Проект "Тайны снежинки"
проект
Мир природы удивителен! Но свои тайны он открывает только самым любознательным и внимательным. И поэтому мы решила провести исследование, чтобы узнать, как появляются снежинки и какие тайны они хранят. Так появилась идея создания проекта «Тайны снежинки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_snezhinki.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
«Тайны снежинки»
Снежинки пуховые,
Весёлые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
А. Липецкий.
Авторы проекта: Мошева Л.Е., Герасимова М.С.
Место проведения: г. В - Салда, МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино».
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, декабрь.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Проблема: Недостаточное количество знаний о том, что такое снежинки, как они появляются, какие свойства имеют.
Актуальность темы:
Ребята в нашей группе любят зиму. Вы, наверное, хотите знать почему? Вот что ответили дети:
- Зимой можно кататься на санках, играть в снежки, на снегу делать ангелочков, кататься с горки на ледянках. Можно строить крепости из снега, лепить снежную бабу, в зимнее время года много развлечений.
А еще зимой можно любоваться на белоснежные хлопья – снежинки.
Интересно, почему снежинки падают только зимой, и почему снег нельзя есть? И почему под ногами скрипит снег? Можно ли найти две одинаковые снежинки?
Дети дошкольного возраста - исследователи, им все интересно в окружающем мире. Они постоянно стремятся узнать что-то новое, неизведанное для них. И наша задача помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для саморазвития. Ребенок, который познает мир, учится быть решительнее. Знания, которые получают дети во время исследования и проведения опытов и экспериментов, запоминаются им надолго. У ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается что-то новое - новый продукт.
В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость сравнения и классификации, обобщения, расширяется кругозор ребенка. А так же, развивается речь ребенка, потому что ему необходимо давать ответы, делать выводы о проделанной работе.
Проект «Тайны снежинки» позволяет обогатить, расширить знания детей о таком явлении неживой природы как снежинка, познакомиться с тем как она рождается.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей знаний о снеге и его свойствах посредством исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- учить детей видеть новое, неоткрытое для себя в окружающем мире;
- развивать познавательную активность, интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей;
- формировать предпосылки поисковой деятельности;
- развивать способность детей видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать навыки общения и речь, творческие способности, воображение, мышление, расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес;
- расширять и закреплять знания об окружающем мире, на основе которых обогащается словарь детей, совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предметов в форме игровых действие, приемов.
Задачи работы с родителями:
- организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
- обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности;
- формирование партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка;
- активизация любознательности и творческой самостоятельности детей;
- развитие конструктивных изобразительных умений;
- дальнейшее развитие связной речи, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;
- формирование устойчивых знаний и интереса к поисково-исследовательской деятельности.
Для родителей:
оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.
Для педагогов:
повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.
Продукт проекта:
- Развлечение: «Снежинка белая, такая чистая, такая смелая».
- Выставка семейных творческих работ «Снежинок хоровод».
- Презентация проекта в рамках внутри-садиковского месячника педагогического мастерства.
Этапы реализации проекта
I этап Подготовительный.
- Постановка цели и задач проект.
- Составление плана мероприятий проекта.
- Подбор методической литературы, аудиозаписей, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций.
- Подготовка материалов для художественного творчества.
- Создание соответствующей развивающей среды (оборудование для экспериментирования в мини-лаборатории).
- Привлечение родителей к участию в проекте «Тайны снежинки».
2 этап. Реализация проекта.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
Пальчиковые игры: «Зимой», «Пришла зима», «Снеговик», «Холодно», «Снежный пирог»
Речевые упражнения:
- «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!»
- «Придумай слово»
Беседы:
- «Почему хрустит снег?»,
- «Многообразие форм снежинок»
- «Откуда прилетели снежинки».
- «Для чего нужен снег»
Рассматривание иллюстраций книг, сюжетных картинок, открыток, фотографий зимних пейзажей.
Чтение художественной литературы:
- Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…»;
- «Снегурочка», «Морозко» - сказки;
- Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»;
- Проза: В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»; Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович».
Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.
Познавательное развитие:
НОД:
«Легкая, пушистая…», «Зимняя красавица», «Снежинки», «Зимнее волшебство» , «Музыка зимы»
Исследовательская деятельность:
- изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу, замер глубины снежного покрова.
- Проведение опытов со снегом и водой
- Снежинка из кристаллов соли.
Презентация «Рождение снежинки».
Цель. Дать детям представление о том, откуда берутся снежинки, какой формы они бывают. Развивать интерес к различным явлениям неживой природы. Расширять кругозор.
Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.
Социально- коммуникативное развитие:
«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).
На участке: окучивание деревьев, кустарников снегом.
- Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки», «Лишняя снежинка», «Математические снежинки», «Найди пару снежинке», «Узнай по описанию», «Составь снежинку по образцу»
Физическое развитие:
- Дыхательная гимнастика : «Снежинки летят»
- Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка, «Снежный домик».
- Подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки», «Снежная баба».
- Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту», ходьба по снежному валу, игра в снежки.
Изготовление альбома с загадками, стихами и снежинками, вырезанными из бумаги.
Презентация по проекту.
Художественно- эстетическое:
- Творческая лаборатория «Зимняя сказка» /изготовление с детьми снежинок в разной технике.
- Выставка работ и поделок, сделанных совместно с родителями «Такие разные снежинки».
- Рисование: «Летят снежинки», «Весёлый снеговик», «Волшебные снежинки». Рисование снежных узоров на манке (индивидуальная работа).
- Ручной труд: изготовление цветных льдинок.
- Лепка: «Снеговик», «Разноцветные снежинки».
- Аппликация: «Послушные ножницы» (вырезывание снежинок)
III этап Завершающий
Результат работы проекта:
- Сформировались устойчивые знания и интерес к опытно-исследовательской деятельности
- Дети научились самостоятельно анализировать проблему и реализовывать решение, экспериментировать.
- Освоение детьми социального опыта совместной деятельности
- Продолжилось укрепление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Выводы:
Работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о снежинках. Самым занимательным и увлекательным было изучение снежинок под лупой и выращивание снежинок из кристаллов соли .
Информационные ресурсы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
3. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
4. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
7. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
9.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
11. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
12. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду / сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-304с.
13. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребёнка. Опыты, эксперименты, игры. / сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.-240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект нод по окружающему миру "Снежинки, снежинки-белые пушинки"
конспект занятия...
Музыкально- дидактическая игра "Заколдованный домик" "Снежинка- веселинка, снежинка- грустинка"
Музыкально - дидактические игры предназначены для старшего дошкольного возраста. Игра "Заколдованный домик" используется при слушании музыки, игра "Снежинка- веселинка и снежинка- грустинка" применяет...
"Снежинка,снежинка - белая пушинка"
КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в первой младшей группе.Тема: «Снежинка, снежинка – белая пушинка»...
"Осенние снежинки" (листочки-снежинки)
Добрый день коллеги! Наверняка Вы все в интернете видели листочки, вырезанные в форме снежинок. Мне тоже очень понравилась эта идея. Все уже привыкли вырезать снежинки, ведь они такие разнообразные. А...
Положение о проведении смотра «Волшебная снежинка» Презентация "Волшебная снежинка" - 2015
Основная цель: Развивать и стимулировать познавательную и творческую активность детей и взрослых.Задачи смотра: -Создание праздничной атмосферы внутри ДО.-Развитие и стимулирование творческой, по...
Проект "Кружатся снежинки " и итоговое мероприятие "Снежинка"
Если начинать в детском саду показывать ребёнку не только внесюжетные, но и глубоко внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, научить его «видеть музыку», «слышать ж...
Конспект НОД по лепке в средней группе "Снежинка" (техника -налеп).Тема-лепка "Снежинка)
Тема : Лепка "Снежинка" (техника -налеп).Цель: Научить детей приёму налепа изображать снежинку.Задачи: Продолжать учить детей делить пластелин на части,скатывать колбаски и конструировать из...
- Мне нравится (2)