Мастер-класс «Игротерапия»
материал

Балакшина Ольга Николаевна

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

 

Мастер-класс «Игротерапия»

                          Подготовила и провела: Муз. рук. О.Н. Балакшина.

 

В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. Педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка - сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся деструктивные и негативные явления среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия, распознавать эмоциональное воплощение своих сверстников, а так же владеть конструктивными способами взаимодействия.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий необходимо внедрять в практику метод арттерапии - один из современных направлений в оздоровлении, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека

Арттерапия способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

Вы не задумывались о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежно-детском возрасте? Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается - это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг- Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей.

Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В ней формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Одно из направлений фольклорной арт-терапии, элементы которого возможно применить в качестве динамической паузы или самостоятельного режимного момента – это коррекционно-развивающая игротерапия, основанная на применении народных игр.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Основные задачи игровой терапии таковы:

- облегчение психологического страдания ребенка;

- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые»«ребенок - другие дети»;

- коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Испокон веков, в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей - их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Игра «Змейка» развивает в детях внимание, быстроту реакции, ловкость.

Вставайте, поиграем.

Игра «Змейка»

Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.

Неожиданно он бросал на середину круга веревку-«змейку».

Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.

Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.

Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.

Игра всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает ребенку освоить важные жизненные функции легко и быстро. В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Народные игры вызывают интерес детей, приносят им чувство радости, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивают эмоционально - психологическое благополучие.

Чтобы преодолеть у детей мнимые страхи сказочных персонажей, мы играем в русскую народную игру «Баба – Яга». Вставайте в круг.

Игра «Баба – Яга»

Все стоят в кругу, в середине Баба – Яга. Стоящие в кругу проговаривают слова, Баба- Яга кружится на месте.

Бабка-Ёжка костяная ножка,

С печки упала – ногу сломала,

А потом говорит - у меня нога болит.

Пошла на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар,

Вышла на лужайку – испугала зайку.

С окончанием слов Баба – Яга догоняет.

Игра «Жмурки» позволяет дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих и на ощупь его узнать, четко назвав имя.

Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности, воображения, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно - ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три компонента: музыку, слово и импровизацию самих детей. В результате применения этой психотехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата, общей психофизической коррекции детей. В игровой ситуации дети приучаются регулировать степень внимания, физические нагрузки, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать товарищам, сочетать свое поведение с поведением других. С помощью игры ребенок учится определять расстояние (тренирует глазомер, развивает свои чувства.

Игра «Селезень»

Играющие стоят в кругу. Селезень с уткой за кругом. Утка бежит змейкой между стоящими игроками в кругу, селезень её догоняет.

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял.

Поди утица домой, поди серая домой.

У тя семеро детей,

А восьмой селезень.

Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.

Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей с ограниченными возможностями. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Большую роль в коррекционной работе с детьми играет то, что народная игра с правилами регулирует действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействует формированию воли. Эти игры - одно из звеньев этнопедагогики и имеют многовековую историю. Они дошли до нас из глубокой старины, вобрав в себя лучшие национальные традиции. Таким образом, народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.

Использование элементов фольклорной арт-терапии в работе с детьми эффективно способствует развитию интеллекта, психических процессов, эмоционально-волевой и познавательной сферы, а также позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они является.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

1.     Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.

2.     Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.

3.     Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

·         жмурки;

·         пятнашки;

·         прятки;

·         полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

1.     Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.

2.     Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

1.     Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.

2.     Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

1.     Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.

2.     Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Упражнение «Передача любви, тепла в круг». Участники встают в круг, соединяют руки, поднимая их к солнцу, делают глубокий вдох, опуская руки в круг – выдох.

- Мы сегодня очень хорошо поиграли, давайте похвалим сами себя. Для этого сделаем следующее упражнение. Станьте на одну ногу, закройте глаза, погладьте себя по голове и мысленно скажите«Я – молодец!».

Рефлексия. В заключении я предлагаю вам выбрать воздушный шар, цвет которого соответствует вашему состоянию души. Встанем в круг и каждый из вас поделится своими впечатлениями (что интересного вы взяли для себя, что показалось трудным, ваши пожелания).

 

 

Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Мастер-класс «Игротерапия» 

                          Подготовила и провела: Муз. рук. О.Н. Балакшина.

В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. Педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка - сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, чтобы не разрушить его хрупкость и вырастить полноценного здорового человека, развитого разносторонне.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. Отмечены часто встречающиеся деструктивные и негативные явления среди воспитанников (агрессивность, жестокость, конфликтность). Не все дети умеют контролировать свои эмоции и действия, распознавать эмоциональное воплощение своих сверстников, а так же владеть конструктивными способами взаимодействия.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий необходимо внедрять в практику метод арттерапии - один из современных направлений в оздоровлении, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека

Арттерапия способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

Вы не задумывались о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежно-детском возрасте? Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается - это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться. Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг- Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. С помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей.

Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В ней формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Одно из направлений фольклорной арт-терапии, элементы которого возможно применить в качестве динамической паузы или самостоятельного режимного момента – это коррекционно-развивающая игротерапия, основанная на применении народных игр.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Основные задачи игровой терапии таковы:

- облегчение психологического страдания ребенка;

- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые»«ребенок - другие дети»;

- коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Испокон веков, в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей - их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Игра «Змейка» развивает в детях внимание, быстроту реакции, ловкость.

Вставайте, поиграем.

Игра «Змейка»

Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий.

Неожиданно он бросал на середину круга веревку-«змейку».

Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.

Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.

Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.

Игра всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает ребенку освоить важные жизненные функции легко и быстро. В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Народные игры вызывают интерес детей, приносят им чувство радости, создают хорошее настроение, снимают чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивают эмоционально - психологическое благополучие.

Чтобы преодолеть у детей мнимые страхи сказочных персонажей, мы играем в русскую народную игру «Баба – Яга». Вставайте в круг.

Игра «Баба – Яга»

Все стоят в кругу, в середине Баба – Яга. Стоящие в кругу проговаривают слова, Баба- Яга кружится на месте.

Бабка-Ёжка костяная ножка,

С печки упала – ногу сломала,

А потом говорит - у меня нога болит.

Пошла на улицу – раздавила курицу.

Пошла на базар – раздавила самовар,

Вышла на лужайку – испугала зайку.

С окончанием слов Баба – Яга догоняет.

Игра «Жмурки» позволяет дошкольникам справиться с боязнью темноты и замкнутого пространства. С завязанными глазами ведущий должен поймать кого-либо из играющих и на ощупь его узнать, четко назвав имя.

Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности, воображения, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно - ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три компонента: музыку, слово и импровизацию самих детей. В результате применения этой психотехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата, общей психофизической коррекции детей. В игровой ситуации дети приучаются регулировать степень внимания, физические нагрузки, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать товарищам, сочетать свое поведение с поведением других. С помощью игры ребенок учится определять расстояние (тренирует глазомер, развивает свои чувства.

Игра «Селезень»

Играющие стоят в кругу. Селезень с уткой за кругом. Утка бежит змейкой между стоящими игроками в кругу, селезень её догоняет.

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял.

Поди утица домой, поди серая домой.

У тя семеро детей,

А восьмой селезень.

Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях.

Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей с ограниченными возможностями. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Большую роль в коррекционной работе с детьми играет то, что народная игра с правилами регулирует действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействует формированию воли. Эти игры - одно из звеньев этнопедагогики и имеют многовековую историю. Они дошли до нас из глубокой старины, вобрав в себя лучшие национальные традиции. Таким образом, народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.

Использование элементов фольклорной арт-терапии в работе с детьми эффективно способствует развитию интеллекта, психических процессов, эмоционально-волевой и познавательной сферы, а также позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они является.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Упражнение «Передача любви, тепла в круг». Участники встают в круг, соединяют руки, поднимая их к солнцу, делают глубокий вдох, опуская руки в круг – выдох.

- Мы сегодня очень хорошо поиграли, давайте похвалим сами себя. Для этого сделаем следующее упражнение. Станьте на одну ногу, закройте глаза, погладьте себя по голове и мысленно скажите«Я – молодец!».

Рефлексия. В заключении я предлагаю вам выбрать воздушный шар, цвет которого соответствует вашему состоянию души. Встанем в круг и каждый из вас поделится своими впечатлениями (что интересного вы взяли для себя, что показалось трудным, ваши пожелания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Песочная игротерапия"

Мастер-класс «Песочная игротерапия»Цели занятия:1. Развитие мелкой и крупной моторики рук2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.3. Гармонизация психоэмоционального ...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Мастер - класс "Игротерапия дома и в детском саду"

Выступление на родительском собрании....

мастер класс для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...

МАСТЕР- КЛАСС: «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...