Мастер-класс для педагогов ДОУ "Подвижные музыкальные игры на занятиях и в режимных моментах"
консультация
Конспект выступления к неделе педагогического мастерства в ДОУ на тему:
«Организация и проведение подвижных музыкальных игр на занятиях и в режимных моментах с целью личностного развития детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.masterskaya_muzykanty.docx | 35.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №18
Раменский муниципальный район Московская область
Адрес: 140125, Московская область, Телефон: 8(496)4698547
Раменский район, д. Островцы, ул. Подмосковная E-mail: ds18ostrov@mail.ru
Конспект выступления
к неделе педагогического мастерства в ДОУ на тему:
«Организация и проведение подвижных музыкальных игр на занятиях и в режимных моментах с целью личностного развития детей»
Подготовили и провели
Музыкальные руководители
Игнатьева С.А.
Мараенко А.А.
Ноябрь, 2019 г.
«Все дети — это звёзды. Просто кто-то горит ярким светом, освещая и затмевая всё вокруг, а кто-то светит внутри себя.
Для педагога важно заметить этот свет в каждом ребёнке»
Б.М. Теплов
Цель: Совершенствование профессиональных компетенций воспитателей в области организации подвижных музыкальных игр в жизни детей.
Задачи:
- развития коммуникативных навыков
- работы над ощущением формы
- развития двигательной координации
- развития чувства ритма.
1. Теоретическая часть.
С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.
Игра – основной вид деятельности ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она «бесцельна»: дети прыгают, бегают. На самом же деле игра - это осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
Так как игра занимает огромное место в развитии личности ребенка, то она давно используется как педагогическое средство. Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
Игра, также, является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы детей. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.
Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.
Цель подвижных игр:
- давать выход запасам энергии ребенка,
- развитие координации движений,
- повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье,
- развитие навыков общения,
- умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы,
- развивать быстроту реакции.
Любая игра направлена на решение задач по развитию и оздоровлению детей. Основными задачами игр, в том числе и подвижных игр на свежем воздухе являются образовательные. Эта цель достигается созданием процесса.
Задачи подвижных игр:
- расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями,
- совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях,
- развитие креативных возможностей и физических качеств,
- воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями,
- приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Для успеха игры необходимо учитывать сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом подготовленности детей.
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
В координационно—подвижных играх соединяются три главных компонента: музыка, речь и движение. Они учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, а также развивают двигательные способности, память, речевое интонирование и чувство ритма.
Ход:
В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).
Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.
Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.
2. Практическая часть.
МЛАДШАЯ и СРЕДНЯЯ ГРУППЫ
ИГРА «НАЙДИ СВОЮ ИГРУШКУ»
Цель: развитие внимания, умения реагировать на начало и окончание мелодии.
Задачи:
Образовательные: работать над тем, чтобы каждый ребёнок выполнял танцевальные движения, в такт музыке.
Развивающие: развивать память, ритм, слух.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Содержание игры:
Три или четыре мягких игрушки усажены каждая на свой стул, вокруг каждой дети образуют маленькие кружки. Когда играет весёлая музыка, тогда дети танцуют вокруг игрушки, мелодия заканчивается, дети закрывают лицо ладонями, а педагог меняет игрушки местами, музыка вновь начинает звучать - это сигнал к тому, чтоб дети открыли глаза и нашли свою игрушку.
Атрибуты:
Три или четыре ярких мягких игрушки.
Результат:
Развитие творческой инициативы, кругозора детей, внимания, слуха.
ИГРА «КУКЛА, С НАМИ ПОТАНЦУЙ!»
Цель: развитие внимания, слуха, выдержки, терпения.
Задачи:
Образовательные: учить детей слышать смену частей музыки.
Развивающие: развивать слух, память, ритм, творческую инициативу.
Воспитательные: способствовать развитию доброжелательности.
Содержание игры:
Дети сидят в кругу на корточках, будто «спят». Воспитатель с куклой ходит внутри круга под спокойную музыку, затем останавливается у какого-либо ребёнка и приглашает танцевать под подвижную музыку, после, как музыка закончилась, игра снова продолжается.
Результат:
У детей воспитывается чувство выдержки, внимание, терпение, слух.
ИГРА «КОТ И МЫШИ»
Цель: Развивать умение двигаться; упражнять детей в беге, бегать легко, не наталкиваться друг на друга. Выполнять движения согласно тексту, действовать по сигналу. Проводить ребёнка к вхождению в образ.
Задачи: развитие общей моторики; зрительного внимания; оптико-пространственных представлений; координация речи, движения и музыки; мелодического слуха; певческого т речевого дыхания; терпения и быстроты питания; переключаемости; развитие творческих способностей.
ИГРА «ЗАЙКИ И ЛИСА»
Цель игры: Продолжить учить детей выполнять движения в соответствии с текстом; упражнять в беге в рассыпную; развивать внимание; воспитывать интерес к играм.
Материал: Мягкая игрушка лиса.
Правила игры: Дети выполняют движения под текст песни.
ИГРА «ШЛА КОЗА ДОРОГОЮ»
Цель: учить детей действовать в соответствии с текстом. Развивать имитационные движения. Воспитывать интерес к играм.
Ход игры: Дети становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу, произнося стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом.
ИГРА «КАРУСЕЛЬ»
Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.
Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.
Варианты: Каждый должен занять свое место. Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.
ИГРА «ШАПОЧКА»
Цели:
- Развить эмоциональный мир ребёнка.
- Реализовать потребность фантазировать.
- Воображать себя в мнимой ситуации.
- Развивать сотрудничество в группе.
Задачи:
коррекционные:
- координации движений;
образовательные:
- обучение двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
воспитательные:
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
- развитие чувств, эмоций.
развивающие:
- устойчивый интерес к действию;
- внимание, память, мышление;
- ориентировка в пространстве.
Ход игры.
Дети стоят по кругу и передают шапочку сказочного героя (например, зайца, лисы, лошадки, птички, медведя).
Ну, ребята, не зевайте!
Шапочку передавайте!
Только перестанут петь
Надо шапочку надеть!
(Ребенок, у которого на заключительную фразу оказалась шапочка, надевает её и встаёт в центр круга).
И любуется народ
Как же шапочка идет!
(Ребёнок начинает танцевать, имитируя движения сказочного героя, а все дети, стоящие в кругу, за ним повторяют и хлопают в ладоши). Игра повторяется 3 раза.
СТАРШАЯ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ
ИГРА «ПОСТРОЕНИЕ»
Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится
Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.
Ход игры: под музыку дети свободно двигаются по залу, при смене музыки, показываем детям карточку, на котором изображение для перестроения, например, круг, полукруг, в рассыпную, в шахматном порядке и т.д.
ИГРА «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО»
Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке — «огневушка». Все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга, с окончанием музыки останавливается и встаёт перед двумя из стоящих в кругу детей. Играющие хором поют: Гори, гори ясно, чтобы не погасло, Глянь на Небо — птички летят, колокольчики звенят! На слова дети «колокольчики звенят» — 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком. Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
ИГРА «ЛОВИШКИ»
Цель: учить детей бегать врассыпную, увёртываясь от ловишки, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.
ИГРА «ДИРИЖЁР (ЗАМРИ)»
Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего.
Атрибуты: дирижерская палочка.
Ход игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
«Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать
Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать.
На него мы поглядим и движенья повторим
1-2-3 – замри!»
Дирижер – ребёнок с дирижёрской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами.
На слово «замри» Дирижёр сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижёра. Далее Дирижёр выбирает понравившегося ребёнка, передаёт дирижёрскую палочку.
Игра повторяется.
ИГРА «А СЕЙЧАС ВЫХОДЯТ…»
Цель: развитие внимания, преодоление волнения перед публичным выступлением.
Задачи:
Образовательные: побуждать детей к произвольному выполнению танцевальных фигур.
Развивающие: развивать танцевальную фантазию, внимание.
Воспитательные: воспитывать уважение и доброжелательное отношение к сверстникам.
Содержание игры.
Дети танцуют в кругу. Музыкальный руководитель (воспитатель) пританцовывает в центре круга и поочерёдно задаёт вопросы, а дети, которые себя узнали выходят в центр круга и тоже танцуют, далее снова задаётся вопрос и выходят следующие дети. Примерные вопросы: «А сейчас выходят те, кто любит мороженое», «……………., кто помогает маме (или шуточный вопрос: те, кто никогда не помогает маме)», «………….,те, кто любит животных».
Результат
Дети на музыкальных занятиях чувствуют себя раскрепощённее, в игровой атмосфере решается задача развития внимания.
3. Раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для воспитателей на тему: "Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей"
Мастер-класс для воспитателей на тему:«Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»...
Мастер класс для воспитателей «Применение здоровьесберегающих технологий через использование массажных ковриков в режимных моментах ДОУ».
Использование массажных ковриков в режимных моментах ДОУ...
Мастер-класс для воспитателей "Активизация детей через игры на занятиях по математике"
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение вз...
Конспект мастер - класса по повышению профессионального мастерства педагогов - участников мастер класса по экспериментированию. как метода музыкального воспитания и развития дошкольников
Педагогам показать, как можно использовать опыты со звуком в ээкспериментальной деятелььности детей....
Мастер-класс по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей»
Цель мастер-класса по теме :«Попевки и музыкальные игры как средство активизации математического развития детей» - знакомство коллег с одним из методов активизации математическо...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Музыкальные игры как способ развития танцевально- игрового творчества детей»
Задачи, цели, практическая часть....
Мастер класс к городскому клубу Горизонт: " Музыкальная игра- хоровод Разменяй-ка".
Текст для презентации....