Эссе. Воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1. р/п Сараи.
материал (подготовительная группа)

Литвинова Людмила Алексеевна

В последнее время в нашей стране уделяется много внимания дошкольному образованию. Оно стало первой и, несомненно, главной ступенью  и это правильно, ведь именно, в детском саду начинается социализация ребёнка, его воспитание и образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания

                        C:\Users\Win10Pro\Desktop\IMG-20190508-WA0079.jpg                       C:\Users\Win10Pro\Desktop\IMG_0526.JPG

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Еще одной из серьезных проблем нашего времени является отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Детство — время приобретение знаний об окружающем мире, образовании нравственных навыков и привычек, гражданской позиции, начальный этап возникновения патриотических чувств. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа, а в частности к культурным традициям своего родного края.

 

Одна из годовых задач дошкольного учреждения — формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством ознакомления их с культурой и традициями родного края. Работа с детьми в данном направлении строиться на принципах систематичности, интеграции, культуросообразности, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, и предполагает включение всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Дошкольники знакомятся с историей родного края, культурой и традициями через Белгородский фольклор, живопись, искусство. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания, во все виды детской деятельности, в повседневную жизнь детей.

В первую очередь, большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, позволяющая детям повседневно проникаться духом родного края. В старших и подготовительных группах имеются уголки краеведения, где собраны, благодаря педагогам и родителям воспитанников, различные предметы старины и символы Белгородчины, которые периодически пополняются. Дети знакомятся здесь с флагом, гербом и картой Белгородской области. Педагогами изготовлены карты Белгородского района, на которой изображены границы района, животные и птицы, живущие в данной местности. Многочисленные буклеты, наборы открыток рассказывают о достопримечательностях города Белгорода, Огненной дуге, Мемориале в честь героев Курской битвы, Прохоровского сражения. Территория детского сада также является развивающим пространством для духовно – нравственного обогащения личности ребенка. В группе создан этнографический уголок «У бабушки Арины и дедушки Ивана», где ребята знакомятся с бытом белгородцев в сельской местности: с русской печью, птичьим двориком, огородом. В конце лета наши дети всегда собирают урожай на огороде «бабушки Арины и дедушки Ивана», приобщаются к трудовой деятельности в природе. Знакомство детей с крестьянской культурой и бытом является характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию родного края и чувства сопричастности ему. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно.

В течение года педагоги детского сада организуют образовательную деятельность с детьми в данном направлении, реализуют исследовательские проекты совместно с родителями воспитанников, экскурсии в музей города, где дети знакомятся с предметами быта крестьян, игрушками, ремеслами, одеждой девушек и доспехами воинов. Ребята не только знакомятся с игрушками, но и пытаются сделать своими руками кукол-закруток для детей младшей группы, что воспитывает любовь и заботу к своим младшим сверстникам.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка, в приобщении его к культуре родного края играют народные праздники как яркая форма отдыха детей и взрослых (педагогов и родителей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»«День бабушек и дедушек», День мамы»; зимой — «Новый год»«Рождество»«Святки»«Защитники Отечества»«Масленица»; весной — «Наши любимые мамы»«Встреча пернатых друзей»«День Земли»«Пасха»«День победы»; летом — «День любви, семьи и верности»«День российского флага»«День города Губкина»«День флага Белгородской области». Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, готовятся к ним, разучивая народные игры, потешки, попевки, частушки. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь того или иного праздника с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Такая системная работа является богатейшим материалом для развития культурного, творческого и эмоционального потенциала каждого ребенка, его познавательной и интеллектуальной сферы, продуктивной деятельности, личностного, духовно-нравственного развития, при котором складывается национальное мировоззрение, чувство любви и уважения к родному краю, и многие другие качества, которые порой невозможно воспитать без подобной системы работы.

Используемая литература

  1. Соколова, Л., Некрылова А. Воспитание ребѐнка в русских традициях/ Л.Соколова, А.Некрылова. — М.: Айрис пресс, 2003.
  2. Левчук Д.Г., Потаповская О.М., Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. -2-е изд., доп. – М., Планета 2000, 2003. – (Серия «Духовно-нравственное воспитание: системный подход»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ воспитателя МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №1"

Данный материал можно использовать для конкурса....

Мастер-класс для воспитателей МДОУ «Кизильский детский сад №2» LEGO-конструирование в образовательном процессе ДОУ.

Актуальность проекта:     Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностям...

Портфолио воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1. р/п Сараи Литвиновой Людмилы Алексеевны

I. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА1.1. Общие сведения1.2. Официальные документы1.3. Повышение квалификацииII. ПОРТРЕТ 2.1. Характеристика 2.2. Эссе «Мои приоритеты в профессии»III. ПРОФЕС...

Собственный педагогический опыт воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1, р/п Сараи Литвинова Людмила Алексеевна

Идея опыта: Сформировать у детей представление о России, воспитать любовь к своей семье, к родному краю, к Родине, чувства гордости, уважение к государственной символике.Развить интерес к русским трад...

Эссе. Воспитателя МДОУ Сараевский детский сад №1. р/п Сараи.

В последнее время в нашей стране уделяется много внимания дошкольному образованию. Оно стало первой и, несомненно, главной ступенью  и это правильно, ведь именно, в детском саду начинается социал...

Буклет "Растим патриота" МДОУ Сараевский детский сад №1 Воспитатель: Литвинова Л. А. старшая группа №1.

Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Ро...