Семинар "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"
учебно-методический материал на тему
Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль проектной деятельности
в формировании гражданской позиции дошкольников
Звучит гимн РФ.
Такими словами гимна России хочу начать свое выступление, потому что в стране, где текст гимна одухотворен любовью к Родине, заботой о ее защите от внешних врагов, в стране, которая богата историческими подвигами народа, должны вырастать патриоты, граждане своей Родины.
Президент России В.В. Путин сказал: "Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень Патриотизма". Поэтому, в условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание.
Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношение к другим нациям и народам.
Гражданская позиция выражается в преданности высшим нравственным ценностям, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких гражданских идей.
Чувство гражданственности у ребенка – не только результат его знаний о своем Отечестве, это – сложившийся эмоционально-окрашенный образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к воспитаннику можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально- нравственным ценностям.
Проблема гражданско–патриотического воспитания дошкольников остается актуальной и в настоящее время.
Цель работы в данном направлении - воспитать в детях любовь к родной земле, сформировать у них положительные черты характера, чувства и представления, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Задачи: воспитывать любовь и уважение к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения народа своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, — используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
- Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
- Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Работа над проектом проходит несколько этапов:
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет интересов каждого ребенка;
- деятельность детей без принуждения;
- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
- совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
- тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
В работе по данной теме необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:
- Принцип активности и самостоятельности — это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
- Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
- Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности.
- Принцип индивидуально — личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования — ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
- Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
- Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.
- Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
В рамках реализации проекта «Моя семья» можно использовать:
- составление совместно с родителями «Генеалогического древа»
- составление «Веселый гороскоп» детей группы
- составление рассказов о своей семье
- рисование с детьми «Моя семья»
Проект «Защитники Отечества». В работе над данным проектом необходимо знакомить детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывать патриотические чувства относительно своей Родины; приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.
Проект может включать в себя:
- рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»
- выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества
- составление альбома «Защитники Отечества»
- занятие «Богатыри земли Русской»
- анкетирование
- изготовление подарков для пап и дедушек
А на заключительном этапе проекта может явиться праздничное развлечение.
Можно реализовать следующие проекты: «Родной свой край – люби и знай», «Нам праздник чудесный зима принесла», «Этот праздник со слезами на глазах», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны», «Этот загадочный космос», "Я - человек. Я - гражданин.".
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.
На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:
- Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми участниками.
Воспитать человека любящим свою землю, быть готовым к защите Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Воспитанник - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
Консультация...
Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...
Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"
Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...
Статья "Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе"
Статья Разенковой Е.В. посвящена проектной деятельности в ДОУ....
Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе
АКТУАЛЬНОСТЬ:Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как...
: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов построения образовательной деятельности.Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольни...
: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.
Проект предоставляет возможность ребенку самостоятельно мыслить и действовать в соответствии со своими интересами и желаниями, опираясь на собственный опыт....