Конспект НОД по экологическому образованию в старшей группе «Воздух – невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Безгинова Юлия Сергеевна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по экологическому образованию  в старшей группе  «Воздух – невидимка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

Образовательные: Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

Развивающие: Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), надувной шар, таз с водой.

Ход занятия

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся! ( Дети действуют в соответствии с текстом).

Подвижная игра «Пузырь»

Воспитатель берет детей за руки и образует  небольшой круг. Затем говорит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно и постепенно  дети с воспитателем расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет слова: «Лопнул пузырь!». После этих  слов двигаемся к центру круга и произносим: «пш-ш-ш-ш-ш». Затем вновь надуваем пузырь, отходя назад, образуя большой круг.

В.: Поиграли, а теперь ребята послушайте загадку и отгадайте её:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это?

Д.: Воздух.

В.: А хотите узнать, что такое воздух?

Д.:  Да.

В.: Тогда закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.

Дети считают до 5.

В.: Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? Д.: Это помещение, где проводят опыты.

В.: Правильно, молодцы! А как нужно вести себя в лаборатории?

Д.:  Аккуратно, чтобы ничего не задеть, спокойно, смотреть под ноги, ничего не трогать без спроса, внимательно слушать, не торопиться.

В.: Верно! Молодцы!

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В.: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас?

Д.: Нет

В.: И я не вижу. А раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д.: Прозрачный, бесцветный.

В.: Давайте проведем 1–й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух?

Д.:  Да.

Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

В.: Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой?

Д.: Да.

В.: Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Что внутри пакета?

Д.: Воздух.

В.: На что похож мешок?

Д.: На подушку, шар

В.: Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет?

Д.: Пакет стал пустым.

В.:  Почему так произошло?

Д.: Потому что в нем нет воздуха.

В.: Давайте сделаем вывод: воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют закрытый воздух?

Д.: Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. Надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг.

В.: Значит, все надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.

Опыт № 2: Плавающие предметы.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит таз с водой.

Дети опускают в воду, надувной шарик и наблюдают, что он не тонет в воде.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

В.: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится?

Д.: Этот предмет может утонуть.

В.: Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей. Как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (Ответы детей)

В.: Давайте проверим?

Опыт № 3: Пузырьки в стакане.

В.: Ребята пройдите за столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите?

Д.: В воде появились пузырьки.

В.: Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки?

Д.: Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки

В.: Делаем вывод: мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас. Ребята, а как воздух попадает внутрь человека?

Д.: Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем.

В.: Давайте проверим ваши предположения.

Опыт № 4: Движение салфетки.

Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

В.: Что происходит с салфеткой?

Д.: Она движется, шевелится, качается.

В.: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку. На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха?

Д.: На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус.

В.: Верно. Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?

  Игра с веером.

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

В.: Что вы чувствуете?

Д.: В лицо дует ветерок, прохладный ветерок.

В.: Как получается ветер?

Д.: Движется воздух.

В.: Где человек использует ветер?

Д.: Винт вертолета, самолета, фен, вентилятор.

В.: Ветер – это движение воздуха. Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. (Ответы детей).

 В.: Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому?

Д.: Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся.

В.: Вы правильно говорите. Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

В.: Юные ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились. Какой опыт вам понравился больше всего? (Ответы детей)

В.: На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)

В.: Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)

В.: Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора посредством элементарного экспериментирования....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"

Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"...

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"

Конспект познавательно исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух невидимка"...

Конспект НОД в старшей группе "Воздух-невидимка"

Экспериментирование в старшей группе, развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе в...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»

Программное содержание:познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;дать элементарное представление о значении чистого воздуха;закреплять у  детей представле...

Конспект экспериментальной ОД в старшей группе «Воздух вокруг нас» ОО «Познавательное развитие»

Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности. Расширение представлений о свойствах воздуха. Задачи:1.О...