Значение художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников
консультация
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была актуальна. Между тем, продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к родине. Патриотизм якобы должен сам войти в человека естественным путем. Родина позаботится о своих детях, осыплет их благами, станет авторитетной могучей державой, такой, что бы каждому из нас захотелось её полюбить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Значение художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников»
Актуальность выбора темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была актуальна. Между тем, продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к родине. Патриотизм якобы должен сам войти в человека естественным путем. Родина позаботится о своих детях, осыплет их благами, станет авторитетной могучей державой, такой, что бы каждому из нас захотелось её полюбить.
Но отсюда вытекает вопрос "Кто будет осыпать нас благами?" Да и можно ли определить размер благ, достаточных, что бы человек начал любить Родину, Отечество.
Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна! Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями. Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, неразумно. Родина такова, какой мы её делаем. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. А.С.Макаренко: "Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - эта наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". В этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании.
Роль детского сада в работе по воспитанию патриотических чувств
Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа педагогов. Отбор и систематизация этого материала проводятся нами в соответствии с задачами патриотического воспитания, с учетом умственных возможностей ребят, принимается во внимание характер мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни или из материала данного воспитателя.
Я так планировала свою работу по ознакомлению ребят с родиной, родным краем, природой, что бы вызвать у ребят познавательную активность, развить любознательность, способствовала развитию образного и логического мышления. В процессе патриотического воспитания решаются задачи и эстетического воспитания.
Эмоционально воспринимать окружающее, детям помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая сказки, стихи, песни дети могу радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Чем интереснее и целенаправленнее воспитатель организует наблюдение за окружающим, тем содержательнее становится детское творчество.
Итак, комплексный подход к воспитанию любви к матери, к своей Родине заключается прежде всего в необходимости логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, который мы осуществляем в детском саду.
Значение художественной литературы.
В процессе формирования личности ребенка, в его патриотическом воспитании важное место принадлежит художественной литературе. Она расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь. Литература рассказывает детям о большой любви русских писателей и поэтов к матери, родине, о чувстве национального самосознания и вере в прекрасное будущее своей страны. Роль литературы донести до детей мысль, что они и Россия - одно целое. О своем долге перед матерью и Родиной надо помнить с детства, разбудить души и сердца к рассуждениям, размышлениям.
Бывает у русского в жизни Такая минута, когда Раздумье об его Отчизне Сияет в душе как звезда. Ю.Кузнецов
На примере художественных произведений происходит осознание ребенком нравственных ценностей. Он становится способным к положительному отношению к взрослым, детям, природе. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь. Используя художественные произведения воспитатель выступает проводником в миры, создаваемые книгой, он становится партнером, который вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, ребенок учится решать логические задачи (как бы поступил я, если...) это позволяет ребенку сделать выбор способа поведения, на основе жизненного опыта, что способствует развитию воображения и мышления. Художественная литература знакомит с культурой народов ближайшего окружения - это самый верный путь к воспитанию уважения симпатий, добрых чувств к людям иных
национальностей и этике межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Помогает сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур, дарит радость открытий. О человеке судят не по цвету кожи и волос, а по его делам и поступкам. Важной составляющей патриотического воспитания в литературе является приобщение к родному слову, формирование у ребенка чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказать свои мысли, то с детства должны окружать их богатой, сочной, родной речью.
Задачи художественной литературы
- Развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них, умение представить и вообразить картины нарисованные писателем.
- Научить ребят оценивать поступки героев, их взаимоотношения, почувствовать то, что чувствуют герои сказок, рассказов, стихотворений.
- Учить понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью.
- Побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно уместно употребляя образные средства языка.
- Вызвать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля.
- Научить применять полученные на занятиях представления и умения в самостоятельной деятельности.
Задание для педагогов
Автор стихотворения "Шинель"
Прочтите стихи
Я узнал, что у меня Есть огромная родня: И тропинка, и песок В поле - каждый колосок Речка, небо надо мною Это всё мое, родное!
В.Орлов
Трехцветный флаг, Упорство и отвага, Россия - это небо и земля, Моря и горы, молнии и ветер, Дождь, льющий на поля! Всё как и у других на свете, Но все ж Россия родина моя! Я.Крылов
Вам хочется что-то сказать?
- Что мы называем красным? (Красное солнышко, красная девица, красная площадь, весна - красна)
- Какие слова выражают любовь к родине? (Любимая, священная,
бескрайняя, родная, могучая, великая, свободная) 3) Чем отличаются улица и набережная?
(продолжи ряд подсказок)
- Это профессия
- Её могу получить и мужчины и женщины
- Человек этой профессии помогает людям
- Сказочного героя этой профессии зовут Айболит
Загадка соловья разбойника Отгадайте что всего дороже? Что всего быстрее? Что всего мягче?
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните некоторые из них.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Одна у человека мать - одна и Родина!
Кто за Родину горой - тот истинный герой.
Береги землю любимую, как мать родимую.
За край родной - иди бесстрашно в бой.
Жить - родине служить.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Родина поучает, Родина выручает.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
Нет земли краше, чем Родина наша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....
Консультация для воспитателей "Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"
Раскрытие проблем восприятия литературных произведений разных жанров детьми различного возраста...
Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовное развитие дошкольника, трудно переоценить....
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развит...
Статья "Значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательн...
Консультация для родителей: "Значение произведений художественной литературы в патриотическом воспитании".
Консультация для родителей:"Значение произведений художественной литературы в патриотическом воспитании"....
Роль художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников
Патриотизм - это не только привязанность к родной стране, но и чувство уважения, гордости и преданности ей. Это любовь к родине, которая проявляется в стремлении прославить ее и принести пользу. Патри...