Содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей " художественное творчество"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud.tvorchestvo.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Художественное творчество".
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
1.Теоретические основы образовательной области «Коммуникация»…...3
- «Коммуникация»: понятие, цели……………………………………..3
- Образовательная область «Коммуникация»: задачи, принципы, средства…………………………………………………………………3
2. Интеграция с другими областями…………………………………………6
3.Заключение………………………………………………………………….8
4.Список литературы………………………………………………………….8
Введение
Мир, в который приходит ребёнок, разнообразен и богат. Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до его появления на свет, и это небезразлично для будущего психического благополучия малыша. К шести месяцам под влиянием общения с взрослыми у ребёнка формируется лепет. Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребёнка: он овладевает речью, знакомиться с богатством звукового, лексического и грамматического строя языка. В непосредственно организованной образовательной области «Коммуникация» и вне её, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определённое значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова. В первой и второй младших группах: обогащение и активизация словаря, использование в устной речи несложных предложений. В средней группе происходит освоение детьми правильного произношения всех звуков, формирование навыков пересказывания. В 5-6 лет ребёнок должен уметь - правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринуждённую беседу, составлять связные рассказы по картинке из 5-6 предложений, составлять рассказы из личного опыта. Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребёнка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.
Задачи: 1.Изучить опыт педагогов и психологов по этой проблеме.
2.Систематизировать и обобщить свои знания и умения по теме «Коммуникация» 3.Составить модель организации образовательного процесса «Коммуникация»
1.Теоретические основы образовательной области «Коммуникация»
1.1. «Коммуникация»: понятие, цели.
Словарь русского языка С.И.Ожегова даёт следующую трактовку, что такое коммуникация. «Коммуникация» - это сообщение, общение. Речь как средство коммуникации. Коммуникативный, значит, общительный.
Коммуникация (лат. communicatio, от communico) - делаю общим, связываю, общаюсь. Общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Такое понятие коммуникации даёт советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова, 1988г.
Таким образом, коммуникация дошкольников - это общение детей друг с другом, с воспитателем, сообщением им информации. Причём, это общение всегда происходит в процессе какой-либо познавательно-игровой деятельности. А речь - это средство общения. Как в непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», так и в других видах деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность) воспитатель учит культуре общения, звуковой культуре речи, основам связной речи, формирует словарь дошкольников, знакомит с грамматическим строем языка, его лексикой, диалогической и монологической речью, в старших группах особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, в подготовительной к школе группе осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
1.2.Образовательная область «Коммуникация»: задачи, принципы, средства, методы обучения и воспитания, формы работы.
Достижение целей поставленных в образовательной области «Коммуникация» можно осуществить через решение следующих задач:
-развитие активной речи детей в различных видах деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической) в различных формах и видах детской деятельности;
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
-развитие интеллекта и личных качеств.
Принцип-это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Принципы образовательной области «Коммуникация»: развитие речи как целостного процесса; коммуникативно-деятельный подход; учёт возрастных особенностей детей (доступность, индивидуальность); мотивация речевой деятельности; развитие языкового чутья; общая активность ребёнка в процессе речевого общения; принцип стимулирования воспитанников; взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей; принцип опоры на интересы ребёнка; принцип наглядности, системности и прогрессивности.
Средства - приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Средства - это материализованные предметные способы работы с содержанием, которые используются в единстве с методами. Средства воспитания - всё то, что педагог может использовать в воспитательных целях.
Средства обучения - всё то, что является источником для ребёнка: учебное оборудование, наглядные пособия, кино, книга, учебные пособия, дидактический материал, ТСО. Обобщим всё сказанное. Средства образовательной области «Коммуникация»: общение взрослых и детей в деятельности; культура языка семьи и детского сада; обучение речи и языку в непосредственно организованной образовательной деятельности, художественная литература, искусство.
Методы - это действия педагога и ребёнка, посредством которых передаётся и принимается содержание. Методы могут быть воспитательными и дидактическими. Классификация методов воспитания (Г.А.Щукина): методы формирования общественного сознания, методы организации опыта детей и общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности детей. Методы обучения - это система последовательных действий педагогов, ведущих к усвоению содержания образования и достижение целей. Если обратиться к традиционной классификации методов обучения (Е.Я.Голант), то можно выделить следующие методы обучения, которые можно использовать в образовательной области «Коммуникация»:
- Словесные методы.
Средством данного метода является слово педагога или печатное слово (книга): речевой
образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос,
беседа, дидактический материал.
-Наглядные методы.
Средством метода являются - наглядные пособия - показ иллюстративного материала
(плакаты, опорные конспекты, таблицы, карты, схемы, зарисовки), методы демонстрации
(использование приборов, просмотр фильмов), положение органов артикуляции.
- Практические методы.
Средством методов выступают упражнения: устные, письменные, графические, творческие.
- Игровые методы: словесные, наглядные и практические.
Непосредственно образовательная деятельность создает благоприятные возможности для сочетания: фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. В образовательной деятельности (непосредственно организованная образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) используются различные формы воспитательной работы (те виды деятельности, в которых прослеживается воспитательный момент): беседы, лекции, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами и т.д. В самостоятельной деятельности детей можно использовать следующие формы работы: рассматривание альбомов, картинок, настольные игры, игры-имитации. Формы работы при взаимодействии с родителями - это консультации, коммуникативные тренинги, участие в работе семейных и родительских клубов. Образовательная область «Коммуникация» предполагает использование вспомогательных форм организации педагогического процесса - это посещение кружков, студий, выполнение домашних самостоятельных работ детьми и т.д.
2.Интеграция с другими областями.
«Интеграция содержания дошкольного образования» - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Т.е. интеграция - это взаимосвязь, взаимодействие. Образовательная область «Коммуникация» взаимодействует со всеми остальными образовательными областями. Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников. В любой области педагогического процесса, чтобы чему-нибудь научиться и что-то узнать, необходимо общаться детям и педагогу, как невербальными средствами, так и вербальными. Например, физическая культура. Рассмотрим подвижные игры. Подвижная игра - это игра с правилами. Педагог рассказывает, во что будем играть, как, какие правила в игре, т.е. общается с детьми. В подготовительной группе дошкольники сами перед началом игры рассказывают о правилах игры. Только потом проводится игра. После игры опять общение - обсуждают результаты игры; подводят итоги; считают, например, кто выбыл из игры.
Содержание образовательной области «Здоровье» направленно на сохранение и укрепление физического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков детей. Педагог ежедневно в ходе режимных моментов, в игровых ситуациях прививает гигиеническую культуру (используем потешки, прибаутки - разучиваем во время гигиенических процедур); беседы о здоровом образе жизни. Беседы об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них (образовательная область «Безопасность») - общение по теме «Правила дорожного движения», решение проблемных ситуаций, экскурсии - всё это происходит в процессе взаимодействия педагога и воспитанников, т.е. происходит коммуникация в процессе какой- либо деятельности.
Приобщение к музыкальному искусству, умение слушать, эмоционально воспринимать музыку, развивать музыкальные способности дошкольников, проведение музыкальных вечеров для детей и родителей - всё это позволяет педагогу и дошкольникам общаться, петь, развивать музыкальный слух и т.д.
Чтобы сформировать положительное отношение к труду педагогу необходимо дать
первичные представления о труде взрослых (беседа, рассматривание альбомов, экскурсия на завод, в магазин и т.д.). Это процесс происходит при свободном общении взрослых и детей.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на формирование первичных представлений о себе, своих чувствах, эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений.
Образовательная область «Познание» развивает познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность, формирует элементарные математические представления, расширяет кругозор детей, формирует целостную картину мира. Образовательная область «Социализация» и «Познание» интегрируют с областью «Коммуникация». Педагог и воспитанники общаются друг с другом; развивается активная речь детей в различных видах деятельности, дошкольники учатся культуре общения, развивается и активизируется свободное общение между взрослыми и детьми: рассказ, обсуждение после рассказа; беседа; викторина; рассматривание альбомов с обсуждением; игровые ситуации; общение; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; различные ярмарки и праздники и т.д.
По задачам и содержанию психолого-педагогической деятельности
образовательная область «Художественная литература» интегрирует с образовательной областью «Коммуникация»: развивается свободное общение взрослого и детей по поводу прочитанной книги, сказки; происходит практическое овладение нормами русской речи. Педагог с детьми учит стихи, скороговорки, - происходит развитие речи, интонационной выразительности. Педагог читает художественное произведение, ребята учатся внимательно слушать. Задаются вопросы по произведению, ребята отвечают, пытаются пересказать, возможно, инсценируют какие-то кусочки прочитанных сказок, начинают придумывать свои истории. Разве это не коммуникация педагога с детьми?
Образовательная область «Художественное творчество». Свободное общение взрослого и детей по поводу работ, как сделать, какие использовать приёмы. После выполнения творческой работы - организуются выставки. Ребята обсуждают с педагогом, что получилось, что нет. Выбирают наиболее удавшиеся работы. Можно использовать рисование с комментированием (ребёнок рисует и комментирует, что он делает или когда нарисовал - может рассказать, что он хотел передать в своей работе и что ему удалось). Разве это не интеграция с образовательной областью «Коммуникация»?
Таким образом, содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми образовательных областей решается интегрировано.
3.Заключение
Что такое педагогический процесс - это специально-организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих, образовательных и оздоровительных задач. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы дошкольникам было комфортно, уютно, созданы благоприятные условия для взаимодействия педагога и воспитанников. Одна из задач дошкольного образования и воспитания - это развитие интеллекта. Приоритет ДОУ - развитие интеллекта. А показателем уровня интеллекта является развитие речи! Умение обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы!
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребёнка - дошкольника.
Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа;
- умение вступать в контакт с взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать,
отвечать, возражать, объяснять); - знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от
ситуации; - - элементарное владение основами грамоты.
Таким образом, задача педагогов дошкольного образования делать всё возможное и невозможное, чтобы повышать уровень коммуникативных способностей дошкольников, используя для этого различные методы и средства обучения и воспитания как в непосредственно организованной образовательной области. Так и в других видах деятельности (режимные моменты, самостоятельная деятельность).
4. Список литературы.
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст]: программа и методические
рекомендации / В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗИС,
2010.-64 с. - Киселёва, Г. А. Альбом игровых упражнений для развития речи и графических
навыков у детей 4-6 лет [Текст]: книжка-учишка / Г.А. Киселёва. - М.: Книголюб, 2005.-32с. - Занятия по развитию речи в детском саду [Текст] : методическое пособие / под
ред. О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993.
Словари, энциклопедии
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов / под ред. чл.-корр. АН
СССР Н. Ю. Шведовой. - 19-е изд., испр. - М.: Рус. Яз., 1987. - 750 с. - Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. -
М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....
Творческая разработка "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"
Материал предназначен для воспитателей....
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка» квалифицированной коррекцией недостатков в развитии детей с ЗПР и с ОНР
Цель коррекционной работы – оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования различным категориям детей с ОВЗСодержание коррекционной работы...