«Значение музыкального фольклора в патриотическом воспитании дошкольника»
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 10 «Колобок»
Семинар «Значение музыкального фольклора в патриотическом воспитании дошкольника»
Гасанбекова А.Н,
музыкальный руководитель
Городской округ Химки
Московская обл.
Октябрь, 2018 г.
«Значение музыкального фольклора в патриотическом воспитании дошкольника»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в экономических реформах, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Меня, как музыкального руководителя больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых. Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать. С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка» и т. д. Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, часто используются другие фольклорные жанры - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Воспитанники данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклинки, масленичные, жатвенные, и т. д.). Используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения дошкольников, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах воспитанники приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание и любовь.
Очень важным является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Осенние посиделки», «Масленница», «Встреча Весны», «Светлая пасха», очень важно взаимодействие и помощь между старшими и младшими группами. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыкального фольклора в развитии и воспитании дошкольников
Статья для родителей...
Курсовая работа "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей"
Курсовая работа "Значение фольклора в патриотическом воспитании детей"...
«Значение фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Обобщение личного опыта...
Проект "Значение музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Проект "Значение музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...
Значение художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была актуальна. Между тем, продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к родине. Патриотизм якобы должен сам войти в чел...
Статья музыкального руководителя "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыка способна действовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его нравственный и духовный мир....
Круглый стол с родителями "Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников"
Круглый стол с родителями «Значение народного творчества в патриотическом воспитании дошкольников»...