«Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников».
статья (старшая группа)
У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
В наш информационно-компьютерный век дети часто становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.
Чтобы преодолевать детские страхи и снимать психическое напряжение применяют различные игровые методы коррекции психики. Одна из таких методик – психогимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_gmo.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональноесостояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольниковявляется актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному,физическому, эмоциональному развитию ребенка.
Внаш информационно-компьютерный векдети частостановятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.
Чтобы преодолевать детские страхи и снимать психическое напряжение применяют различные игровые методы коррекции психики. Одна из таких методик – психогимнастика.
Что такое психогимнастика?
Психогимнастика – это курс специальных занятий, упражнений, этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
Сейчас психогимнастика проводится не только специалистами-психологами, но также она применяется воспитателями в детских учреждениях. Родителям тоже небесполезно знать основы, чтобы использовать в полезных развлечениях в качестве психофизической разрядки и одновременно – развивающего средства.
Понятием «психогимнастика» обозначают широкий круг упражнений: устных и письменных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах (2-3 человека) или всей группой вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например на память, внимание.
Основная цель методики это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности создание возможностей для самовыражения.
Задачи :
- Преодоление барьеров в общении;
- Развитие лучшего понимания себя и других;
- Снятие психического напряжения и тревожности;
- Создание возможностей для самовыражения;
- Развивать коммуникативные умения;
Компоненты
Занятия психогимнастикой показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно- психическими расстройствами.
Она учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок учится осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и то, как ребенок сам воспринимает ситуацию.
Применение
Так, например, психогимнастика поможет снять усталость и возбуждение на физкультурном занятии, превратив детей в «крокодильчиков», «ящерок», «пауков» и т.д., вызвав при этом нежность и восхищение к этим образам; а образ птиц или веселых рыбок положительно повлияет на речевое развитие. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, и получают возможность научиться управлять ими.
В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Во время занятий с группой детей хорошо, чтобы в процессе игры они прикасались друг к другу, выбирали кого-то по тем или иным параметрам, разговаривали друг с другом, придумывали образы и ситуации. Таким образом, у них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.). Уходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Во время игры нужно просить ребенка, чтобы он изобразил разные действия и эмоции. Можно использовать в игре подручные предметы, но лучше просто их воображать их. Помогает создать нужное настроение и соответствующая музыка.
Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
В своей работе буду использую методику Чистяковой М. И.
Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод — от простого к сложному.
В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.
I фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.) . Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
IV фаза.Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.
Вывод:Таким образом, детям прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления ( страх, тревога, неуверенность)
Психогогимнастические упражнения
Солнечный зайчик.
Для 4-6 летнего возраста
Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что солнечный зайчик светит прямо ему в лицо. Пусть он представит, как зайчик скользит по щечкам, носику, лбу, животу. А теперь зайчик забрался за шиворот и стало щекотно. Пусть малыш погладит его, представит, что подружился с ним.
Тренировка эмоций
Для 4-6 летнего возраста
Попросите ребенка изобразить как:
- радуется утреннее солнышко
- кот растянулся на солнце
- ребенок есть вкусную конфету
А теперь пусть он:
- нахмуриться как осенняя тучка
- изобразит рассерженного человека
- изобразит злость и ярость
Теперь попробуем показать испуг:
- как выглядит потерявшийся котенок?
- заяц встретился с волком
- мальчик зашел в темный мрачный лес
А теперь надо изобразить усталость:
- папа пришел усталым с работы
- мама мыла посуду, убирала и устала
- мальчик несет очень тяжелую сумку
Игры, на преодоление тревожности
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей
Описание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: « Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается, растут на нем его узоры. Представили? Я тоже представила свой шар. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу». (Упражнение можно повторять2-3 раза)
«Штанга»
Цель: расслабить мышцы лица
Описание: «Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуйте еще раз».
«Шалтай-Болтай»
Цель: расслабление мышц рук, спины, груди.
Описание: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай- Болтай».
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Сначала будем превращаться туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников»
ЗАДАЧИ Развивать связную монологическую речь, интонационную выразительность речи, воображение, творческое восприятие, наблюдательность, сообразительность. Развивать четкость пр...
«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».
Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...
"Театрализованные как средство эмоционально-личностного развития дошкольников"занятия в средней группе.
ТЕМА: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностногоразвития дошкольников» ЗАДАЧИ Развивать связную монологическую речь, интонационную выразитель...
Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»
Тема «Театрально-игровая деятельность как средство эмоционально-личностного развития дошкольников и их творческих способностей»...
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии
Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии для развития эмоциональной...
Развитие эмоционально-личностной сферы у дошкольников на занятиях психогимнастикой
Статья посвящена психогимнастике в детском саду как средством для развития эмционально-личностной сферы дошкольников....
Развитие эмоционально-личностной сферы у дошкольников на занятиях психогимнастикой
Статья посвящена психогимнастике в детском саду как средством для развития эмционально-личностной сферы дошкольников....