Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Некрасова Татьяна Владимировна

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе «Путешествие муравья»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog_vospit.docx485.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе

Программа: «От рождения до школы»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Речевое», «Художественно — эстетическое».

Группа: старшая

Тема: «Путешествие муравья»

Цель: создание благоприятных условий для развития представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.

Программные задачи:

  1. Образовательные: учить находить решение проблемно - поисковых задач, обобщать представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.
  2. Развивающие: развивать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.
  3. Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей, воспитывать в детях доброту и отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе, воспитывать моральные качества и нравственные ценности.
  4. Здоровьесберегающие: создать благоприятные условия на занятии для сохранения здоровья воспитанников; организовать двигательную активность, пальчиковую гимнастику. 

Активизация словаря: муравей, муравейник, кузнечик, паук, паутина, помощь.

Наглядный материал и оборудование: пазл « Муравей», игрушка «Муравей», веревка – 2 шт., презентация, интерактивная доска, жучок, нитки, палочки, альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Подготовительная работа: Беседа с детьми на тему: «Жизнь насекомых», «Какую пользу приносят насекомые», «Среда обитания насекомых». Чтение книг: «Как муравьишка домой спешил» Бианки В., «Голубь и муравей» Кабардинская Народная Сказка,  «Почему у муравьев кривые ноги» Словенская Народная Сказка. Рассматривание альбомов открыток про насекомых. Рисование насекомых в образовательной деятельности. Наблюдение за насекомыми в естественной среде.

Ход занятия. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

В.: Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали?

Д.: Ответ детей.

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/3/11350_984d5f241aecf0ff94e54ff41866f36d.jpg

Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/3/11350_ef867d216dda38e553b27f742f7b8e19.jpg

Основная часть:

Предлагаю детям подойти к столу, организовываю дидактическую игру «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей».

В.: Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним?

Д.: Да, хотелось.

В.: Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета), сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что - нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют).

Достаю из коробки игрушечного муравья с множеством разноцветных точек.

В.: Как мы назовем нашего друга?

Д.: Предложения детей.

Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди.
(Дети шагают по тропинке, впереди речка)

В.: А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?

Д.: Нужно посадить его на листок или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.

Физкультминутка (дети имитируют)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Вместе раз - это брасс,

Один, другой - это кроль.

Все как один –

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Отведем муравьишку домой.

В.: Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!

Почувствуйте его.

Дети присели, можно лечь на пол, вдыхают носом воздух.

В.: Отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь?

Шевелились у цветка,

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

http://www.starsclub.ru/animal/butterfly/butterfly_photo_53.jpg

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья у морошки,

Ножки у блошки. (Кузнечик)

http://www.photokonkursy.ru/upload/iblock/ad6/_dsc2122_dxo_preview.jpg

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку,

И комар и мошка. (Лягушка)

https://st.depositphotos.com/1526816/2335/v/950/depositphotos_23355912-stock-illustration-a-frog-above-the-waterlily.jpg

Многорукий царь Гордей,

Наплел ловушек и сетей.

Как расставит он ловушки,

Побыстрей ловитесь

Букашки да мошки. (Паук)

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/3/11350_2896e70a1eba3052760371b028b0c7a8.jpg

В.: Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему?

Д.: Лишняя лягушка, потому что она земноводная, а не насекомое.

В.: На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные насечки, полоски. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…

Д.: Пчела, муравей.

В.: Назойливый как…

Д.: Муха.

Этюд «Божья коровка»

В.: Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю?

Д.: Это божья коровка.

http://komotoz.ru/photo/zhivotnye/images/bozhja_korovka/bozhja_korovka_05.jpg

В.: Покажите, как ползает жучок по вашей руке, щекочет лапками ладонь, пальчики.

В.: Наш муравей, пока мы играли, куда - то пропал, не случилась ли с ним беда? Поищите его.

Дети находят муравья запутанного в паутину.

В.: Муравей попал в сети паука, как его освободить и паутину не повредить?

Д.: Отогнать паука веткой или дать пауку другой корм. Можно попросить паука освободить муравья.

В.: Так мы и сделаем. Ну, а теперь нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать?

Д.: Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.
(Дети встречают жука, он рассказывает детям, что муравейник разрушен).

В.: Кто же это сделал?

Д.: Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал.

В.: Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. (Дети выполняют).

В.: Теперь нам нужно придумать какое - нибудь фантастическое животное для охраны муравейника. Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе.

1. Ребенок - Жало от осы.

2. Ребенок - Большие глаза от стрекозы.

3. Ребенок - Крылья от бабочки.

4. Ребенок - Рога от жука.

5. Ребенок - Туловище от пчелы.

В.: Что же у нас получилось? Что это насекомое должно делать?
Давайте придумаем ему название.

Д.: Ответы детей.

Заключительная часть. Рефлексия:

Предлагаю детям нарисовать волшебное насекомое.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Теперь у нашего муравьишки есть охрана! А нам пришло время прощаться с новым другом! До свидания!

В.: Ребята, что интересного узнали?

Д.: Ответы детей.

В.: Кому помогли сегодня?

Д.: Мы помогли сегодня муравьишки.

В.: Какое задание понравилось больше всего?

Д.: Ответы детей.

В.: С какими трудностями столкнулись?

В.: Какое у вас настроение?

Д.: Отличное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста

целью данной работы является представление детям старшего дошкольного возраста особенностей климата и ландшафта Республики Коми, растительном и животном мире тайги и тундры...

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе. «Обыкновенная вода».

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе.«Обыкновенная вода».Цель: Расширить знания детей о воде, как о веществе, имеющем различные физические и химические свойства....

Конспект занятия по экологическому образованию в старшей группе

Группа: старшаяЗанятие направленно на закрепления знаний детей о природе, о бережном и заботливом отношение к природе....

Конспект НОД по экологическому образованию в старшей группе.

Материал предназначен для проведения занятий по экологическому образованию старших дошкольников....

Конспект занятия по экологическому образованию в подготовительной группе

Закрепление представлений о растительной и животной среде нашего края....

Конспект занятия по экологическому образованию в подготовительной группе ко Дню Земли

Конспект занятия по экологическому образованию в подготовительной группе ко Дню Земли...