Проект: «Навстречу будущей профессии!»
проект (подготовительная группа)

Иванова Алина Валерьевна

Актуальность проекта:
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_konkurs_vygotskogo.docx129.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение
«Детский сад №166 Цветик-семицветик» города Чебоксары Чувашской Республики

Проект: «Навстречу будущей профессии!»

D:\Documents\Desktop\24_10.09.15.jpg

г.Чебоксары

Актуальность проекта:
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Навстречу будущей профессии!»

 Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи проекта:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о важности трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

- развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемые результаты работы с детьми:

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители

Продолжительность курса: проект рассчитан на 1 год.

Реализация проекта

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Результат реализации проекта

Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

План работы

Темы

Программное содержание

С детьми

С родителями

Взаимодействие с педагогами

Сроки

1

«Профессия – библиотекарь»-

Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей; вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с профессией библиотекаря; воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду взрослых

-экскурсия в центр семейного чтения-библиотеку им. Шумилова

(дети, педагоги) Подготовка мультимедийных презентаций по теме «Профессии»

Беседы  о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно образовательному процессу в ДОУ

Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях (в течении года)

Сентябрь

2

«Профессии наших родителей»

Расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей). Привлечь родителей к созданию фотоальбома.

 -Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»

- Презентация «Профессии»

-  Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?»;  Д. Родари «Чем пахнут ремесла?».

- Настольные игры: «Профессии», «Кем быть?»

- Игровая ситуация: «Кем я стану?»

-Работа с раскрасками «Профессии»

изготовление лэпбуков

(совместно с родителями)

Мини-практикум по изготовлению мнемотаблиц о профессиях- все педагоги.

Октябрь

3

«Профессия Учитель – это звучит гордо»

Знакомить детей с профессией учителя; развивать интерес к школьному обучению;

Знакомство с профессией «учитель».

экскурсия в СОШ № 53

Встреча в рамках «Клуба интересных людей»: встреча с первоклассниками

Ноябрь

4

 «Профессия – врач»

Расширить представления детей  о профессиях врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, развивать у детей наблюдательность.

Экскурсия в медицинский кабинет

Папки-передвижки «Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать».

Консультация «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»

Декабрь

5

«Профессия – агроном»

Познакомить детей с трудом агронома; расширить и закрепить знания о профессии.

Совместно с детьми оформить уголок-эколят.

Мастер – класс «Наш огород»

Организация мастер-класса для родителей

Январь

6

«Профессия –спасатель -пожарный»

знакомить с профессиональной деятельностью пожарного

Беседа, просмотр пожарное ученье в детском саду.

Февраль

7

« Профессия- фармацевт»

Познакомить с работой аптеки и ее сотрудниками Формировать знания о лекарственных растениях.

Расширять знания детей о профессиях

Познавательная беседа «Все профессии нужны, все профессии важны».

Сюжетно-ролевая игра « аптека». Знакомство с профессией «аптекарь» (фармацевт)

Консультация «Все о профессии пожарного».  

     Март

8

«Труд взрослых в детском саду».

Продолжать знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада непосредственной работой каждого сотрудника и необходимыми для их труда предметами и орудиями; показать взаимосвязь между разными видами труда.

Познавательная экскурсия в прачечную. Знакомство с трудом прачки (машиниста по стирке белья).

Апрель

9

Профессия «Продавец»

Познавательная экскурсия в книжный магазин. Знакомство с профессией «продавец»

Май

Результаты проекта

  • Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта
  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
  • У дошкольников появился интерес к данной теме;
  • Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых
  • Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
  • Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
  • У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Моя будущая профессия"

Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение  его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных  интер...

«СТАРТ В БУДУЩЕЕ» Интерактивное мероприятие в рамках проекта «Навстречу профессии»

Актуальность мероприятия. В последние десятилетия упала престижность педагогической профессии в глазах молодежи. Средства массовой информации сообщают в основном о бесперспективности педагогического о...

Презентация проекта «Навстречу будущей профессии!»

Цель проекта: раскрыть и опытно – экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений у детей о труде взрослых посредством экскурсий....

Краткосрочный проект "Моя будущая профессия"

Проект, посвященный вопросу формирования предствлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста....

Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...

Проект "Навстречу будущей профессии"

Проект с детьми дошкольного возраста по профориентации....