Семинар "Самый трудный родитель, самый приятный родитель."
методическая разработка на тему
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_samyy_trudnyy_roditel.zip | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.
- Психологическое вхождение.
Упражнение «Здравствуйте, я… Сегодня вот такая…».
Участники встают в круг, первым говорит ведущий: «Здравствуйте, я …(имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает своё эмоциональное состояние)». Группа отвечает: «Здравствуй,…(имя). Сегодня…(имя) вот такая (повторяют действия участника)».
- Основная часть.
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».
Воспитателям предлагается в одной группе создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т.п.). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.
Вторая группа создаёт портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа. Полученные портреты закрепляются магнитами на мольберте, после чего проходит обсуждение:
- Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете?
- Были ли у Вас в практике такие родители?
- Что Вы чувствовали при создании положительного портрета?
- Есть ли в Вашей группе такие родители?
Прикрепите стикеры с положительными и отрицательными качествам в два столбика. Соотнесение по количеству указывает на положительный или отрицательный настрой в восприятии воспитателями родителей.
Вывод ведущего: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к «трудным», высказывая постоянные претензии в их адрес».
Упражнение «Список претензий к родителям».
Слово ведущего: «Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем – то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» родителями воспитанников. И назовем это списком претензий, которые должны быть четкими и конкретными. Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя (1-й и 2-й столбики) В 3-м записываются действия педагога по устранению претензии.
На работу отводится до 10 минут. Ведущий подчеркивает необходимость быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно конкретными. Затем выделите тех родителей к кому у вас больше всего претензий.
Как правило, люди нетерпимы к человеку, который их чем-либо раздражает или совершает по отношению к ним действия, вызывающие обиду, ощущение несправедливости.
Чтобы понять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают, и попытаться отнестись к ним по-другому».
Игра «Два полушария»
Участники разбиваются на тройки. Два человека олицетворяют полушария головного мозга родителя, а третий – это воспитатель, который высказывает «родителю» претензию (она должна формулироваться чётко и конкретно и адресовываться реально существующему родителю). Задача «полушарий» ответить на претензию совместно (каждый говорит по одному слову), чтобы разрешить проблему. Например, воспитатель спрашивает: «Почему ваш ребёнок опоздал на утреннюю зарядку?». «Правое полушарие: «Мы…». «Левое полушарие»: «…проспали». Затем участники меняются местами.
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!
«Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одним из основных моментов в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите своё отношение, используя алгоритм приятия (раздаточный материал 1). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а так же учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или препятствуют ему.
Раздаточный материал 1
Алгоритм принятия родителя:
- Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
- Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
- На этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
- Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.
Мини-лекция «Три «Я»»
Слово ведущего: «Согласно утверждениям психологов в каждом человеке «живут» три «Я» - Родитель, Взрослый, Ребёнок (Дитя). Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведём себя с другими людьми, почему они по-разному ведут себя с нами. Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку или принимаем решение – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребёнок. Моменты нашего общения с другими Бёрн назвал «трансакциями». Слово «трансакция» буквально означает «сделка». И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьёзно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздражённого Родителя или обиженного Ребёнка, и они не смогли договориться. Также несостоятельными могут быть сделки между другими эго-состояниями партнёров. Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребёнком мы становимся. Часто не отдавая себе в этом отчёта, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с «трудным», на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации».
Тест на соотношение Родителя, Ребёнка и Взрослого в структуре личности.
Раздаточный материал 2
Тест.
Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.
- Мне порой не хватает выдержки.
- Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
- Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
- Я иногда преувеличиваю свою роль в отдельных событиях.
- Меня провести нелегко.
- Мне бы понравилось быть воспитателем.
- Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
- Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
- Каждый должен выполнять свой долг.
- Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
- Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия.
- Младшее поколение должно учиться у старших как ему жить.
- Я, как и многие люди, бываю обидчив.
- Мне удаётся видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
- Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
- Я – увлекающийся человек.
- Мой основной критерий оценки человека – объективность.
- Мои взгляды непоколебимы.
- Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
- Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
- Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Оценка результатов
Суммируйте результаты в каждом столбике бланка ответов, определив доминирующую позицию.
Дитя (Д): 1,4,7,10,13,16,19
Взрослый (В): 2,5,8,11,14,17,20
Родитель (Р): 3,6,9,12,15,18,21
Интерпретация
1. Позиция «Я» в роли «ребёнка» (Д)- чувствительность, ранимость, зависимость, подчинённость, безответственность, высокая эмоциональность, но так же свобода и спонтанность.
Позиция «Я» в роли «родителя» (Р)- стремление руководить, подчинять, брать ответственност на себя, авторитаризм.
Позиция «Я» в роли «взрослого» (В)- сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнёром по общению, пониженная эмоциональность, способность ответит на вопрос «Что происходит?».
2. Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний:
ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.
ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишён рассудительности, чвувства ответственности, (либо напротив – гиперответственный), этических норм.
РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а так же, возможно, гиперопеке.
Раздаточный материал 3
Бланк ответа к тесту на соотношение Родителя, Взрослого и Ребёнка в структуре личности.
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
10. | 11. | 12. |
13. | 14. | 15. |
16. | 17. | 18. |
19. | 20. | 21. |
Упражнение «Выбери фразу»
Воспитатель несёт ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомлённость собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».
Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:
- Пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять;
- «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.
Раздаточный материал 4
Упражнение «Выбери фразу»
Подчеркните, на ваш взгляд, «неудачные» фразы, а «нежелательные» в паре с «желательными» - синей стрелкой так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».
- Извините, если я помешала….
- Я бы хотела…
- Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
- Вам будет интересно узнать…
- Я бы хотела ещё раз услышать…
- Мне представляется интересным то, что…
- Я пришла к такому выводу, что…
- Вы хотите…
- Думается, что ваша проблема заключается в том, что…
- Давайте с вами быстро обсудим…
- Как вы знаете…
- Хотя вам и неизвестно…
- Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
- Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
- А у меня на этот счёт другое мнение…
- Конечно, вам уже известно…
- Вы, наверное, об этом слышали…
Памятка для педагога.
3. Релаксация.
«Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц).
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.
4. Рефлексия.
Последней процедурой занятия является отметка на бланке «Обратная связь».
1.Физический комфорт.
2.Психологический комфорт.
3.Практичесая польза.
4.Ваша активность (самооценка).
5.Деятельность ведущего.
Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...
"Самый трудный родитель. Самый приятный родитель".
Семинар- практикум...
Психолого-педагогический семинар. Самый трудный родитель. Самый приятный родитель.
Психолого-педагогический семинар...
Психологическая сессия для педагогов «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 части
Знакомство с приемами бесконфликтного общения педагогов с родителями для эффективного сотрудничества....
семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....
мастер -класс для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
Повышение коммуникативной компетентности педагогов в взаимодействии с родителями. Успешность педагога в общении и расположении к себе родителя зав...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
Мастер-класс для пелагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"...