Статья музыкального руководителя "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
статья
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыка способна действовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno.doc | 343.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
средствами музыки»
Музыкальный руководитель
Постнова Лариса Леонтьевна
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» – так говорил Аристотель.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребёнка, преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Задача музыкального образования - воспитание души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.
Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных.
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям.
Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.
Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир. С помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением - может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
(С. Михалков)
« Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью; воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга». К.Д.Ушинский
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.
Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, творческих встреч, которые включают в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей, ознакомление с художественной литературой.
Искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать чувство патриотизма, а также доброты и формирует отношение к окружающему миру.
Искусство помогает воспитывать дошкольников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, т.е. гражданами и патриотами своей страны.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Наши дети соприкасаются с фольклорным материалом постоянно: в песнях, танцах, инсценировках, драматизациях, народных традициях, праздниках.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.
В нашем детском саду используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, игре на русских музыкальных инструментах, для фольклорных праздников, развлечений (народных традиций).
Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем - это истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями. Это способствует пробуждению любви к родной природе, развитию интереса к истории народа, его быту.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Цель этих мероприятий:
Расширить представления детей о русских народных календарных праздниках, показать их органическую связь с народной жизнью, народными традициями, искусством и творчеством.
КОЛЯДКИ -
Приобщение дошкольников к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный, игровой фольклор и прикладное детское творчество.
«Широкая Масленица»
Пасха.
Народные традиции были отражены в ряде мероприятий с участием детей, педагогов и родителей и в музыкально-театрализованной деятельности:
• «Деревенские посиделки».
• «Праздник русской Берёзки».
• "Как мы Весну встречали".
• « «В гости к Терёшечке» (капустник»).
• «Петр и Павел Рябинники»
Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка дошкольника – это, прежде всего, воспитание любви и уважения к матери.
«Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери». Ю.Я.Яковлев (русский писатель).
Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями, его семья. Все дети любят своих мам. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях!
Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют в музыкальных постановках, участвуют в играх аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками.
От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. «С чего начинается Родина?» Да, наверное «с той песни», а еще с того знакомого места с детства, где мы родились, где мы играли, бегали, гуляли.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.
Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
А музыка, изобразительное искусство и художественное слово могут помочь взрослым в этом. Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя. В ДОУ проводятся сезонные праздники посвященные празднованию «Нового года», «Осени», «Весны», где дошкольники поют песни о природе.
Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества».
Дети любят эту тему. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины.
Главной остаётся тема Великой Победы, где раскрывается величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа.
Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям мирного времени.
Мы должны знакомить детей с патриотическими песнями тех времен и современными песнями о тех временах, проводить беседы о подвигах советского народа в годы войны, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к Мемориалу, где люди чтят память героев – земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагают цветы.
« В Душе и сердце Ребёнка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, устремлённость к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения …» Ш.А. Амонашвили.
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», отсутствие гражданской ответственности. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, любви к Отчизне.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы: любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям. Учить детей правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, играющие в свою очередь огромную роль в становлении личности ребенка.
Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время.
Там живут дети - маленькие, хрупкие и очень доверчивые, любознательные, задорные, веселые. Они смотрят на мир широко открытыми глазами.
В этом мире они не одни. С ними рука об руку идем мы взрослые - опора, надежда, вера, для каждого маленького человека. Маленькие, беззащитные - они верят в нас взрослых, доверяют нам, любят нас. Мы, взрослые, тоже любим наших детей, не правда ли, и должны им это показать.
Любовь, взаимопонимание, доверие - важные качества,
которые живут в стране «Детство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игры в экологическом воспитании дошкольников"
Эта статья о роли игры в экологическом воспитании дошкольников....
Статья "Роль валеологии в воспитании дошкольника"
Роль валеологии в воспитании дошкольника...
Статья по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическая проблема на планете является общей проблемой населения Земли. Истощение ресурсов, загрязнение воздуха, воды, изменение климата – проблема, касающаяся всего человечества. Бережное о...
статья: "Роль сказок в воспитании дошкольников"
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, прост...
Статья на тему "Трудовое воспитание дошкольников"
Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ : «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ФГОС. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Сухова Ольга Николаевна, Лихошерстова Ольга Александровна, Димова Галина Владимировнавоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Б...