Статья "Занимательная физика рядом с нами"
статья (старшая группа)
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«В неведомом таится манящая сила» | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательная физика рядом с нами
«В неведомом таится манящая сила»
В 2019-20 учебном году в нашем дошкольном отделении гимназии начал свою работу кружок «Занимательная физика». Программа кружка «Занимательная физика» состоит из восьми разделов:
∙ «Камни»
∙ «Вода-волшебница»
∙ «Магнетизм»
∙ «Песок и глина»
∙ «Воздух-невидимка»
∙ «Солнечная система»
∙ «Электричество»
∙ «Свет и цвет»
В основу работы нашего кружка положены экспериментирование, опыты, наблюдения, определение связей с явлениями, встречающимися непосредственно в жизни.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. ля активизации мышления дошкольников, при проведении занятий, необходимо использовать проблемно- поисковый метод обучения, а также включать головоломки, логические задачи, учить малышей решать проблемные ситуации, развивая пытливость ума.
Показывая опыт или ставя какой-то эксперимент, объясняя решение той или иной задачи, взрослому необходимо ставить так вопросы, чтобы ребёнок мог самостоятельно что-то познать, догадаться и сделать вывод, смог попробовать сам выполнить какое-то действие, увидеть результат, объяснить и повторить.
В своей работе с детьми я также использую ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда надо указать на противоречие. Тем самым поставить ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На занятиях по занимательной физике мною используется методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).
Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.
Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. Работа кружка обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность.
Опыт с камнями и минералами
Материал: 2 чайные ложки соли, 2 чайные ложки речного песка, фильтр (воронка, салфетка, кусочек ваты)
Смешать соль с речным песком и положить в стакан с горячей водой. Помешивая эту смесь, дождаться полного исчезновения белых кристаллов соли.
Обратить внимание ребенка на то, что соль "исчезла", растворилась. Песок осел на дно сосуда. Кто-нибудь из детей может перелить воду в другой сосуд. Затем подсказать детям, как сделать простой фильтр, объяснить для чего. Вложить в воронку сложенный вчетверо листок промокательной бумаги (салфетки) или кусочек ваты. Теперь нужно слить раствор в другую емкость. Пропустив через фильтр. Обратить внимание детей на загрязнившийся фильтр, задержавший твердые частицы и пропустивший воду. Объяснить, почему это произошло.
Дети должны убедиться, что соль никуда не исчезла, а все время путешествовала из сосуда в сосуд с водой. Перелив немного раствора в другой стакан, дать детям попробовать и убедиться самим, что соль "на месте".
Опыт с водой
Вода — жидкая, может течь
Материал: 2 пластиковых стаканчика на каждого ребёнка, вода.
Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт с магнитом
Магнитные свойства можно передать обычному железу.
Материал: магнит, скрепки, болтики.
Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Атомы внутри них выстроятся в ряд так же, как и атомы в магнитном железе, и они приобретут свое собственное магнитное поле. Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Или нагреть его до температуры выше 60 градусов. Атомы внутри предмета от этого потеряют свою ориентацию, и железо снова станет обычным.
Магнитное поле можно создать искусственно.
Детей, как магнитом, притягивает всё интересное и необычное. Они любят изобретать, воображать, экспериментировать, показывать фокусы. Поэтому занятия занимательной физикой вызывают у детей удивление и желание разузнать, как можно больше о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...
Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)
Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...
Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами"
Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами", соответствует требованиям написания конспекта для аттестации на соответствие занимаемой должности...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Конспект интегрированного занятия из опыта работы « КТО ЖИВЕТ РЯДОМ С НАМИ?»
Ø Закрепить представления у детей о домашних животных и птицах. Ø Активизировать мыслительную деятельность в процессе занятия. Ø Упражнять в выразительной интонации при звукоподражании. Ø Закреп...
Конспект НОД « Наши друзья рядом с нами! »
Цель данной непосредственной образовательной деятельности направленна на :Развиватие у детей социального поведение, навыков правильного общения. Развитие мышления, речи....
" ТРУД РЯДОМ С НАМИ"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием ТРИЗ для детей 4 – 5 лет...