Психологическая сессия для педагогов «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 части
методическая разработка
Знакомство с приемами бесконфликтного общения педагогов с родителями для эффективного сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_sessiya._1_chast.docx | 18 КБ |
psihologicheskaya_sessiya.2_chast.docx | 128.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая сессия для педагогов
«Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 1 часть.
Педагог-психолог: Голубенко С.В.
МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска
Основа взаимодействия ДОО и семьи — сотрудничество педагогов и родителей. Однако бывают случаи, когда стороны не могут найти общий язык и дело доходит до конфликта. Подобные ситуации часто провоцируют родители. Но и педагоги не всегда могут выстроить конструктивный диалог, так как не обладают определенными навыками.
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1. Познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций.
2. Сформировать навыки конструктивного решения конфликта.
3. Познакомить с приемами бесконфликтного общения.
1. Работа с притчей «Страшный сон»
Инструкция. Предложите педагогам прослушать и обсудить притчу.
Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных».
Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопросы для обсуждения:
1. Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка — как первый или как второй толкователь?
4. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
2. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Инструкция. Педагоги делятся на две группы и получают задание:
Первая группа создает обобщенный портрет родителя, записывая отрицательные качества, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства.
Вторая группа создает обобщенный портрет родителя, записывая положительные качества, взаимодействие с которым вызывает положительные эмоции.
Полученные портреты обсуждают (зачитывают их качества):
1. Тяжело ли было написать качества? Положительные? Отрицательные?
2. Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?
3. Что вы чувствовали при создании положительного портрета?
После обсуждения сравнивают количество записанных отрицательных и положительных качеств, что указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии педагогами родителей.
Вывод педагога-психолога: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к «трудным», высказывая постоянные претензии в их адрес».
3. Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства между воспитателем и родителем? Давайте увидим…
Упражнение «Претензии»
Инструкция. Педагоги, разделенные на две группы, выполняют следующее задание:
Первая группа записывает претензии родителей к воспитателям.
Вторая группа записывает претензии воспитателей к родителям.
Претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно четкими и конкретными.
Выводы: Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-то раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.
4. Знакомство с приемом «Список претензий к родителям»
Слово педагога-психолога: Наша работа предполагает ежедневное общение с родителями детей. И как мы ранее отметили, мы имеем претензии к ним. Чтобы принять людей, нужно понять, чем они нас не устраивают (т.е. проанализировать наше «недовольство» ими), и попытаться отнестись к ним по-другому. Это делать можно, используя список претензий. Они записываются в таблицу напротив фамилии родителя (1 и 2-ой столбики). В 3-ем записываются действия педагога по устранению претензий.
(Затем с педагогами разобрать несколько претензий и действия воспитателя по устранению их).
5. Знакомство с алгоритмом принятия родителя
Слово педагога-психолога: «Спокойствие, только спокойствие! Кто говорил эти слова?» (Карлсон Малышу). Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас есть претензии, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал).
Алгоритм принятия родителя:
1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.
2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.
4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.
(Апробировать алгоритм с педагогами на одном примере).
Предварительный просмотр:
Психологическая сессия для педагогов
«Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 часть.
Педагог-психолог: Голубенко С.В.
МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска
1. Упражнение «Желаю Вам…»
Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача — сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.
Примечание. В завершение педагог-психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.
2. Упражнение «Три «Я»»
Слово педагога-психолога: Согласно утверждениям психологов в каждом человеке «живут» три «Я» - Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Так, Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок. Моменты нашего общения с другими Бёрн называл «трансакциями». Это слово буквально означает «сделка». И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему это результат не всегда хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым и Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно «трудным», на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации. А теперь познакомимся с типами позиций, их характерными признаками. Раздаточный материал:
Типы позиций и их характеристики
Критерии | Родитель | Ребенок | Взрослый |
Общее поведение | Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое | Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное | Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь |
Типичные фразы | «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя» | «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо». «Я не верю в свои силы», «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!» | Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту |
Интонация, манера говорить | Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. Тепло, успокаивающе, сочувственно | Громко, быстро, захлебываясь, печально. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. Гневно, громко, упрямо, угрюмо | Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко |
Жесты | Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. Поглаживание по голове | Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова | Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед |
3. Упражнение «Измени ролевую позицию в общении»
Инструкция: Участники делятся на две группы и выполняют задание: «Произнесите каждую фразу как родитель, ребенок, взрослый».
1 группа: «Однажды вы поймете, что мои требования к вашему ребенку были правильными».
2 группа: «Я хочу поговорить о вашем ребенке».
4. Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности
Раздаточный материал:
Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности
Инструкция: Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах – от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
16. Я – увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что я не хочу уступать.
20. Правила, оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Бланк ответа к тесту
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 |
Итого: | Итого: | Итого: |
Оценка результата: суммируйте баллы в каждом столбике бланка ответов, определив доминирующую позицию.
Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19
Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20
Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21
Интерпретация к тесту:
1. Позиция «Я» в роли «ребенка» (Д) – чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.
Позиция «Я» в роли «родителя» (Р) – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.
Позиция «Я» в роли «взрослого» (В) - сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: «Что происходит?».
2. Соотношение эго-состояний:
- ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.
- ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо, напротив, - гиперответственный), этических норм.
- РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.
5. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»
Мультфильм снят российским режиссером Н. Березовской в 2000 г. Главный герой — маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.
К сведению. В 2001 г. на фестивале анимационного кино в Анесси (Франция) мультфильм получил награду в номинации «За самый смешной мультфильм в мире».
Комментарий. В ходе обсуждения подвести участников к выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон»; представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.
6. Правила общения
Раздаточный материал с целью обсуждения с напарником в группе:
Правила общения
1. Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
2. Уверенность в своих знаниях придает силу.
3. Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
4. Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
5. Находите возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.
6. Будьте эмоционально уравновешенными при общении с родителями, подавайте пример воспитанности и такта.
7. В сложной ситуации старайтесь подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
8. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
9. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
7. Обратная связь
Инструкция. Используя рисунок, участники должны оценить психологическую сессию по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе, — поставив оценку по 10-балльной шкале.
Раздаточный материал: Рисунок для обратной связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...
Семинар "Самый трудный родитель, самый приятный родитель."
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями....
"Самый трудный родитель. Самый приятный родитель".
Семинар- практикум...
Психолого-педагогический семинар. Самый трудный родитель. Самый приятный родитель.
Психолого-педагогический семинар...
семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....
мастер -класс для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
Повышение коммуникативной компетентности педагогов в взаимодействии с родителями. Успешность педагога в общении и расположении к себе родителя зав...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
Мастер-класс для пелагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"...