Проектная работа "Заколдованные картинки"
материал (младшая группа)
Существует несколько видов знаково-символической деятельности. но центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.docx | 947.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ЗАКОЛДОВАННЫЕ КАРТИНКИ
Младшая группа № 3
Руководитель Шайнурова А.В.
воспитатель высшей категории
Югорск, 2019 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Знаки и символы повсюду окружают человека. Ребенок, рождаясь, попадает не только в мир реальностей, но и в мир условностей.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Существует несколько видов знаково-символической деятельности. Но центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации.
ПРОБЛЕМА: У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Приёмы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. Малыш постепенно учится повторять, осмысливать.
ЦЕЛЬ: Формирование навыков знаково-символической деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
- Развивать у детей сенсорные способности и простейшие формы символизации;
- Продолжать знакомить с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака»;
- Продолжать способствовать формированию интереса к книгам;
- Привлекать семьи воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях.
ТИП ПРОЕКТА: Групповой, кратковременный, творческий.
МЕТОДЫ:
Словесные: беседа, чтение художественной литературы (народные сказки);
Наглядные: рассматривание книжных иллюстраций, изображений сказочных героев;
Практические: моделирование, продуктивная деятельность;
Игровые: дидактические игры «Кто в сказке живет», домино, «Собери картинку».
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
- Обсуждение темы проекта;
- Копилка;
- Картотека;
- Модель;
- Создание продукта;
- Презентация.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Дети нашей группы очень любят слушать сказки. И когда мы играли в игру «Кто в сказке живет?» они с удовольствием выполняли задание, перечисляя героев предложенных сказок. А где еще могут жить сказочные герои? В мультфильмах, в книжках, на картинках… В играх!
Решили превратиться в волшебников и придумать новую игру со сказками.
ВТОРОЙ ЭТАП (копилка)
Для копилки, из дома, дети принесли книги с любимыми сказками, картинки-иллюстрации со сказочными героями. Рассматривали иллюстрации разных художников, обращая внимание на характер, настроение, одежду героев, средства художественной выразительности (фото – 1-2). Играли в дидактические игры: домино «Репка», «Любимые сказки (собери картинку)».
ТРЕТИЙ ЭТАП (картотека)
Собрав копилку, решили выбрать только русские народные сказки и рассмотреть каждого героя в отдельности: цвет, величину и даже сравнить по форме. Все эти параметры внесли в морфотаблицу (фото – 3-4).
Таким образом, получилось, что колобок маленький, круглый и желтый; дед - мужчина, а значит у него широкие плечи (перевернутый треугольник), он большой, а любимый цвет мальчиков чаще синий; бабка – наоборот, треугольник в виде платьица, любимый цвет красный; лиса тоже девочка и, соответственно, фигура – треугольник, цвет – оранжевый. Так мы рассмотрели, по трем признакам, почти всех героев русских народных сказок (соответственно возрасту детей).
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП (модель)
Из картотеки, сформировалась модель «Заколдованные сказочные герои». А мы с детьми – волшебники, которые могут заколдовать и расколдовать этих героев.
Медведь в нашей модели стал большим бурым прямоугольником; зайка – серым, среднего размера, овалом. Мышка и лягушка из сказки «Теремок», примерно одного роста – они квадратики одного размера, серый и зеленый. А сказочный Петушок «радужный» по цвету, т.е. разноцветный.
Так все наши герои приобрели свой значок-символ (фото – 5).
ПЯТЫЙ ЭТАП (продукт)
Приступили к созданию игры. Значки-символы обозначающие сказочных героев были готовы. Распечатать карточки с героями и большие карты с заколдованными сказками помогли родители: шесть сказок – шесть больших карт, на которых изображены геометрические фигуры (символы), и маленькие карточки – сказочные герои.
Цель игры: расколдовать героев и отгадать название сказки.
Игра может использоваться в двух вариантах. В первом варианте дети самостоятельно расколдовывают героев, т.е. подбирают к символу подходящего героя на маленькой карточке и накрывают его. Расколдовав всех героев на своей карте, подбирают иллюстрацию к сказке в которой живут эти герои. Второй вариант – лото. Играет 2-6 человек, у всех по большой карте с геометрическими фигурами (символами). Ведущий показывает и называет сказочного героя (на маленькой карточке). Игроки выкрикивают «Это мой!», называют героя и закрывают на своей карте соответствующее окошко. Побеждает тот, кто первый закрыл все окошки и называет свою сказку.
Нашу новую игру мы с детьми назвали «Угадай сказку» (фото – 6).
ШЕСТОЙ ЭТАП (презентация)
Ребятам соседней группы мы рассказали, как придумывали значки-символы, и научили их играть в новую игру.
ВЫВОД
В ходе проекта были реализованы поставленные задачи. Сформировался устойчивый интерес к книгам, народным сказкам. Мы продолжаем знакомиться с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака». У детей развиваются сенсорные способности и простейшие формы символизации. Дети упражнялись в умении обследовать объекты, выделяя их форму, цвет и величину. Так же были привлечены семьи воспитанников, которые помогли в оформлении продукта проекта.
Таким образом, начали формироваться навыки знаково-символической деятельности детей.
В будущем, планируем продолжить работу в этом направлении, и добавить материалы к новой игре.
Библиография:
- Гусева Н.Н. Формирование знаково-символической деятельности у детей. Материалы VIII - IX Всероссийских конференций «От уникальной идеи к передовой практики», 2010 год.
- ОльгаТетенькина Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников. Материалы VIII - IX Всероссийских конференций «От уникальной идеи к передовой практики», 2010 год.
- Русские народные сказки.
- http://window.edu.ru/resource/147/56147/files/elsu27.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФОТО -1 ФОТО – 2
ФОТО – 3 ФОТО – 4
ФОТО – 5
ФОТО - 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная карта "Моя семья"
Актуальность темы: в наше время Россия переживает один из непростых периодов: ныне материальные ценности часто доминируют над духовными, а семья, семейные традиции перестают быть значимыми. Но в...
Проектная карта по теме "Транспорт"
Проектная карта по теме "Транспорт" 2 младшая группа...
Технологическая карта урока : «Творческая проектная деятельность»
творческая проектная деятельность...
проектная карта "Одуванчик"
Наблюдения за одуванчиком...
Проектная карта на тему "Мастерская деда Мороза"
Работа воспитателя старшей группы в рамках недельного проекта на тему: "Мастерская Деда Мороза"...
Проектная карта "Осенние фантазии"
Проектная карта для подготовительной группы на тему "Осенние фантазии"...
Проектная карта "Осень, осень в гости просим"
Данная проектная карта разработана для работы в группе старшего дошкольного возраста...