Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Духовникова Марина Евгеньевна

В данной статье освещен вопрос использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольника, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Духовникова М.Е., воспитатель

ГБДОУ д/с №94 Красносельского района

                                                                                                                            Санкт-Петербурга

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в дошкольной образовательной организации (ДОО) с интеграцией в различных образовательных областях.

Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольника, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -- конкретный результат, готовый к внедрению.

На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
З. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы
.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях я выбираю ту тематику, которая может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – которая выдвигается педагогами с учетом возрастных особенностей. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы с целью углубить знания детей по этому вопросу.

Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя следующие блоки:
Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.
Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые, творческие, познавательные и др. Также я разрабатываю различную тематику проектов.

Темы игровых проектов могут быть следующими:
- «Игра-путешествие в подводное царство»;
- «Театр» (сюжетно-ролевая игра);
- «Строим город будущего» (игра);
- «Путешествие в древний мир»;
- «Строим сказочный снежный городок».

Темы творческих проектов:
- осенний, весенний, зимний вернисаж (т.е. от времени года);
- музыкальная сказка (по выбору детей);
- настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
- «Ёлочка ,ёлочка - зелёная иголочка»;

Темы познавательных проектов:
-
«Где живёт рыбка?»;
-
«Русская изба»;
- КВН;
- конкурс «Моя родословная»;
- музей народной культуры; (история чаепития, история колыбельных песен, история одежды и др.);

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но я чаще всего использую длительные.

 Моя работа над проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Последний этап проекта - защита. Это всегда самый зрелищный момент. Я приглашаю гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Я убеждена, что такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Литература
1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 64 с.
2.Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М.: АРКТИ, 2004 год.-47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами наход...

Статья "Метод проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

Метод проектов  в современном дошкольном образовании направлен на самостоятельное практическое добывание знаний и применение умений и навыков, возможностью его внедрения в процесс интеллектуально...

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников.

Актуальность проектного метода для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а...

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами пр...