Конспект НОД по экологическому образованию в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Беляева Ольга Владимировна

Материал предназначен для проведения занятий по экологическому образованию старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_rybkoy.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому образованию в старшей группе.

Тема: «Наблюдение за живой рыбкой»

Цель: Закрепление представлений у детей об особенностях строения рыб;

Задачи:

Образовательные: Познакомить с особенностями строения рыб. Уточнить представления детей о признаках различия и сходства между   рыбками, о характерных признаках внешнего вида и особенностях поведения. Дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения.  Продолжать обучать составлять описательные и сравнительные рассказы с использованием приемов мнемотехники. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами. Активизировать умение точно по смыслу употреблять в речи глаголы, прилагательные, существительные.

Развивающие: Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам и выделять противоречивые свойства. Продолжать развивать символическую функцию мышления, использовать условно-символические изображения для составления связного рассказа. Развивать познавательные и творческие способности, любознательность, наблюдательность, сообразительность и фантазию в процессе решения творческих задач.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение работать в коллективе, выполнять общее дело. Продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками. Воспитывать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо ситуации и делать выводы. Воспитывать интерес к аквариумным рыбкам и желание заботься о них.

Демонстрационный материал: сачок, вода, тазик с рыбкой

Активизация словаря: аквариум, чешуя, плавники, жабры, мальки, вуаль.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций «Животный мир водоемов»;  чтение  «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, опытническая деятельность  «Очистка грязной воды», «Определение возраста рыбы»; дидактические игры «Рыбная ловля», «Летает, плавает, бегает»

Ход наблюдения

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические приемы

Вводная

-Дети, а вы заметили, какой сегодня замечательный день! Морозный, но солнечный. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. Дети, а какое настроение у вас?

-Улыбнитесь, как кот на солнышке, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка. Ну, и, конечно, давайте от всей души улыбнёмся друг другу. Замечательно!

-Давайте с Вами вспомним сказку А.С. Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке» о чем эта сказка? Правильно о золотой рыбке. Сегодня я Вам покажу золотую рыбку. Только рыбка эта не сказочная, а настоящая и поэтому не может выполнять ничьих желаний. И она будет жить у нас, мы должны научиться понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке было у нас хорошо.

Веселое, радостное, счастливое.

Дети улыбаются

Организационный момент

Релаксация

Беседа

Основная

Дети садятся вокруг стола, где в центре расположен тазик с  рыбкой ,

 заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть.

- дети давайте с Вами внимательно рассмотрим тело рыбки.

— Кто знает, чем покрыто тело у рыб?

— А какая у рыбки форма тела?

-Да ребята, тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и

сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо

плавать. А еще у рыбок есть хвост и плавники.

- давайте посмотрим, как рыбка плавает.

— Что помогает рыбке при плавании?

— Когда рыбка плывет, ее хвост движется из стороны в сторону.

Физкультминутка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

-Продолжаем рассматривать нашу рыбку.

-На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыб есть на спинке, на брюшке и на грудке.

-Как вы думаете, рыбка нас видит? Почему

-рыбки быстро замечают движущиеся предметы. Посмотрите, как наша рыбка увидит и поймает корм.

- А что будет если я тихонько постучу по тазику?

-Педагог рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.

-Посмотрите, как рыбка дышит, заглатывает ртом поток воды.

В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон.

Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок.

-Рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.

В нашей группе нет аквариума, он есть у меня дома, посмотрите на иллюстрацию и внимательно послушайте, мой рассказ.                 Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм — дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.

Какая вода должна быть в аквариуме?

— Вода в аквариуме всегда должна быть чистой и наполненной кислородом. Для этого используется специальное устройство, которое поставляет в воду кислород.

А для чего в аквариуме сажают растения, как вы думаете?

— А давайте вспомним правила ухода за обитателями аквариума, и вместе рассмотрим предметы ухода за аквариумом и его обитателями. ( показываю иллюстрации предметов ухода)

1.Словесная игра «Кто больше назовет слов?»

Назвать действия:

Рыбка что делает?

Назвать признаки:

Рыбка – какая?  

Тело у рыбки какое?

Плавник какой?

2.Дидактическая игра «Скажи ласково»

Словообразование с использованием суффиксов:

Скажи ласково:  рыба – рыбка, хвост – хвостик, плавник – плавничок,  глаз – глазик, ус – усик, вода – водичка, нос – носик, икра – икринка, сом – сомик, рот – ротик, тело - тельце…

Сидят вокруг стола

Чешуей

Рассуждение детей

Хвост, плавники

дети, присев на корточки и вытянув вперед руки с сомкнутыми ладонями, покачиваются, имитируя движения рыбки на лицах улыбки, голова поворачивается за рукой Дети встают, туловище наклонено вперед, одна рука вдоль туловища, другая изображает «рыбкин» хвост, покачиваются из стороны в сторону

Да. У рыбки есть два глаза — с левой и с правой стороны.

Дети наблюдают, как рыбка хватает корм.

- Высказывают предположения

Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук.

Слушают рассказ воспитателя

- Чистой, с воздухом.

Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом. Чтобы растения насыщали воду кислородом.

Дети рассказывают знакомые им правила ухода за аквариум, называют предметы ухода.

плавает, дышит, глотает, виляет хвостиком, питается, размножается, растёт…

большая, маленькая, быстрая, крупная, скользкая…

овальное, продолговатое, яйцеобразное, гибкое, вытянутое, обтекаемое…

длинный, пышный, короткий, острый, прозрачный, спинной, брюшной, хвостовой, грудной…

Рассказ воспитателя

Показ

Объяснение

Обобщение

Физминутка

Беседа

Показ

Установка на рассматривание

Объяснение

Вопрос

Словесная  игра

Игровой метод

Заключительная

Ну вот, наше занятие подошло к концу, рыбке пора отправляться домой- в аквариум. Ребята, что нового и интересного сегодня на занятии вы узнали? Вам понравилось?

Ответы детей

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...

Проект по экологическому образованию для старшей группы «Познавательные сказки»

Краткосрочный проект для старшей группы с использованием познавательных сказок....

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе. «Обыкновенная вода».

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе.«Обыкновенная вода».Цель: Расширить знания детей о воде, как о веществе, имеющем различные физические и химические свойства....

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе

Группа: старшаяЗанятие направленно на закрепления знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношение к природе....

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе «Путешествие муравья»...