"Самый трудный родитель. Самый приятный родитель".
презентация по теме

Волченкова Ольга Ивановна

Семинар- практикум 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samyy_trudnyy_roditel_seminar.docx63.14 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

"Самый трудный родитель. Самый приятный родитель".

Цель:  повышение коммуникативной компетентности воспитателей  во взаимодействии с родителями.

Задачи:

  • развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;
  • обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с "трудными" родителями;
  • помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного общения с родителями;
  • отреагирование собственных негативных чувств к родителям.

В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются родители, которые отказываются слышать педагога и идти с ним на контакт. (Приложение «Типы родителей»).

Понимая, что у каждого из вас накоплен свой огромный опыт взаимодействия с родителями, надеемся, что наш семинар дополнит его конкретными знаниями, приёмами в работе и поможет вам найти с родителями общий язык,  не зависимо от их типа: трудный это родитель или приятный.

  1. Психологическое вхождение.

Упражнение "Здравствуйте, я… Сегодня я вот такая…"

Прошу всех встать в кружок.

Для того чтобы настроиться на работу, мы выполним несложное упражнение. Начнём с меня.  Я говорю: «Здравствуйте, я (имя) …. Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом нужно показать своё эмоциональное состояние)». Вы все должны ответить: "Здравствуйте, ….  Сегодня Вы вот такая» и  повторить мои  действия. Задание выполняется по кругу.

2.Личность педагога. Диагностика.

Успешность взаимодействия педагога с родителями зависит от ряда факторов, имеющих отношение как к родителям, так и к педагогу. Один из таких факторов – коммуникабельность педагога.

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями.

Сейчас у каждого из вас есть возможность узнать свой уровень коммуникативности на основе методики В.Ф. Ряховского.

Вам предлагается 16 вопросов. Отвечайте искренне, результат будет известен только вам. У вас потом будет возможность вернуться к результату,  обдумать его и внести при необходимости коррективы в свою деятельность.

Инструкция:   Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».          В тетради пишете номер вопроса и ставите знаки:   + «да», - «нет», +- «иногда» (заранее написать на доске)

1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, информацией перед родителями?

3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями,  с коллегами,  руководством?

7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15. Считаете ли Вы,  что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?

16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Посчитаем баллы:

Проставьте в своих записях  напротив ответов «да» (+) цифру 2,   напротив ответов "иногда" (+ -) цифру «1».   Ответ  "нет" (-)  равен 0. (Дописать на доске).

Полученные баллы сложите.

Если вы набрали:

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!  

19 – 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 – 18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9 – 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у вас раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Спасибо.

Сейчас мы с вами проведём  ещё один тест. Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре  личности.

Приготовьте бланки для ответов (раздать).

Инструкция. Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах – от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие. Ответы нужно заносить в бланк ответов.

  1. Мне порой не хватает выдержки.
  2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
  3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
  4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.
  5. Меня провести нелегко.
  6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
  7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
  8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
  9. Каждый должен выполнять свой долг.

10.Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12.Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13.Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15.Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16.Я – увлекающийся человек.

17.Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18.Мои взгляды непоколебимы.

19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20.Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Оценка результата:  суммируйте баллы в каждом столбике бланка.

Обозначьте  столбики буквами: 1 -  Д (Дитя), 2 – В (Взрослый), 3- Р (Родитель).

 Определите доминирующую позицию.

Расположите соответствующие символы в порядке убывания ваших чисел. Например: Д-В-Р, или Р-Д-В. Как у вас получилось. Можно сосчитать % соотношения в личности  Я-позиций.(пример на доске)

1 столбик: Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

2 столбик: Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

3 столбик: Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Немного теории.

Согласно теории Эрика Бёрна в каждом человеке “живут” три “Я” – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). В зависимости от того, какое «Я» в данный момент преобладает, так мы себя и ведём.  

Иногда мы:  

  • объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый;
  • иногда, требуем или заботимся – как Родитель;
  • иногда, фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок.

В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями его характера.

Например, Я-Взрослый  хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздражённого Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться.              

Теперь вы знаете свою доминирующую позицию, т.е. какое «Я» у вас  преобладает.  Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с “трудным”, важно учитывать как свои особенности, так и особенности родителя.

Интерпретация результатов:

Посмотрите на результат, если у Вас:

больше  Р:   Чаще всего Вы ведете себя как Родитель, Вам соответствует стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.

больше  В:   Чаще всего Вы ведете себя как Взрослый. Вам  соответствует сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: "Что происходит?".

больше Д:   Чаще всего Вы ведете себя как Дитя.  Вам соответствуют  чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.

Признаки проявления различных Я-состояний.                                                          

1. Я-состояние ребенок:

Вербальные (словестные) признаки: а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Я-состояние взрослый:

Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Я-состояние родитель:

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут);  б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность.

Сочетания Я-состояний.

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулуДля оптимального функционирования личности, с точки зрения Э. Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. (гармоничным считается количественное сочетание: В=75%, Р=15%, Д=15%.

Можно обдумать результаты диагностики в свободное время, проанализировать, возможно, что-то скорректировать в своём поведении.

Спасибо за работу.

Мы хотим угостить вас конфеткой.

3.Особенности родителей.

Успешность взаимодействия с родителями зависит не только от педагога, но и от индивидуальных особенностей родителей.

Сейчас мы выполним упражнение:  «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».

Мы с вами разделились на 2 группы.

Задание группам: создать, используя разные техники, обобщенный портрет родителя (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т. п.) – бумага, фломастеры, доски.

  • 1-я группа:  портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства. На стикерах нужно записать отрицательные качества  родителей, которые вы отразите в этом портрете;
  • 2-я группа: портрет родителя, общение с которым вызывает положительные эмоции  и на стикерах запишет  положительные качества  родителей, которые вы отразите в своём  портрете.

Обсудим результаты работы:

Посмотрим презентацию работы 1-й группы.

1. Какие качества Вы отразили в портрете? Что вы чувствовали при создании этого портрета?  Были ли у вас в практике такие родители?

Посмотрим презентацию работы 2-й группы.

2.Какие качества Вы отразили в портрете? Что вы чувствовали при его создании? Есть ли в вашей группе такие родители?

Давайте расположим в ряд стикеры и сосчитаем, сколько качеств, отрицательных и положительных мы отметили у родителей.

Соотнесение их  по количеству указывает на наш отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.

Итак, Положительных качеств в портрете отмечено  ___ ,

Отрицательных качеств - _____ .

То есть, получилось, что  у нас с вами преобладает положительная (отрицательная)  установка в восприятии родителей.

И так, у нас имеется список претензий к родителям.

Что же нам с ними делать?    

Сейчас мы познакомим вас  с приемом "Список претензий к родителям".

Ведущий. Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает любой из родителей. Давайте проанализируем наше «недовольство» конкретными родителями в своей группе. И назовем это списком претензий.

Возьмите таблички.  Претензии нужно вносить в таблицу напротив фамилии родителя. Таблица  состоит из 6-ти столбиков: 1 – №, 2 – фамилии (код), 3-й  - претензии к родителю,  в 4-м  столбике  - достоинства родителей, в 5-м  - претензии родителя к педагогу (если они есть), в 6-м -записываются выводы и действия педагога по ситуации.

Важно быть предельно откровенными, претензии могут быть самыми незначительными, но обязательно – четкими и конкретными.  Затем выделяются  те  родители, к которым у вас больше всего претензий  – это будет самая сложная категория родителей (в таблице их можно обозначить синим выделителем).

Активных помощников можно обозначить красным выделителем, это актив родителей, опора воспитателя.

Группу нейтральных родителей можно не  выделять цветом,  кого-то из этой категории вы постепенно склоните на свою сторону, и отнесёте к своим помощникам.

Попробуйте поработать со списком своих родителей немного (можно пошептаться и посоветоваться с коллегами).  

Список претензий составлен. Такая табличка может стать основой для проведения индивидуальной работы с родителями,  поможет лучше их понять, воспитателю поможет лучше осознать проблемы, увидеть их в целом по группе. Табличка может дополняться и корректироваться в течение года.

Итак, мы говорим о трудных родителях.

Чтобы принять такого человека  нужно понять, чем он вас не устраивает, и попытаться отнестись к нему по-другому.

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»

«Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение являются одним из основных моментов в безоценочном, ненасильственном общении между родителями и воспитателями.

Давайте подумаем и определим такие понятия, как «терпение», «выдержка», «терпеливость», «терпимость».  (Воспитатели отвечают, мы зачитываем свой вариант).

Являются ли эти качества профессионально-важными для педагога? (Ответы).

Приведите примеры ситуаций общения с родителями, в которых вы  проявили терпение и терпимость.

Представьте, что  вам пришлось столкнуться с точкой зрения родителей, их воспитательной позицией, с которыми вы полностью не согласны:

например, что физическое наказание применимо к детям.

Свою позицию во взаимоотношении с родителем педагог может проанализировать по следующему алгоритму:

  • Принять чужое мнение как собственное, попытаться усвоить его логику и исходные основания, на которых оно строится;
  • Вычленить положительные моменты чужого мнения, осознать несоответствие их собственным взглядам;
  • Скорректировать свое мнение, утверждая его сильные стороны;
  • Найти общее в своем и чужом мнении, признать невозможность своего соглашения с некоторыми позициями другого человека;
  • Попытаться все высказать оппоненту, сделав акценты на том, в чем вы с ним согласны и в чем не согласны;
  • Попросить оппонента более весомыми доводами переубедить вас;
  • Попробовать, используя доказательства и факты, переубедить оппонента;
  • Если ни то, ни другое не удается, признать право на существование некоторых положений чужого мнения, с которым вы не смогли согласиться, отказаться от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления

Затем, после проделанного анализа, мы попытаемся отнестись к родителям по-другому, используя следующий алгоритм:

  • Нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;
  • Реагировать не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение;
  • На этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;
  • Попытаться изменить отношение к нему или попробовать воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

4.Как общаться с родителями.

Итак,  мы уже:

  • Узнали свои личностные особенности.  
  • Познакомились  с тем, как проанализировать состав родителей группы на предмет «трудности» и «приятности»   их в плане общения и поведения.
  • Определились   с тем, как проанализировать свою позицию по отношению к трудному родителю и как следует отнестись к нему.  
  • Теперь остановимся на  том,  как нам желательно обращаться к родителям, независимо от того, трудные они или приятные.                                                                              

Слово ведущего: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы:

  • утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме;
  • инициатор беседы уверен в себе;
  • исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы;
  • обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме “Вы-подхода”.

Мы предлагаем вам дома выполнить упражнение "Выбери фразу". Это упражнение дано в Приложении. Выполняя его, вы ещё раз вспомните, как желательно обращаться к родителям, а какие фразы лучше не употреблять.

Памятка "Известная фраза".

Также мы хотим предложить вам памятку, содержащую известные цитаты, отображающие правила общения и поведения с "трудным" родителем.

Памятка для педагога

Основополагающие правила общения

  • Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.
  • Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
  • С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь «проблемны»!
  • Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.
  • Уверенность в своих знаниях придает силу.
  • Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
  • Чем больше "балласта", тем труднее становится общение.

Сейчас мы проведём Метафорическую игру «Царевна-лягушка».

(повесить на доску картинки)

 Предлагаю вам вспомнить сказку «Царевна-лягушка». Было у царя три сына. Время шло, сыновья подросли и стали добрыми молодцами, пришла им пора жениться. Собрал отец сыновей и дал им свой наказ: «Дети мои милые, возьмите каждый по стреле, натяните свои луки да пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, туда и сватов засылайте».

У старшего брата стрела упала на боярский двор, у среднего – на купеческий двор, а у младшего улетела стрела на грязное болото, и подхватила ее лягушка-квакушка. Вспомним, что Иван-царевич сказал лягушке-квакушке при встрече: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка мне не ровня!» Но делать нечего, и взял он ее во дворец…

Вы, уже разделены на две подгруппы, в которых будете работать над этой сказочной ситуацией.

 Одна  команда «Иваны-царевичи», а  вторая -  «Лягушки-квакушки». 

З а д а н и е  для Иванов-царевичей. Напишите на стикерах: при каких условиях Иван-царевич захотел бы жениться на лягушке? Варианты могут быть самыми невероятными.

З а д а н и е для «лягушек». Напишите на стикерах: что может предложить Ивану-царевичу лягушка, чтобы он захотел жениться на ней? 

Я прошу вас разойтись за столы  для работы.

Разместите записи на доске.

Презентуется (зачитывается)  сначала решение «лягушек», а затем – «Иванов-царевичей».

 Ведущий.

  • отметьте те варианты, которые совпадают между собой,
  • затем  вычленяет  у «лягушек» новые варианты, которых нет  у Ивана-царевича, (то, что не совпадает)
  • а также те, которые противоречат его идеям.

Посмотрите, наша с вами ситуация очень схожа.

Иван-царевич – это родитель,  а лягушки – дошкольное учреждение, которое часто бывает малопривлекательным  и непонятным для него.

Подумайте и ответьте на вопрос: чем педагог может быть привлекателен для родителя?

Ответы записываются на доске.

 Если мы будем знать, что хочет от нас  наш родитель, его мотивы, запросы, интересы,  то в большей степени сможем реализовать его ожидания  от нас, сделать наше общение   более конструктивным, менее конфликтным  и даже приятным.

Ведь задачи у родителей и д/с общие: воспитание, развитие, укрепление здоровья, благополучие детей.

5.Релаксация.

Упражнение на напряжение и расслабление мышц рук "Игра с песком"

Инструкция. Уберите всё из рук. Наберите в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте  песок в руках. Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками!). Повторить игру с песком 2–3 раза.

6.Обратная связь.

Уважаемые коллеги!

Просим вас оценить семинар-практикум по 10-ти балльной шкале        

(от 1 до 10) по четырём критериям:

 1.Содержание семинара.

 2.Деятельность ведущих.

 3. Деятельность участника (самооценка).

 4. Психологический климат в группе.

Семинар - практикум

"Самый трудный родитель. Самый приятный родитель".

МДОУ детский сад комбинированного вида №42

Подготовили:

 Воспитатель Волченкова О.И.

Педагог-психолог Тихменева С.С.

2013 – 2014 учебный год

Метафорическая игра «Царевна-лягушка».

 Предлагаю вам вспомнить сказку «Царевна-лягушка». Было у царя три сына. Время шло, сыновья подросли и стали добрыми молодцами, пришла им пора жениться. Собрал отец сыновей и дал им свой наказ: «Дети мои милые, возьмите каждый по стреле, натяните свои луки да пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадет, туда и сватов засылайте».

У старшего брата стрела упала на боярский двор, у среднего – на купеческий двор, а у младшего улетела стрела на грязное болото, и подхватила ее лягушка-квакушка. Вспомним, что Иван-царевич сказал лягушке-квакушке при встрече: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка мне не ровня!» Но делать нечего, и взял он ее во дворец…

Сейчас вы, уже разделившись на две подгруппы, будете работать над этой сказочной ситуацией. Вот команда «Иваны-царевичи», а вот «Лягушки-квакушки». Я прошу вас разойтись за столы  для работы.

З а д а н и е  для Иванов-царевичей. Напишите на листе: при каких условиях Иван-царевич захотел бы жениться на лягушке? Варианты могут быть самыми невероятными.

З а д а н и е для «лягушек». Напишите на листе: что может предложить Ивану-царевичу лягушка, чтобы он захотел жениться на ней? Варианты могут быть самыми невероятными.

(Время на размышление –5 минут.)

Затем оба плаката вывешиваются  рядом друг с другом и

презентуется сначала решение «лягушек», а затем – «Иванов-царевичей».

 Ведущий.

  • подчеркивает те варианты, которые совпадают между собой,
  • затем вычленяет у «лягушек» новые варианты, которых нет у Ивана-царевича,
  • а также те, которые противоречат его идеям.

Посмотрите, наша с вами ситуация очень схожа.

Иван-царевич – это родитель,  а лягушки – дошкольное учреждение, которое часто бывает мало привлекательным для него.

 Но если выяснить, чего хочет наш Иван, его мотивы и интересы, то, возможно, мы сможем привлечь родителей  к взаимодействию с нами.

Подумайте и ответьте на вопрос: чем педагог может быть привлекателен для родителя?

Ответы записываются на доске.

Родители бывают разные

(типология родителей).

Позитивно ориентированные. Стремятся к взаимодействию, пониманию, объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчет в том, что некоторые вещи они не знают. Гибко перестраиваются. Если не большие оптимисты, то не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Возможно, они иногда проявляют вспыльчивость, тревожность, даже эгоизм, но у них есть три важных качества: они умеют слушать и слышать; стремятся к самосовершенствованию и умеют быть благодарными. Общение с ними всегда приятно.

Манипуляторы. Их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабые стороны людей, чтобы побудить их делать то, что им необходимо. Если же манипулятор не может добиться своего, то он начинает испытывать дискомфорт, чувство неполноценности; он начинает страдать, при этом обычно усиливая свои манипуляции: давление на вас своим положением в обществе, деньгами, подарками, «хлопанье дверьми», внесение смуты в родительский коллектив и т. п.

Равнодушные. Скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем мешают конструктивному взаимодействию. Однако именно на них удается проверить прочность любого нововведения, идею, предложение или свою позицию. Для них значим признанный авторитет, в том числе и ваш.

Творческие. Склонны к игре, импровизации, действиям не по правилам, ориентированы на новые впечатления. Они спонтанны в своем поведении, независимы в суждениях. Энтузиасты, которые стремятся действовать, а не только размышлять. Все обыденное и посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, что делают что-то значимое. Увлеченные чем-то, они могут не заметить уже сделанного и внести хаос в организованный процесс, но они всегда ориентированы на качество.

Деструктивные. Для них характерно отрицательное мотивационное воздействие на личность, поведение других людей, нарушение взаимоотношений, конфликтность. Они нарушают общую работу, и их проявление может быть следующим:

  • блокирование – родитель не согласен и отторгает усилия педагога, демонстрируя бессмысленность этой работы;
  • агрессия – критикует и обвиняет других, снижает самооценку окружающих, чтобы возвысить свой собственный статус;
  • стремление к признанию – привлекает к себе внимание, «тянет одеяло на себя», говорит громко, часто хвалится своими достижениями, демонстрирует необыкновенное поведение «не от мира сего»;
  • уход – уходит от проблем, проявляет безразличие, мечтателен или хмур;
  • доминирование – настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает, направляет, требует;
  • стремление исповедоваться – использует других в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на задачу чувства и мысли.

Причины такого поведения могут быть связаны с проблемой идентичности (кто я?), власти, контроля и влияния, с проблемой доверия окружающим и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто-то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются р...

Семинар "Самый трудный родитель, самый приятный родитель."

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями....

Психологическая сессия для педагогов «Самый трудный родитель. Самый приятный родитель» 2 части

Знакомство с приемами бесконфликтного общения педагогов с родителями для  эффективного сотрудничества....

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

мастер -класс для педагогов "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Повышение коммуникативной компетентности педагогов  в взаимодействии с родителями.         Успешность педагога в общении и расположении к себе родителя зав...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"

Мастер-класс для пелагогов ДОУ "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"...