Лэпбук «В мире эмоций»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)
Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство вдвойне.
Цель: Развитие эмоционального сферы детей, умение определять и различать эмоциональное состояние людей, умение управлять своими эмоциями.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса у детей к играм.
- Развивать речевую активность детей.
- Развивать диалогичную и монологическую речь у дошкольников.
- Активизировать словарь детей, пополнять его названием эмоций. Учить подбирать синонимы.
- Формировать социально-эмоциональную сферу ребенка.
- Учить детей управлять своими эмоциями.
- Учить понимать мимику человека, его эмоциональное состояние.
- Учить детей использовать мимику при передаче эмоционального состояния людей.
- Учить передавать свое состояние с помощью мимики.
- Учить адекватно реагировать на эмоциональное состояние окружающих людей.
- Развивать логическое мышление, память , воображение.
- Воспитывать уважение к чувствам окружающих.
- Развивать мелкую моторику.
- Учить давать оценку поступкам человека.
- Развивать артистичность.
Предполагаемые результаты:
-Дети закрепили пройденный материал на занятиях в свободной деятельности.
-Дети умеют работать в группах и индивидуально.
-Игры нашли положительный эмоциональный отклик среди воспитанников.
Дети проявили интерес к созданию лэпбуков.
Методические приемы:
- Словесные, настольно-печатные и игры.
- Рисование эмоций.
- Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
Общее описание.
- Игра «Часики Эмоции»
- Дидактическая Игры «Эмоции в стихах »
- Игра «Составь рассказ»
- Игра "Тренируем Эмоции"
- Обучающие Карточки "Пиктограммы Эмоций
- "Игра "Путешествие в мир эмоций ”
- Игра «Рисуем Настроение»
- Игра «Злой, веселый, грустный
- Игровое задание «Собери лицо»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_emotsii_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 218.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»
ПАСПОРТ
Лэпбук «В мире эмоций»
Воспитатель:Прокофьева Н.С
Семенов 2019 г
Актуальность.
Игра – самый важный вид деятельности дошкольника. В процессе ее развиваются все качества ребенка и духовные, и физические. Игра выполняет ведущую роль в развитии ребенка и несет в себе большой воспитательный и образовательный потенциал. Во время игры ребенок общается с окружающим его миром, в процессе чего формируется его личность. А также развиваются внимание, память, воображение, ловкость и дисциплинированность, вырабатываются навыки и привычки, проявляются таланты усваивается общественный опыт.
Одна из главных задач дошкольного образования- воспитание у детей положительного отношения к миру. Этому способствуют разные упражнения и игры. Все это помогает систематизировать Лэпбук- современная технология организации учебно- воспитательного процесса. С помощью его дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе исследовательско – познавательной деятельности. Данный лэпбук называется « В мире эмоций». В приложениях присутсвуют красочные фоны для оформления папки и 5 дидактических игр. А также картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей.
Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство вдвойне.
Цель: Развитие эмоционального сферы детей, умение определять и различать эмоциональное состояние людей, умение управлять своими эмоциями.
Задачи:
- Способствовать развитию интереса у детей к играм.
- Развивать речевую активность детей.
- Развивать диалогичную и монологическую речь у дошкольников.
- Активизировать словарь детей, пополнять его названием эмоций. Учить подбирать синонимы.
- Формировать социально-эмоциональную сферу ребенка.
- Учить детей управлять своими эмоциями.
- Учить понимать мимику человека, его эмоциональное состояние.
- Учить детей использовать мимику при передаче эмоционального состояния людей.
- Учить передавать свое состояние с помощью мимики.
- Учить адекватно реагировать на эмоциональное состояние окружающих людей.
- Развивать логическое мышление, память , воображение.
- Воспитывать уважение к чувствам окружающих.
- Развивать мелкую моторику.
- Учить давать оценку поступкам человека.
- Развивать артистичность.
Предполагаемые результаты:
-Дети закрепили пройденный материал на занятиях в свободной деятельности.
-Дети умеют работать в группах и индивидуально.
-Игры нашли положительный эмоциональный отклик среди воспитанников.
Дети проявили интерес к созданию лэпбуков.
Методические приемы:
- Словесные, настольно-печатные и игры.
- Рисование эмоций.
- Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.
Общее описание.
- Игра «Часики Эмоции»
- Дидактическая Игры «Эмоции в стихах »
- Игра «Составь рассказ»
- Игра "Тренируем Эмоции"
- Обучающие Карточки "Пиктограммы Эмоций
- "Игра "Путешествие в мир эмоций ”
- Игра «Рисуем Настроение»
- Игра «Злой, веселый, грустный
- Игровое задание «Собери лицо»
Список литературы
- Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
- Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.
- Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
Игра "Тренируем эмоции"
Попросите ребенка нахмуриться - как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы.
Обучающие карточки "Пиктограммы эмоций"
Материал: наборы карточек с пиктограммами
а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или
добрый и др.;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения
Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ”
Старший дошкольный возраст
Правила игры:
Количество игроков: 1-18
Вариант 1
Для игры потребуются кубик, на гранях которого изображены схемы эмоций, и 18 карточек с персонажами сказок. Ведущий раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх.
Определяется очерёдность ходов.
Первый игрок бросает кубик, смотрит на выпавшую схему эмоции, называет её (например, грусть) и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием (Пьеро). Если игрок справился с заданием - оставляет карточку у себя, нет - кладёт её обратно.
Побеждает тот, кто соберёт больше всех карточек с героями сказок.
Ведущий раздает игрокам карточки с героями одной сказки и даёт задание: разложить карточки по порядку так, чтобы в начале оказалась карточка с самой приятной, положительной для игрока эмоцией, а в конце - с самой неприятной, отрицательной.
Игроки объясняют свой выбор. Самые точные и оригинальные ответы отмечаются ведущим.
Вариант 4
Количество игроков 1-18.
Для игры нужны карточки с изображениями сказочных героев.
Карточки перемешиваются и кладутся стопкой на столе лицевой стороной вниз. Игроки поочерёдно берут карточки и смотрят на рисунок, а затем изображают эмоцию сказочного героя мимикой лица.
НЕМНОГО ОБ ЭМОЦИЯХ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью мимики - движения бровей, рта и выражения глаз. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется.
КАК ВЫГЛЯДЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ЭМОЦИИ?
ЗЛОСТЬ - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
СТРАХ - брови приподняты, глаза расширены, рот открыт
ГРУСТЬ - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
УДИВЛЕНИЕ - брови приподняты, глаза округлённые, рот приоткрыт.
РАДОСТЬ - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
СПОКОЙСТВИЕ - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
Вариант 2
Количество игроков: 1-6.
Для игры потребуются 12 карточек с изображениями частей лиц и 6 карточек с героями сказок в различных эмоциональных состояниях: радость, злость, страх, удивление, спокойствие, грусть.
Ведущий раздаёт игрокам карточки с изображениями сказочных героев, уточняет их эмоциональное состояние и предлагает составить "портрет" сказочного героя, описать его, используя карточки с изображениями частей лиц.
Выигрывает тот, кто лучше других составил "портрет" сказочного героя.
Игра «Рисуем настроение»
Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности.
Материал: картинки с лицами, карандаши .
Задание: Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
- Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
- Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
- Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.
Дидактическая игры «ЭМОЦИИ В СТИХАХ »
Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы; умение сознательно пользоваться картинкой с мимикой, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
Материал: картинки с различными эмоциями, литературные произведения (стихи, сказки)
Задание: подобрать картинку с эмоцией соответствующей тексту
Варианты игр:
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза». (Дети выражают жалость)
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… » (Дети выражают грусть (печаль) .
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
Дети выражают мимикой лица – радость.
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: — Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
Дети выражают удивление.
Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку».Дети выражают восторг.
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… » Дети выражают испуг.
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:
«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »
Дети выражают радость.
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
Дети выражают мимикой лица печаль.
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.
Игра «СОСТАВЬ РАССКАЗ»
- "Назови похожее"
Цель. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
- Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
- Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.
Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.
4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.
Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.
5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.
Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.
Игра «Часики эмоции»
Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи:
- формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка;
- учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики;
- воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- развивать воображение;
- развивать мелкую моторику;
- развивать монологическую и диалогическую речь детей.
Варианты игры:
- Каждый день ребенок отмечает с помощью стрелки на «Часиках эмоций» свое настроение. Делится радостями и переживаниями.
- Ребенку предлагается с закрытыми глазами (завязанными) повернуть стрелку часиков и изобразить выпавшую эмоцию.
- С помощью стрелки ребенку предлагается выбрать определенную эмоцию и рассказать о ней: от чего, по какой причине такая эмоция может появиться на лице.
Игра «Злой, веселый, грустный.
Набор игровых карточек для развития внимания, памяти, навыков общения»
Научить конструктивно общаться, понимать эмоции и чувства как свои, так и окружающих, творчески подходить к решению проблем, не бояться ответственности, инициативы и самостоятельности.
Задачи:
- С помощью карточек :сформировать у детей умения и навыки конструктивного общения;
- научить их управлять своими эмоциями и поведением;
- выработать привычку брать на себя ответственность в принятии решений;
- развить творческое мышление, инициативность и самостоятельность.
Игровое задание «Собери лицо»
Задача Развивать воображение.умение понимать мимику человека, его эмоциональное состояние.
Задание: предожите ребенку составить самостоятельно из деталей портрет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»
Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....
" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"
Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также обоснование актуальности...
Ребёнок в мире эмоций.
Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....
Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»
ЗАДАЧИ:· Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...
Лэпбук "Настроение. Наши эмоции".
Предлагаю вашему вниманию лэпбук "Настроение" как итог тематической недели "Наши эмоции". Лэпбук-интерактивная папка, предназначенная для обобщения, систематизации знаний детей по ...
ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...