«Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников»
статья (средняя группа) на тему

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Гасраталиева А.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №117 Невского района

Санкт - Петербурга

«Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников» (из опыта работы)

1.Литературный обзор состояния вопроса.

История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы направлена на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Задачей педагога в современном обществе является не столько научить, сколько дать нужное направление творческому мышлению ребенка, стимулировать интеллектуальное развитие, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления.

В этой связи все большее внимание привлекает  метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

          Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Чтобы ребенок воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

• не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной деятельности;

• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

          В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран.

          Со временем произошли изменения: появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно переродился в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию, а также научить на практике  применять эти знания для решения конкретных проблем.

          На современном этапе, когда и дети дошкольного возраста развиваются активно и быстро знакомятся с окружающей действительностью, именно метод проектов поможет детям не только усвоить информацию, но и научиться применять на практике полученные знания и навыки. Чем старше ребенок, тем важнее для него самостоятельное получение знаний.

2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

          Работу по проектному методу я начала со второй  младшей группы.

          Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений. В зависимости от задач проекта используются различные виды деятельности детей. В работе над проектом «Волшебница вода» мною была запланирована познавательно-коммуникативная деятельность, а в работе над проектом «Баклажан»  - продуктивная деятельность. Задачи  проекта определяют и развивающую среду в группе, которая должна помогать реализовать цели и задачи проекта. Так для долгосрочного проекта «Волшебница вода» в группе был пополнен центр экспериментирования: в нем появились прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, безопасные красители, медицинские материалы, а для краткосрочного проекта «Наш гость баклажан» в центре экспериментирования появились еще и емкости для проведения посева растений. Была подобрана соответствующая литература  для чтения детям, наглядные материалы, игры, которые помогали во всестороннем развитии детей.

           Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению, что и произошло в проекте «Баклажан», где получили готовую к посадке в грунт рассаду.

          Е.С.Евдокимова  выделяет 3 уровня развития проектной деятельности.

Подражательно- исполнительский.(3,5 – 5 лет)

Отсутствие у ребенка жизненно опыта, недостаточный уровень

Развития интеллектуально - творческих способностей – не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении. Активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта. ( через свои интересы и потребности). Ребенка увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживания результата. Первые попытки самостоятельно решить проблему нужно поощрять : « ты быстро придумал, вовремя  пришел на помощь».

Развивающий (5 – 6 лет)

Накоплен некий социальный опыт: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка, способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Принимают проблему, уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта. Помощь  взрослого незначительна, дифференцирована.

Творческий (6 – 7 лет)

Интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.

Так как базовая группа на момент проведения проекта была в возрасте от 3 до 4,5 лет, то в моем опыте рассматривается лишь подражательно-исполнительский уровень развития проектной деятельности, но в процессе дальнейшей работы, надеюсь, мне удастся пройти с детьми и более высокие ступени.

3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

          Проектная  деятельность - это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

          Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы,  лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.

          Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них.

          Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка        

          Опыт педагогический –  совокупность полученных на практике навыков и приемов воспитания и обучения.

          Мотивация - общее название процессов, методов, средств побуждения к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

          Мотивом деятельности – называется то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной потребности.

          Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

          Интеллект – это характеристика общих умственных способностей, необходимых для решения мыслительных  задач.

          Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

          Средства обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели.

          Интеллект - общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

          Интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.

          Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению… Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

          Развитие личности - процесс формирования личности  как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

          Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Педагогическая технология - это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты.

4.Психолого-педагогический портрет группы обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники детского сада второй младшей, а затем и средней группы. В данной группе 27 человек: 11 девочек и 16 мальчиков. В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются  знания, развиваются умственные способности, формируется отношение  к окружающему миру, происходит становление личности.

В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы - преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.

Одним из мотивов  может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и  начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в интеллектуальном развитии дошкольников.

Мною была проведена диагностика по теме «Вода», где я выясняла уровень знаний дошкольников по направлениям:

свойства воды;

природные явления;

места, где встречается вода;

 кому нужна вода;

обитатели  воды;

охрана природы (охрана природного ресурса).

 Выяснилось, что лишь 12,5% группы детей имели высокий уровень знаний по теме, а средний лишь 45%. Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний  детей. К окончанию проекта уровень освоения детьми материала вырос: высокий на 42,1% (54,6%), средний вырос всего на 0,4 % (45, 4%), так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено.

Было запланировано и проведение семейного проекта по теме «Вода в доме. Родителям ребенка были даны рекомендации перед проведением проекта, оказана помощь в оформлении результатов.

Во время работы над темой «Овощи» было выявлено, что не все дети ориентируются достаточно в данной теме. Особенно «загадочным» оказался баклажан. В связи с этим мною был запланирован и проведен проект «Наш гость баклажан», который смог повысить знания детей по этой теме

Если на начало проекта детей с высоким уровнем освоения материала было 11,15 % , дошкольников со средним уровнем, 45,5 %  и 43,35% с  низким, то после проведения опытной деятельности, бесед, изменения развивающей среды группы, совместных с родителями проектов (выставка, книга рецептов, сказка) детей с низким уровнем освоения материала не выявлено, а дошкольников с высоким и средним уровнем стало больше.

5.Педагогический опыт.

Описание основных  методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

По данной теме с детьми я проработала 1,5 года, и, накопив достаточно материала, решила обобщить опыт своей работы, который, я думаю, может помочь педагогам в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

В процессе работы над темой данного опыта я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников: наблюдение, игровые задания, тестирование, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов.

Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников  я использовала:

Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности

Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта

Метод демонстрации

Метод объяснения нового материала

Рассказ воспитателя

Рассказ ребенка

Чтение литературы

Метод экспериментирования

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении экскурсий, тематических развлечений.

На данном возрастном этапе (4 – 5 лет) дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.

Я и сама часто была источником информации для детей. Ребята активно участвовали в беседах, внимательно слушали материал, а затем применяли его на практике.

Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации  и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

Вместе с детьми и родителями были созданы альбом «Какая бывает вода», книга рецептов «Блюда из баклажанов», выставка «Это чудо-баклажан», написали чудесные сказки.

В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, которые подводили итог нашей совместной деятельности.

6.Актуальность педагогического опыта.

Современный выпускник дошкольного учреждения должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках образовательной программы, но и ориентироваться в образовательных ситуациях. Для этого мы должны научить его уметь находить пути решения возникающих вопросов, искать информацию, выбирать варианты действий. Именно применение метода проектов помогает развивать в детях способность:

к осмыслению своей деятельности;

к целеполаганию;

к самообразованию и самоорганизации;

к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

делать выбор и принимать решения пусть еще простые.

Дети 4-5 лет это «гномики», готовые к сотрудничеству со взрослыми. Им интересно самим или с помощью взрослого изучить предмет, обсудить его свойства, высказать свое мнение. В этих случаях именно метод проектов становится наиболее актуальным.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Но есть определенные условия осуществления проектного метода в дошкольном учреждении: результаты  проектов должны быть реальными, т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Итак, актуальность  проектного метода  для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения  в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками  базовых знаний и ключевых компетенций происходит  многостороннее развитие растущей  личности.

7.Научность в представляемом педагогическом опыте.

В своем педагогическом опыте я представила  развитие дошкольников через проектный метод. Именно всестороннее развитие ребенка является целью работы дошкольных  учреждений.

По основному виду деятельности проекты бывают нескольких видов:

познавательные

исследовательско-познавательные

творческие проекты

информационные

игровые

По продолжительности:

долгосрочные

средней продолжительности

краткосрочные

По количеству участников:

групповые

межгрупповые

семейные

В своей работе я использовала по виду деятельности  исследовательско - познавательные проекты и, по количеству участников, семейные проекты, а по продолжительности, в зависимости от объема материала, я использовала  и долгосрочные, и краткосрочные.

Используя различные методы в процессе работы над проектами, особое внимание мною было уделено методу экспериментирования, так как метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Но без дополнительной информации дети не смогут справиться с поставленными задачами. Источниками информации для дошкольников может быть иллюстрация, наблюдение за природой, художественные тексты, воспитатель, родители.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

8.Результативность педагогического опыта.

   Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.

Основным  принципом  в работе с воспитанниками было дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.

Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели.

 Метод проектов – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».

   

9.Технологичность представляемого педагогического опыта.

Метод проектов  предоставляет ребятам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

 То есть, метод проектов развивает познавательные навыки детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 Это сочетается с групповым подходом к обучению. Группы определяют, как они мыслят решение данной проблемы: включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы. Эта самостоятельность зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.

 При разработке и реализации проектного метода использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы  обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.

Метод проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника. Проекты используются в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

 Уровень участия дошкольников в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младшей группе малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в средней – ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшей – являются полноправными участниками проекта.

В своем опыте я поэтапно расписала работу над планированием, и претворением в жизнь проекта для детей среднего возраста.

 Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей.

Выводы.

В современном обществе проектирование все шире применяется в различных сферах и видах человеческой деятельности таких, как архитектура и строительство, машиностроение и пр. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в образовании и др. — позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.

В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать  ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий, рефлексия и анализ результатов. Все это и есть проектирование, которое помогает решать различные проблемы.

 Часто человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий.

Современный уровень развития человечества таков, что его деятельность может быть разрушительна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безопасность для человека и природы, просчитать эффективность.

А начинать прививать навыки работы с проектами необходимо заранее. Такая работа поможет развить и сохранить интерес к получению знаний, сформировать навыки самостоятельного получения знаний.

Таким образом, использование проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе современных дошкольных учреждений становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Нерсесова Н.Г., воспитатель ГБДОУ детский сад № 22 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы) 1. Информационный...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами наход...

Опыт использования метода проектов в интеллектуальном развитии в средней группе

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на ...

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников.

Актуальность проектного метода для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а...

Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы)

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами пр...

Статья "Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников"

В данной статье освещен вопрос использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольника, умений самостоятельно...