Программа м перспективное планирование кружка "Оркестр"
рабочая программа

Подолячина Людмила Дмитриевна

В программе представлены цель, задачи, формы организации, методы и приемы для работы с детьми при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Отображен мониторинг и перспективное планирование занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_-_orkestr.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Извлечение  из рабочей  программы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 25 «Медвежонок»

комбинированного вида

города Искитима Новосибирской области

по образовательной области «Музыка»

раздел: кружок «Оркестр»

                           

                                                                               

                                               

                                                   Выполнила:

                                                   Подолячина Людмила   Дмитриевна –

                               музыкальный руководитель                  

                                                   высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Осуществляя музыкальное воспитание детей в детском саду, можно заметить, что музыкальные способности детей проявляются у каждого по разному.

У большей части детей три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются в соответствии с возрастными особенностями детей. Это свидетельствует о развитии у них музыкальности (комплекс способностей, развиваемых в музыкальной деятельности на основе врожденных задатков). Наиболее сложно развиваются музыкально- слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно интонируя её, или подбирать её по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к 5 годам. Но отсутствие раннего проявления этих способностей не является показателем слабости или отсутствия этих способностей. Здесь большое значение имеет то музыкальное окружение ребенка, тот вид музыкальной деятельности, к которому у него проявляется склонность на основе природных задатков.

Формирование и развитие этих задатков музыкальных способностей и происходит через организацию дополнительных занятий по музыке, в частности в кружке «Оркестр».

Занятие кружка проводится со старшими дошкольниками 1 раз в неделю во второй половине дня.

ЦЕЛЬ организации работы кружка «Оркестр»:

Учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать специальные
музыкальные способности, приобретать специфические умения и навыки,  способствовать общему развитию музыкальности.

ЗАЛА ЧИ

1.   ОБУЧАЮЩИЕ:

-познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов;

-способствовать овладению детьми элементарной игрой на музыкальных инструментах (шумовых, ударных, духовых);

-обогащать музыкальные впечатления, формировать музыкальный вкус,  музыкальную память и музыкальность в целом;

2.    РАЗВИВАЮЩИЕ:

-способствовать развитию ладового чувства, мелодического, звуковысотного, тембрового, темпового слуха, чувства ритма;

-развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;

-развивать речевое интонирование, обогащать словарь;

-создавать условия, развивающую среду для проявления творческой активности детей в. исполнительской деятельности.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формировать        эстетическое        восприятие окружающего мира;

-приобщать    детей    к    мировой    и    национальной культуре;

- развивать желание и умение взаимодействовать в коллективе, сотрудничать друг с другом, тем самым преодолевая застенчивость, скованность;

 -развивать эмоциональную сферу ребенка.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

1. Развитие устойчивого интереса у детей к игре на детских музыкальных инструментах.

2. Положительно-эмоциональное и  осознанное отношение к музыкальным произведениям.

3. Вовлечение ребенка в творческую деятельность.

4. Формирование   представлений   о   разнообразии ДМИ и способов игры на них.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С ПЕДАГОГАМИ:

-совместное планирование и подготовка музыкальных занятий, концертов и праздников;

-предварительная музыкальная подготовка воспитателей;

-совместный подбор музыкального репертуара;

-создание музыкальных уголков в группах для самостоятельной деятельности детей.

С РОДИТЕЛЯМИ:

-консультации для родителей;

-сообщения на родительских собраниях;

-участие родителей в подготовке и проведении развлечений, праздников, досугов;

-изготовление        атрибутов, сюрпризов;

-посещение родителями занятий;

-индивидуальные беседы.

С ДЕТЬМИ:

-обучение игре на ДМИ  в рамках музыкальных занятий;

-диагностика и отбор детей в кружок «Оркестр», учитывая индивидуальные способности и желание детей.

-развитие музыкальных способностей и обучение игре на ДМИ в кружке «Оркестр»;

-подготовка и проведение концертов, участие в утренниках и развлечениях;

-совместная деятельность при изготовлении нетрадиционных ДМИ;

-организация развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности в группах.

                                                     ФОРМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  РАБОТЫ  КРУЖКА  «ОРКЕСТР»

1.подгрупповая (музыкально- познавательные занятия);

2. индивидуальная  (обучение приемам  звукоизвлечения  на  различных  ДМИ, разучивание музыкальных произведений).

                                             МЕТОДЫ  И  ПРИЕМЫ.

НАГЛЯДНЫЕ:

- показ иллюстраций, игрушек;

- знакомство с видами ДМИ (шумовые ,  ударные, духовые);

- изготовление нетрадиционных ДМИ.

СЛОВЕСНЫЕ:

               - беседы;

               - использование художественного слова;

               - знакомство с понятиями;

               - составление и обыгрывание музыкальных сказок об  ДМИ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

                - использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития ритма,         динамики, темпа, тембра, высоты звука;

                - «звучащие жесты» ( хлопки - пальцами, плоской ладонью, горстью ладони;

 шлепки по плечам, бедрам, коленям; притопы- носком, пяткой, всей стопой.)

                 - «речевое интонирование» (ритмизация имен, попевок, песенок, текста);

                        -  ритмические упражнения с предметами (кубики, мячи, палочки и др.);

                 -  показ правильной посадки при игре на ДМИ;

                        -  показ приемов звукоизвлечения при игре на ДМИ;

                 - обучение различным приемам игры на ДМИ («глиссандо», «стаккато»);

                 - индивидуальное разучивание партитуры;

                 - игра в ансамбле по 2 и более детей;

                         - игра в оркестре  (вовремя начинать и заканчивать игру, умение слушать звучание ансамбля, игру товарища  и фортепианное сопровождение, ощущать единую ритмическую пульсацию, играть согласованно, добиваясь слитности звучания при изменении темпа, динамики.)

Мониторинг  развития музыкальных способностей детей в кружке       «Оркестр»

Обследование проводится с использованием следующих методов:

  -  наблюдение,

  - исполнительская деятельность,

  -  игры-задания на определение уровней развития музыкальных способностей,

  -  музыкально-дидактичесие игры.

Критерии:

1. Музыкальные способности:

  • мелодический слух
  • ладовый слух
  • ритмический слух
  • динамический слух
  • темповые изменения
  • тембровый слух

2.  Исполнительские навыки:

  • владение приемами звукоизвлечения на ДМИ
  • передача ритмической пульсации
  • развитие чувства ансамбля
  • импровизированное музицирование

                устойчивый интерес к данному виду деятельности

       

Уровни   развития:

Высокий: 

Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, активность и точность в выполнении заданий, не нуждается в помощи взрослых, эмоционален и общителен.

Средний: 

Ребенок  проявляет желание и интерес  к деятельности, испытывает некоторые затруднения  в выполнении заданий, при повторном объяснении справляется самостоятельно.

Низкий:

 Ребенок  проявляет интерес к деятельности, но  внимание не устойчиво, с предложенными заданиями   справляется  с помощью взрослого.

  Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу.

                                                                    Перспективно-тематическое планирование кружка «Оркестр»

Тема

Содержание

Время проведения

Коли-

чество единиц

Предполагаемый результат

Формирование кружка              «Оркестр»

- Отбор детей старшего и подготовительного возраста в кружок «Оркестр»;

- Знакомство детей друг с другом;

- диагностика музыкальных способностей и исполнительских навыков (проективные методики по К.Тарасовой, А. Зиминой)

2-3 неделя сентября

2

Создание детского коллектива кружка «Оркестр», определение уровня развития музыкальных способностей детей, формирование дружеских взаимоотношений между детьми

«Что такое оркестр?»

- Беседы с просмотром иллюстраций и видеоматериала об оркестрах                      (народном, симфоническом);

- Знакомство с видами детских музыкальных инструментов (ударные, шумовые, струнные)

4 неделя сентября

1

Формирование:

- представлений о разнообразии ДМИ и способов игры на них,

  - интереса к данной  музыкальной деятельности,  создание развивающей среды для данной музыкальной деятельности

«Магазин музыкальных инструментов»

-«Музыкальная мастерская»: изготовление с детьми нетрадиционных музыкальных инструментов

1-2 неделя октября

2

Развитие желания принимать участие в изготовлении нетрадиционных музыкальных инструментов, экспериментировать со звуком

«Играем в оркестр»

- Музыкальная сказка «В гости к ДМИ»;

-Игра импровизация «Замри и отомри»;

-Музыкальный образец «Музыкальное приветствие»

-Ритмическая игра «Бусинки»;

-Творческая работа в группах «Посудный и гороховый оркестр»

3-4 неделя октября

2

Поддержание интереса к деятельности, создание комфортных условий для деятельности, формирование дружеских взаимоотношений между детьми

«Звуки окружающие нас»

-Творческий рассказ педагога «Откуда берется звук?»;

- Альбом «Картотека звуков»;

-Двигательная импровизация «Кто как идет?»;

-Ритмическое упражнение «Дождь идет»;

-Игра на ДМИ «Звук и тишина»;

- Творческое музицирование     р. н. сказки «Теремок»

1-2 неделя ноября

2

Экспериментирование со звуком, развитие ритмического, динамического слуха, проявление творческой активности в исполнительской деятельности

«Метр и ритм - сердце музыки»

- Беседа о понятиях;

-Альбом «Картинки – ритмы»;

-Дидактические игры «Прохлопай ритм», «Ритмическое эхо»;

-Ритмизация имен, попевок, ритмическая игра «Я тебя зову»;

-Графические карточки «Озвучим голосом»;

-Речевая темброво-ритмическая игра «Волшебные барабаны»

3-4- неделя ноября

2

Развитие речевого интонирования, чувства ритма, формирование устойчивого интереса к игре на ДМИ

«Шумовые инструменты»

- Музыкальная сказка «Два колокольчика»;

- речевая модель «Палочки-стукалочки»;

- Моделирование ритма «Звучащие жесты»;

- двигательно-импровизационная игра «Человек-леденец»

- Творческий танец «Волшебные снежинки»;

-Игра на ДМИ «Музыкальная карусель»

1-2 неделя декабря

2

Овладение детьми способов звукоизвлечения на шумовых инструментах, развитие  тембрового слуха, чувства ритма, развитие умения взаимодействия в коллективе при музицировании в оркестре

«Ударные инструменты»

- Игровое упражнение «Непрерывность», «Сон»;

- Индивидуальное обучение игре на ДМИ р.н. попевок «Петушок», «Василек», «Андрей-воробей», «Скок - поскок»;

-Игра по подгруппам и в ансамбле;
- Партитура пьесы «Елочка»    М. Красева, игра в оркестре

3-4 неделя декабря

2

Освоение технических приемов звукоизвлечения  на металлофоне, ксилофоне, развитие умения играть по одному и в подгруппах

«Брат Мажор и брат Минор»

-Игровая ситуация «Встречаем гостей!;

 Театрализованные сценки «Веселый карнавал», «Ничего ему не надо…»;

- Игра на развитие эмоции с использование пиктограмм «Угадай-ка», «Два утенка»  Е. Попляновой;

-Обыгрывание стихотворения «Опасные очки» В. Данько;

- Импровизация на ДМИ «Кискино горе» Г. Читрян,  «Наш котенок» Ж. Металлиди;

- Игра в оркестре «Веселые гуси»   В. Агафонникова

1-2 неделя января

2

Развитие ладового, мелодического слуха;

Развитие  умения выражать соответствующие эмоции с помощью пиктограмм, в игре на ДМИ, мимикой, пластикой; развитие навыков игры на ДМИ, умения действовать в коллективе

«Громко -  тихо»

-Беседа о понятиях, знакомство с графическим изображение понятий;

- Дидактические игры «Тихие и громкие звоночки», «Эхо», «Громко - тихо запоем»;

-Звучащие жесты «Топ-хлоп»;

-Импровизация на ДМИ «Веселые инструменты»;

-Музыкально- ритмические упражнения  «Прогулка», «Карандашная полька», «Ходит сон по лавочке»;

-Игра в оркестре: закрепление «Веселые гуси»    В. Агафонникова, разучивание «Веснянка» укр. н. песня

1-2 неделя февраля

2

Обогащение словаря специальными музыкальными  терминами, развитие динамического слуха; развитие творческой активности;  

Развитие навыков игры на ДМИ, умения действовать в коллективе

«Разноцветные приключения»

-Игровая ситуация «Разноцветный перепляс»;

-Импровизация на ДМИ «Радуга»;

- Музыкально-подвижная игра с разноцветными палочками             «Рисунки инопланетян»;

-Ритмизация «Разноцветные стихи»;

-Инсценировка песни «Пестрый колпачок» Г. Струве;

-Игра в оркестре:

закрепление «Веселые гуси» В. Агафонникова, «Веснянка» укр. н. песня;

-Подготовка к концерту «Мама - лучший друг»

3-4 неделя февраля

2

Развитие исполнительских навыков, умения взаимодействовать  в ансамблевой игре; Формирование чувства сотрудничества, взаимопомощи

«Игры с детскими музыкальными инструментами»

- Игры с ДМИ: колокольчики, бубны, треугольники, барабаны, металлофоны;

-Игра в оркестре: закрепление разученных пьес;

-Игра в ансамбле: исполнение по видам ДМИ  и весь оркестр

2-3 неделя марта

2

Развитие исполнительских навыков, освоение технических приемов звукоизвлечения на различных ДМИ;

Формирование представлений о разнообразии ДМИ;

Формирование умения игры в ансамбле.

«Ритмическая зарядка»

- Дидактические игры «Придумай ритм», «Что делают дети?», «Прогулка», «Наше  путешествие» (закрепление понятий «долгий-короткий звук, пауза»);

-Импровизация «Позови музыкой»;

-Учим ноты «Три весельчака»- работа в тетрадях;

- Игра в оркестре  «Во саду ли, в огороде» р.н.п., обр. В. Агафонникова  (разучивание партий индивидуально, свободное  исполнение по видам инструментов

4 неделя марта

1

Развитие чувства ритма, формирование умения действовать согласованно при игре на  ДМИ самостоятельно и по подгруппам

«Солнечные дни»

-Коммуникативная игра «Парад солнечных улыбок»;

-Танцевальная игра – импровизация «Одуванчик»;

- Импровизация на ДМИ «Танец бабочек» («Вальс» В. Моцарта);

-Озвучивание сказки «Солнечный зайчик», муз. В.Мурадели;

- Ритмизация «Солнце» стихи  К.Кулиева;

-Игра в оркестре: разучивание «Птичка над моим окошком» укр. н. мелодия; повторение разученных произведений

1-2 неделя апреля

2

Развитие творческих способностей в  танцевальной импровизации, игре на ДМИ.;

 Формирование партнерских отношений в игре в оркестре.

«Волшебная музыка»

- Создание игровой ситуации «Волшебство начинается»;

-Импровизируем волшебную музыку (использование нетрадиционных музыкальных произведений);

- Ритмизация текста «Моя вообразилия» Б.Заходера;

-Ритмическое упражнение «Хохотальная зарядка»;

-Коммуникативная игра «Смешной алфавит»;

-Игра в оркестре: закрепление «Птичка над моим окошком» укр. н. мелодия;

-разучивание «Веселый сапожник» пол.н.мелодия

3-4 неделя апреля

2

Развитие музыкальных способностей: чувства ритма, динамический, звуковысотный, ладовый слух;

Формирование умения согласовывать характер музыкального произведения с выбором музыкального инструмента для импровизации.

«Вместе весело играть!»

-Ритмизация знакомых текстов индивидуально и коллективно;

-Упражнение «Звучащие жесты»;

-Двигательная импровизация «Танец мыльных пузырей»;

-Игра в оркестре: свободное исполнение разученного репертуара;

-«Готовимся к концерту» - подготовка инструментов, сводное выступление оркестра;

- Индивидуальная работа с плохо усвоившими материал

1-2 неделя мая

2

Развитие творческих, двигательных способностей, умения согласовывать текст и двигательные импровизации;

Развитие устойчивого интереса к игре на ДМИ

Итоговое занятие

-Диагностика музыкальных способностей и исполнительских навыков;

-Сводное выступление оркестра на «Фестивале Музыки», на утреннике «Выпуск в школу»

3-4 неделя мая

2

Формирование специальных навыков и умений игры на ДМИ;
Создание  положительного эмоционального настроя от участия в концерте;

Развитие чувства товарищества, взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и перспективное планирование к образовательной области "Изобразительная деятельность", раздел Рисование

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Перспективное планирование 1 мл. гр. на 2011-2012 уч. год Перспективное планирование. По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Комплексные занятия.

Перспективное  планирование 1 мл. гр.на 2011-2012 уч. годПерспективное планирование.По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С.Комаровой. Комплексные занятия....

Региональный компонент образовательной программы ДОУ Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой

предлагаю вашему вниманию песрпективное планирование по региональному комполненту....

Рабочая программа и Перспективное планирование для второй группы раннего возраста

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА В перспективном планировании в старшей группе по программе "От рождения до шк...

Приложение к программе "Здоровье". Перспективное планирование.

Перспективное планирование по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...

Приложение к программе "Здоровье". Перспективное планирование.

Перспективное планирование по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...

Программа "НейроУм" перспективное планирование

Программа "НейроУм" перспективное планирование...