Мастер-класс для воспитателей "Активизация детей через игры на занятиях по математике"
статья по теме
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства, расширяются впечатления, представления. Игра для ребенка это и учеба, и труд, серьезная форма воспитания. Игра - способ познания окружающего.
Хочу поделиться с коллегами своими наработками по теме: «Активизация детей через развивающие игры на занятиях по математике». Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master._klassdocx.docx | 483.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей "Активизация детей через развивающие игры на занятиях по математике"
Хочу поделиться с вами своими наработками по теме: «Активизация детей через игры на занятиях по математике». Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на занятиях, тем не заметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.
Дети активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, поэтому в своей работе для активизации детей я стараюсь использовать занимательный материал, ведь он не только развлекает детей, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, стимулирует развитие не стандартного мышления. Предлагаю вашему вниманию несколько задач-шуток, которые я использую в свое работе:
1 Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
2 Сколько орехов в пустом стакане? (ни сколько)
3 Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
Широко использую в своей работе для активизации детей на занятиях развивающие игры. Для этого, я сначала знакомлю детей с содержанием игры, объясняю правила, при этом обращаю внимание на четкое их выполнение.
Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети как можно быстрее усваивали большой объем знаний, поэтому я знакомлю с играми не только детей, но и родителей, тем самым провоцирую их на более тесную совместную и плодотворную работу.
Работая с детьми, я сделала вывод, что игры, подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, являются одним из эффективных средством активизации ребят.
Мне нравится использовать в своей работе Квадрат Воскобовича.
Знакомство с ним я начинаю со сказки «Тайна Ворона Мэтра или сказка об удивительных приключения - превращениях квадрата». В дальнейшем, складывая «квадрат», я знакомлю детей с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник). Играя с «квадратом», я даю детям задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, я спрашиваю детей, сколько они видят красных квадратов…Сейчас я предлагаю вам тоже сделать домик с зеленой крышей и ответить на тот же вопрос. Обычный ответ: « Два квадрата красного цвета». Но на самом деле их три. А сколько вы видите квадратов зеленого цвета? (один). Детям нравится играть с квадратами.
Еще одна из развивающих игр Воскобовича, которую я использую на занятиях по математике это «Фонарики» (приложение к коврографу «Ларчик»).
Эта игра способствует:
Тренировке мелкой моторики руки, совершенствованию внимания, памяти, мышления, восприятию формы, величины.
Сначала я предлагаю детям сказку про Магнолика с практической работой сразу. Например: Магнолику подарили фонарики – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные и овальные. Сначала Магнолик зажег круглые фонарики – дети прикрепляют к коврографу детали круглой формы.
Затем квадратные и треугольные. Сколько их? – ребята прикрепляют к коврографу детали квадратной и треугольной формы.
Прямоугольные и овальные фонарики Магнолик включил в последнюю очередь – дети прикрепляют детали прямоугольной и овальной формы.
Используя такую форму работы, я активизирую детей на занятии, ведь они не только слушают мой рассказ, но сразу на практике применяют свои знания и умения.
Следующий момент: дети составляют фигурки на коврографе сначала из альбома, а потом я предлагаю им придумать фигурки самостоятельно.
Для старших детей я использую такое задание: найти исключения на листах альбома и сделать их на коврографе.
Например:
Лист 1(человечки). Что неживое?
Лист 2(животные). Кто живет в воде?
Лист 3(птицы и бабочки). Кто не птица и не бабочка? Кто не летает? И т. д.
Все эти приемы помогают мне активизировать детей, вызвать у них желание откликаться на мои задания и выполнять их с желанием.
С удовольствием использую в своей работе игру, которая называется кубики «Сложи узор».
Эта игра удобна тем, что ее можно использовать в работе с детьми как младшего возраста, так и для старших детей. Кубики «Сложи узор» помогают мне развивать у детей сообразительность, навыки счета, логическое мышление. Сначала мы с детьми рассмотрели кубики, обследовали их руками. Начинала работу с того, что детям младшего возраста предлагала 1-3 узора в течение одной игры, постепенно увеличивая до 5 узоров. Я предлагаю детям сделать дорожку белого цвета, «походить» по ней двумя пальчиками «топ-топ», а когда придет лето, какого цвета будут дорожки? (желтого, словно посыпанная песком). Это простое задание. Для детей старшего возраста я усложняю задания, например, предлагаю самостоятельно сложить узоры из серии «Зоопарк», а затем из серии «Предметы», еще одним усложнением может служить создание узора как на картинке, но другого цвета, также предлагала детям зарисовать в тетрадь узор, сложенный из кубиков. В моей работе с кубиками «Сложи узор» продолжить игры помогают альбом - заданий
«Чудо - кубики» для детей 2-5 лет
«Чудо - кубики» для детей 4-8 лет.
Желаю успехов в работе!
Еще одна из игр, которую я использую в своей работе, называется «Блоки Дьенеша».
Игры с блоками способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам. А также, развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.
На первом этапе я использую логические блоки в играх. Начинаю с простейших игр: «Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор», «Найди свой домик», «Пригласительный билет». А затем уже знакомлю с играми, где учу младших дошкольников читать кодовое обозначение логических блоков: «Разноцветные шары», «Волшебный ключик», «Поле чудес», «Подари кукле бусы», «Цыпленок», «Рыбка», «Найди и разложи по форме», и т.д.
Надеюсь, что работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.
Игра «Палочки Кьюзинера»
Основные особенности дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Цветные палочки легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Используя цветные числа, реализуется один из принципов дидактики-принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями.
Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. В ходе занятий дети понимают, что число появляется в результате счёта и измерения.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на1,2,3,.»,деление целого на части,измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.
Кроме того, дети осваивают пространственные отношения («слева- направо» «левее», «вдоль», «выше, чем…» и др., понятия «между», «каждый», «одна из…») и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Мастер-класс «Развитие логического мышления детей через логико-математические игры»
Что такое логика? Примеры логико-математических игр. Протокол родительского собрания....
Мастер-класс «Развитие математических способностей детей через интеллектуальные игры».
Мастер - класс...
Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование"
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объек...
Мастер-класс «Развитие логического мышления детей через логико-математические игры»
Цель: — осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.Задачи: — познакомить родителей с логико-мате...
Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы".
Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы"....
Мастер-класс"Развитие логического мышления детей через логико-математические игры"
Педагогическое просвещение родителей по использованию логико-математическихигр для развития логического мышления детей....
Мастер-класс "Развитие чувства ритма детей через музыкально- речевые игры"
Данный мастер-класс расскажет вам как развить чувства ритма детей через музыкально-речевые игры. Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в музыкальном воспита...