Лэпбук «В мире эмоций»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Прокофьева Наталья Сергеевна

Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство вдвойне.

Цель: Развитие эмоционального сферы детей, умение определять и различать эмоциональное состояние людей, умение управлять своими эмоциями.

Задачи:

  • Способствовать развитию интереса у детей к играм.
  • Развивать речевую активность детей.
  • Развивать диалогичную и монологическую речь у дошкольников.
  • Активизировать словарь детей, пополнять его названием эмоций. Учить подбирать синонимы.
  • Формировать социально-эмоциональную сферу ребенка.
  • Учить детей управлять своими эмоциями.
  • Учить понимать мимику человека, его эмоциональное состояние.
  • Учить детей использовать мимику при передаче эмоционального состояния людей.
  • Учить передавать свое состояние с помощью мимики.
  • Учить адекватно реагировать на эмоциональное состояние окружающих людей.
  • Развивать логическое мышление, память , воображение.
  • Воспитывать уважение к чувствам окружающих.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Учить давать оценку поступкам человека.
  • Развивать артистичность.

 Предполагаемые результаты:

-Дети закрепили пройденный материал на занятиях в свободной деятельности.

-Дети умеют работать в группах и индивидуально.

-Игры нашли положительный эмоциональный отклик среди воспитанников.

Дети проявили интерес к созданию лэпбуков.

 

Методические приемы:

  1. Словесные, настольно-печатные и игры.
  2. Рисование эмоций.
  3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

 

Общее описание.

  • Игра «Часики Эмоции»
  • Дидактическая Игры «Эмоции в стихах »
  • Игра «Составь рассказ»
  • Игра "Тренируем Эмоции"
  • Обучающие Карточки "Пиктограммы Эмоций
  • "Игра "Путешествие в мир эмоций ”
  • Игра «Рисуем Настроение»
  • Игра «Злой, веселый, грустный
  • Игровое задание «Собери лицо»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_emotsii_podgotovitelnaya_gruppa.docx218.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

ПАСПОРТ

Лэпбук «В мире эмоций»

https://psiholog4.ucoz.net/risynki/esli.jpg

Воспитатель:Прокофьева Н.С

Семенов 2019 г

Актуальность.

 Игра – самый важный вид деятельности дошкольника. В процессе ее развиваются все качества ребенка и духовные, и физические. Игра выполняет ведущую роль в развитии ребенка и несет в себе большой воспитательный и образовательный потенциал. Во время игры ребенок общается с окружающим его миром, в процессе чего формируется его личность. А также развиваются внимание, память, воображение, ловкость и дисциплинированность, вырабатываются навыки и привычки, проявляются таланты усваивается общественный опыт.

Одна из главных задач дошкольного образования- воспитание у детей положительного отношения к миру. Этому способствуют разные упражнения и игры. Все это помогает систематизировать Лэпбук- современная технология организации учебно- воспитательного процесса. С помощью его дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе исследовательско – познавательной деятельности. Данный лэпбук называется « В мире эмоций». В приложениях присутсвуют красочные фоны для оформления папки и 5 дидактических игр. А также картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство вдвойне.

Цель: Развитие эмоционального сферы детей, умение определять и различать эмоциональное состояние людей, умение управлять своими эмоциями.

Задачи:

  • Способствовать развитию интереса у детей к играм.
  • Развивать речевую активность детей.
  • Развивать диалогичную и монологическую речь у дошкольников.
  • Активизировать словарь детей, пополнять его названием эмоций. Учить подбирать синонимы.
  • Формировать социально-эмоциональную сферу ребенка.
  • Учить детей управлять своими эмоциями.
  • Учить понимать мимику человека, его эмоциональное состояние.
  • Учить детей использовать мимику при передаче эмоционального состояния людей.
  • Учить передавать свое состояние с помощью мимики.
  • Учить адекватно реагировать на эмоциональное состояние окружающих людей.
  • Развивать логическое мышление, память , воображение.
  • Воспитывать уважение к чувствам окружающих.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Учить давать оценку поступкам человека.
  • Развивать артистичность.

 Предполагаемые результаты:

-Дети закрепили пройденный материал на занятиях в свободной деятельности.

-Дети умеют работать в группах и индивидуально.

-Игры нашли положительный эмоциональный отклик среди воспитанников.

Дети проявили интерес к созданию лэпбуков.

 

Методические приемы:

  1. Словесные, настольно-печатные и игры.
  2. Рисование эмоций.
  3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств.

Общее описание.

  • Игра «Часики Эмоции»
  • Дидактическая Игры «Эмоции в стихах »
  • Игра «Составь рассказ»
  • Игра "Тренируем Эмоции"
  • Обучающие Карточки "Пиктограммы Эмоций
  • "Игра "Путешествие в мир эмоций 
  • Игра «Рисуем Настроение» 
  • Игра «Злой, веселый, грустный
  • Игровое задание «Собери лицо»

Список литературы

  1. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  2. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.
  3. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.
  4. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

Игра "Тренируем эмоции"

Попросите ребенка нахмуриться как:

-         осенняя туча,

-         рассерженный человек,

-         злая волшебница.

улыбнуться, как:

-         кот на солнце,

-         само солнце,

-         как Буратино,

-         как хитрая лиса,

-         как радостный ребенок,

-         как будто ты увидел чудо.                                              

позлись, как:

-         ребенок, у которого отняли мороженое,

-         два барана на мосту,

-         как человек, которого ударили.

испугайся, как:

-         ребенок, потерявшийся в лесу,

-         заяц, увидевший волка,

-         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

-         папа после работы,

-         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

-         турист, снявший тяжелый рюкзак,

-         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

-         как уставший воин после победы.

Обучающие карточки "Пиктограммы эмоций"

Материал:  наборы карточек с пиктограммами

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или
добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения

Игра "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ”

Старший дошкольный возраст

Правила игры:

Количество игроков: 1-18

Вариант 1

Для игры потребуются кубик, на гранях которого изображены схемы эмоций, и 18 карточек с персонажами сказок. Ведущий раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх.

Определяется очерёдность ходов.

Первый игрок бросает кубик, смотрит на выпавшую схему эмоции, называет её (например, грусть) и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием (Пьеро). Если игрок справился с заданием - оставляет карточку у себя, нет - кладёт её обратно.

Побеждает тот, кто соберёт больше всех карточек с героями сказок.

Ведущий раздает игрокам карточки с героями одной сказки и даёт задание: разложить карточки по порядку так, чтобы в начале оказалась карточка с самой приятной, положительной для игрока эмоцией, а в конце - с самой неприятной, отрицательной.

Игроки объясняют свой выбор. Самые точные и оригинальные ответы отмечаются ведущим.

Вариант 4

Количество игроков 1-18.

Для игры нужны карточки с изображениями сказочных героев.

Карточки перемешиваются и кладутся стопкой на столе лицевой стороной вниз. Игроки поочерёдно берут карточки и смотрят на рисунок, а затем изображают эмоцию сказочного героя мимикой лица.

НЕМНОГО ОБ ЭМОЦИЯХ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Все эмоции выражаются на лице человека с помощью мимики - движения бровей, рта и выражения глаз. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется. 

КАК ВЫГЛЯДЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ЭМОЦИИ?

ЗЛОСТЬ - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

СТРАХ - брови приподняты, глаза расширены, рот открыт

ГРУСТЬ - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

УДИВЛЕНИЕ - брови приподняты, глаза округлённые, рот приоткрыт.

РАДОСТЬ - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

СПОКОЙСТВИЕ - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

Вариант 2

Количество игроков: 1-6.

Для игры потребуются 12 карточек с изображениями частей лиц и 6 карточек с героями сказок в различных эмоциональных состояниях: радость, злость, страх, удивление, спокойствие, грусть.

Ведущий раздаёт игрокам карточки с изображениями сказочных героев, уточняет их эмоциональное состояние и предлагает составить "портрет" сказочного героя, описать его, используя карточки с изображениями частей лиц.

Выигрывает тот, кто лучше других составил "портрет" сказочного героя.

Игра «Рисуем настроение»

Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности.

Материал: картинки с лицами, карандаши .

Задание:   Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

  1. Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".
  2. Каждый  рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
  3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

Дидактическая игры «ЭМОЦИИ В СТИХАХ »

Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы; умение сознательно пользоваться картинкой с мимикой, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

Материал: картинки с различными эмоциями, литературные произведения (стихи, сказки)

Задание:  подобрать картинку с эмоцией соответствующей тексту

Варианты игр:

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:

«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза». (Дети выражают жалость)

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… » (Дети выражают грусть (печаль) .

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:

«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».

Дети выражают мимикой лица – радость.

Отрывок из сказки «Царевна-змея»:

«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: — Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».

Дети выражают удивление.

Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:

«Тянут – потянут, вытащили репку».Дети выражают восторг.

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:

«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… » Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:

«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »

Дети выражают радость.

Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».

Дети выражают мимикой лица печаль.

В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.


Игра «СОСТАВЬ РАССКАЗ»

  1. "Назови похожее"

Цель. Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

  1. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
  2. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

Игра «Часики эмоции»

Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, поможет создать ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции.

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: 
- формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; 
- учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики; 
- воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека;
- развивать воображение; 
- развивать мелкую моторику; 
- развивать монологическую и диалогическую речь детей. 
Варианты игры: 
- Каждый день ребенок отмечает с помощью стрелки на «Часиках эмоций» свое настроение. Делится радостями и переживаниями.
- Ребенку предлагается с закрытыми глазами (завязанными) повернуть стрелку часиков и изобразить выпавшую эмоцию.
- С помощью стрелки ребенку предлагается выбрать определенную
 эмоцию и рассказать о ней: от чего, по какой причине такая эмоция может появиться на лице.

Игра «Злой, веселый, грустный.

Набор игровых карточек для развития внимания, памяти, навыков общения»

Научить конструктивно общаться, понимать эмоции и чувства как свои, так и окружающих, творчески подходить к решению проблем, не бояться ответственности, инициативы и самостоятельности.

Задачи:

  •  С помощью карточек :сформировать у детей умения и навыки конструктивного общения;
  •  научить их управлять своими эмоциями и поведением;
  •  выработать привычку брать на себя ответственность в принятии решений;
  •  развить творческое мышление, инициативность и самостоятельность.

Игровое задание «Собери лицо»

Задача Развивать воображение.умение понимать мимику человека, его эмоциональное состояние.

Задание: предожите ребенку составить самостоятельно из деталей портрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»

Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....

" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"

             Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также  обоснование актуальности...

Ребёнок в мире эмоций.

Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....

Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»

ЗАДАЧИ:·        Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Лэпбук "Настроение. Наши эмоции".

Предлагаю вашему вниманию лэпбук "Настроение" как итог тематической недели "Наши эмоции". Лэпбук-интерактивная папка, предназначенная для обобщения, систематизации знаний детей по ...

ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...