lego classic 10713 «Bring along bricks»
- Lego Duplo «Зоопарк»
- Lego Duplo «Службы спасения»
- Lego Duplo «Строительная техника»
- Lego Duplo «Обеденная зона»
- Lego Duplo «Набор труб»
3.2. Методическое обеспечение:
- Книга идей 365 штук из кубиков LEGO – сборник инструкций и игр
- Инженерные кадры России. От детского сада до производства – инженерная книга. Сборник лучших проектов
3.3. Список используемой литературы:
1. Комарова Л.Г. « Строим из ЛЕГО»Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001.
2. Наука. Энциклопедия.–М., «РОСМЭН», 2010 г.
3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введенияФГОС. Пособие для педагогов.ИПЦ Маска, 2013г.
Интернет–ресурсы:
http://int-edu.ru
http://www.spfam.ru/contacts.html
http://robocraft.ru/
http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15/http://insiderobot.blogspot.ru/
https://sites.google.com/site/nxtwallet/
http://www.elrob.org/elrob-2011
http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69
http://www.robo-sport.ru/
http://www.railab.ru/
http://www.tetrixrobotics.com/
http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm
http://robotics.benedettelli.com/
http://www.battlebricks.com/
http://www.nxtprograms.com/projects.html
http://roboforum.ru/
http://www.robocup2010.org/index.php
http://myrobot.ru/index.php
http://www.aburobocon2011.com/
http://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
http://www.youtube.com/watch?v=QIUCp_31X_c
Приложение:
Календарно- тематическое планирование
Месяц | Содержание темы | Кол-во часов |
Сентябрь | Знакомство с конструктором. Исследователи цвета Lego–деталей. Скрепление Lego–деталей. Сборка прямой змейки. | 2 |
Исследователи цвета Lego–деталей. Строим разноцветные башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая. Большая, средняя, маленькая. | 2 | |
Октябрь | Исследователи цвета Lego–деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя | 2 |
Исследователи Lego–деталей. Добавление персонажей. | 2 | |
Исследователи Lego–деталей. Добавление персонажей по замыслу (признаку) | 2 | |
Исследователи Lego–деталей. Добавление персонажей по замыслу и объединение в группы. | 2 | |
Ноябрь | Конструируем ворота и заборчик | 2 |
Конструируем домик | 2 | |
Конструирование по замыслу: домик и заборчик | 2 | |
Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик | 2 | |
Декабрь | Моделируем деревья по схеме: елочка, березка, сосна | 2 |
Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку | 2 | |
Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ | 2 | |
Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | 2 | |
Январь | Знакомство с MRT 2. Изучение блоков. Соединяем вал, втулку и муфту | 2 |
Типы колес. Пульт ДУ (Обучение выбора канала). | 2 | |
Февраль | Конструирование пирамиды одного цвета | 2 |
Конструирование пирамиды двух цветов | 2 | |
Мой любимый мульт-герой | 2 | |
Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ | 2 | |
Март | Зоопарк. Моделируем диких животных | 2 |
Зоопарк. Моделируем диких животных | 2 | |
Зоопарк. Моделируем диких животных по схеме. Строим вольеры для животных | 2 | |
Сборка. Обыгрывание построек | 2 | |
Апрель | Конструирование машины | 2 |
Конструирование машины по схеме | 2 | |
Конструирование самолета | 2 | |
Конструирование самолета по схеме | 2 | |
Май | Конструирование: детская игровая площадка | 2 |
Конструирование: детская игровая площадка | 2 | |
Конструирование детская игровая площадка выставка работ | 2 | |
Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | 2 | |
Всего: | 64 часа |
Примерное расписание:
Группа | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. |
Лего конструирование 1 корпус | 17.00-17.25 | 17.00-17.25 | |||
Лего конструирование 2 корпус | 17.00-17.25 | 17.00-17.25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2019-2020 учебный года (средняя, старшая, подготовительная группы)
СОГЛАСОВАНО...
Рабочая программа на 2019-2020 гг.
Рабочая программа....
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)...
Рабочая программа на 2019 - 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Хуснуллиной Иды Рифовны на 2019-2020 учебный год составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ Детский сад №5 с учетом примерной программы «От ...
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа разработана для разновозрастной группы от 3 до 7 лет....
Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ
Рабочая Программа на 2019-2020 уч.г. подготовительной к школе группы детей с ОВЗ...
Программа легоконструирование 2019-2020
В современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в...