Роль проектной деятельности в формировании экологических знаний и бережного отношения к природе у старших дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
На современном этапе развития педагогики повышается актуальность экологического воспитания дошкольников. Во многом это вызвано увеличением проблем загрязнения природы, а также необходимости формирования навыков по защите окружающей среды. В дошкольном возрасте у ребёнка формируются значимые личностные качества, в том числе происходит начало формирования экологической культуры и отношения к природе. Важной задачей при этом является формирование развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанной на личностно-ориентированном подходе. Одной из эффективных форм экологического воспитания является организация проектной деятельности. Экологические проекты способствуют самостоятельной деятельности детей, связанной с окружающей средой, что вызывает интерес к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_ekologii.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль проектной деятельности в формировании экологических знаний и бережного отношения к природе у старших дошкольников.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача — совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
В законе РФ «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. В «Федеральном государственном образовательном стандарте» одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности ДОО является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. По требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта» к результатам освоения Программы, воспитанники должны быть любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. В детской дошкольной организации очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. Экологическое воспитание дошкольника –это познание ребенком всего живого, воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами.
Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы лежат гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.).
Невозможно обучить какой-либо деятельности, не предоставляя возможность осуществлять эту деятельность. В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, в процессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому я и рассматриваю метод проектов, как один из самых эффективных способов достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Такой результат очень важен для детей дошкольного возраста.
Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения. Здесь, через осмысление и принятие проблемы проекта, как своей личной, ребенком самостоятельно организуется его собственная, мотивированная личностно-значимой целью проекта, работа.
В системе образования проектная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции образовательных областей – это интеграция на основе единого проекта. Использование проектной деятельности в обучении детей является главным этапом для дальнейшей её реализации на следующей ступени образования. Осуществляя проектную деятельность, ребенок «ищет ответ на проблемный вопрос и тем самым, развивает свои исследовательские умения, творческие способности, коммуникативные навыки». Проектная деятельность позволяет с первых ступеней обучения вводить ребенка в увлекательный окружающий мир, создавая ему условия быть первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Она также позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения экологической проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие со специалистами и родителями.
Таким образом, проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня – это лучший, инновационный и многообещающий способ формирования экологических знаний у воспитанников детского сада.
Возможности проектной деятельности в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста состоят в том, что именно эта деятельность позволяет стимулировать интерес детей к экологическим проблемам, воспитывать ценностное отношение к природе, показать практическое применение экологических знаний. Спецификой использования метода проектов в практике детского сада является то, что педагогам и родителям необходимо руководить этой деятельностью, помогать ребенку обнаруживать проблему, проявить к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Участвуя в экологических проектах, дети определяют свое отношение к природе, делают маленькие шаги в осознании своей роли в сохранении окружающей среды. Родители отмечают, что проектно-исследовательская деятельность детей актуальна и эффективна. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Важным, на мой взгляд, является то, что в процессе экологической деятельности можно помочь ребенку развивать чувство уверенности в своих силах и сформировать позитивное отношение к своему «Я», узнавать много нового об окружающей природе, увидеть результаты своего труда и получить истинное эстетическое наслаждение, а самое главное, научиться бережно относиться к природе, ценить результаты своего и чужого труда.
Я считаю, что использование метода проектов в процессе формирования экологических знаний у дошкольников эффективно, так как он позволяет объединить интересы всех участников образовательного процесса: педагог может выразить собственные креативные возможности в согласовании со своим профессиональным уровнем; родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса; а активность дошкольников организована в согласии с их интересами, желаниями и потребностями.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
2. Закон «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17 июля 2013 года № 461-83 (Об образовании в Санкт-Петербурге (с изменениями на 2 декабря 2015 года)
3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкол. учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика Синтез, 2013. –112 с.
4. Леонтьева О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 1. – С. 16-18.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М.: Академия, 2017. - 224 c.
6. Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П.Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2019. – 96 с.
7. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
8. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации / А.С. Москвина [и др.] // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5 (41). – С. 271-288
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование осознанно - правильного отношения к природе у старших дошкольников в процессе познавательно - исследовательской деятельности.
В данной статье рассмотрены проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности усвоения старшими дошкольниками знаний, отражающих зако...
Экологическое воспитание – залог бережного отношения к природе.
В наше время актуальность темы охраны природы ясна каждому здравомыслящему человеку. В настоящее время, в век глобальных экологических проблем, мы жители планеты Земля, осознаем, что наша жизнь п...
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе у старших дошкольников.
Рекомендации для родителей по воспитанию бережного отношения к природе у детей....
«Эффективность проектно- исследовательской деятельности в формировании экологических знаний у дошкольников.
Выступление из опыта работы по экологическому воспитанию для работников дестских садов...
Формирование у воспитанников экологической культуры и бережного отношения к природе в ходе реализации проектной деятельности
Хочу поделиться своим опытом работы на тему «Формирование у воспитанников экологической культуры и бережного отношения к природе в ходе реализации проектной деятельности». Это...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"
Консультация для родителей по экологическому воспитанию "Воспитание бережного отношения к природе у детей"...