Программа м перспективное планирование кружка "Оркестр"
рабочая программа
В программе представлены цель, задачи, формы организации, методы и приемы для работы с детьми при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Отображен мониторинг и перспективное планирование занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Извлечение из рабочей программы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 25 «Медвежонок»
комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
по образовательной области «Музыка»
раздел: кружок «Оркестр»
Выполнила:
Подолячина Людмила Дмитриевна –
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Осуществляя музыкальное воспитание детей в детском саду, можно заметить, что музыкальные способности детей проявляются у каждого по разному.
У большей части детей три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются в соответствии с возрастными особенностями детей. Это свидетельствует о развитии у них музыкальности (комплекс способностей, развиваемых в музыкальной деятельности на основе врожденных задатков). Наиболее сложно развиваются музыкально- слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно интонируя её, или подбирать её по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к 5 годам. Но отсутствие раннего проявления этих способностей не является показателем слабости или отсутствия этих способностей. Здесь большое значение имеет то музыкальное окружение ребенка, тот вид музыкальной деятельности, к которому у него проявляется склонность на основе природных задатков.
Формирование и развитие этих задатков музыкальных способностей и происходит через организацию дополнительных занятий по музыке, в частности в кружке «Оркестр».
Занятие кружка проводится со старшими дошкольниками 1 раз в неделю во второй половине дня.
ЦЕЛЬ организации работы кружка «Оркестр»:
Учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков, формировать специальные
музыкальные способности, приобретать специфические умения и навыки, способствовать общему развитию музыкальности.
ЗАЛА ЧИ
1. ОБУЧАЮЩИЕ:
-познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов;
-способствовать овладению детьми элементарной игрой на музыкальных инструментах (шумовых, ударных, духовых);
-обогащать музыкальные впечатления, формировать музыкальный вкус, музыкальную память и музыкальность в целом;
2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
-способствовать развитию ладового чувства, мелодического, звуковысотного, тембрового, темпового слуха, чувства ритма;
-развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
-развивать речевое интонирование, обогащать словарь;
-создавать условия, развивающую среду для проявления творческой активности детей в. исполнительской деятельности.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
-приобщать детей к мировой и национальной культуре;
- развивать желание и умение взаимодействовать в коллективе, сотрудничать друг с другом, тем самым преодолевая застенчивость, скованность;
-развивать эмоциональную сферу ребенка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Развитие устойчивого интереса у детей к игре на детских музыкальных инструментах.
2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям.
3. Вовлечение ребенка в творческую деятельность.
4. Формирование представлений о разнообразии ДМИ и способов игры на них.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ПЕДАГОГАМИ:
-совместное планирование и подготовка музыкальных занятий, концертов и праздников;
-предварительная музыкальная подготовка воспитателей;
-совместный подбор музыкального репертуара;
-создание музыкальных уголков в группах для самостоятельной деятельности детей.
С РОДИТЕЛЯМИ:
-консультации для родителей;
-сообщения на родительских собраниях;
-участие родителей в подготовке и проведении развлечений, праздников, досугов;
-изготовление атрибутов, сюрпризов;
-посещение родителями занятий;
-индивидуальные беседы.
С ДЕТЬМИ:
-обучение игре на ДМИ в рамках музыкальных занятий;
-диагностика и отбор детей в кружок «Оркестр», учитывая индивидуальные способности и желание детей.
-развитие музыкальных способностей и обучение игре на ДМИ в кружке «Оркестр»;
-подготовка и проведение концертов, участие в утренниках и развлечениях;
-совместная деятельность при изготовлении нетрадиционных ДМИ;
-организация развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности в группах.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА «ОРКЕСТР»
1.подгрупповая (музыкально- познавательные занятия);
2. индивидуальная (обучение приемам звукоизвлечения на различных ДМИ, разучивание музыкальных произведений).
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.
НАГЛЯДНЫЕ:
- показ иллюстраций, игрушек;
- знакомство с видами ДМИ (шумовые , ударные, духовые);
- изготовление нетрадиционных ДМИ.
СЛОВЕСНЫЕ:
- беседы;
- использование художественного слова;
- знакомство с понятиями;
- составление и обыгрывание музыкальных сказок об ДМИ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
- использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития ритма, динамики, темпа, тембра, высоты звука;
- «звучащие жесты» ( хлопки - пальцами, плоской ладонью, горстью ладони;
шлепки по плечам, бедрам, коленям; притопы- носком, пяткой, всей стопой.)
- «речевое интонирование» (ритмизация имен, попевок, песенок, текста);
- ритмические упражнения с предметами (кубики, мячи, палочки и др.);
- показ правильной посадки при игре на ДМИ;
- показ приемов звукоизвлечения при игре на ДМИ;
- обучение различным приемам игры на ДМИ («глиссандо», «стаккато»);
- индивидуальное разучивание партитуры;
- игра в ансамбле по 2 и более детей;
- игра в оркестре (вовремя начинать и заканчивать игру, умение слушать звучание ансамбля, игру товарища и фортепианное сопровождение, ощущать единую ритмическую пульсацию, играть согласованно, добиваясь слитности звучания при изменении темпа, динамики.)
Мониторинг развития музыкальных способностей детей в кружке «Оркестр»
Обследование проводится с использованием следующих методов:
- наблюдение,
- исполнительская деятельность,
- игры-задания на определение уровней развития музыкальных способностей,
- музыкально-дидактичесие игры.
Критерии:
1. Музыкальные способности:
- мелодический слух
- ладовый слух
- ритмический слух
- динамический слух
- темповые изменения
- тембровый слух
2. Исполнительские навыки:
- владение приемами звукоизвлечения на ДМИ
- передача ритмической пульсации
- развитие чувства ансамбля
- импровизированное музицирование
устойчивый интерес к данному виду деятельности
Уровни развития:
Высокий:
Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, активность и точность в выполнении заданий, не нуждается в помощи взрослых, эмоционален и общителен.
Средний:
Ребенок проявляет желание и интерес к деятельности, испытывает некоторые затруднения в выполнении заданий, при повторном объяснении справляется самостоятельно.
Низкий:
Ребенок проявляет интерес к деятельности, но внимание не устойчиво, с предложенными заданиями справляется с помощью взрослого.
Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу.
Перспективно-тематическое планирование кружка «Оркестр»
Тема | Содержание | Время проведения | Коли- чество единиц | Предполагаемый результат |
Формирование кружка «Оркестр» | - Отбор детей старшего и подготовительного возраста в кружок «Оркестр»; - Знакомство детей друг с другом; - диагностика музыкальных способностей и исполнительских навыков (проективные методики по К.Тарасовой, А. Зиминой) | 2-3 неделя сентября | 2 | Создание детского коллектива кружка «Оркестр», определение уровня развития музыкальных способностей детей, формирование дружеских взаимоотношений между детьми |
«Что такое оркестр?» | - Беседы с просмотром иллюстраций и видеоматериала об оркестрах (народном, симфоническом); - Знакомство с видами детских музыкальных инструментов (ударные, шумовые, струнные) | 4 неделя сентября | 1 | Формирование: - представлений о разнообразии ДМИ и способов игры на них, - интереса к данной музыкальной деятельности, создание развивающей среды для данной музыкальной деятельности |
«Магазин музыкальных инструментов» | -«Музыкальная мастерская»: изготовление с детьми нетрадиционных музыкальных инструментов | 1-2 неделя октября | 2 | Развитие желания принимать участие в изготовлении нетрадиционных музыкальных инструментов, экспериментировать со звуком |
«Играем в оркестр» | - Музыкальная сказка «В гости к ДМИ»; -Игра импровизация «Замри и отомри»; -Музыкальный образец «Музыкальное приветствие» -Ритмическая игра «Бусинки»; -Творческая работа в группах «Посудный и гороховый оркестр» | 3-4 неделя октября | 2 | Поддержание интереса к деятельности, создание комфортных условий для деятельности, формирование дружеских взаимоотношений между детьми |
«Звуки окружающие нас» | -Творческий рассказ педагога «Откуда берется звук?»; - Альбом «Картотека звуков»; -Двигательная импровизация «Кто как идет?»; -Ритмическое упражнение «Дождь идет»; -Игра на ДМИ «Звук и тишина»; - Творческое музицирование р. н. сказки «Теремок» | 1-2 неделя ноября | 2 | Экспериментирование со звуком, развитие ритмического, динамического слуха, проявление творческой активности в исполнительской деятельности |
«Метр и ритм - сердце музыки» | - Беседа о понятиях; -Альбом «Картинки – ритмы»; -Дидактические игры «Прохлопай ритм», «Ритмическое эхо»; -Ритмизация имен, попевок, ритмическая игра «Я тебя зову»; -Графические карточки «Озвучим голосом»; -Речевая темброво-ритмическая игра «Волшебные барабаны» | 3-4- неделя ноября | 2 | Развитие речевого интонирования, чувства ритма, формирование устойчивого интереса к игре на ДМИ |
«Шумовые инструменты» | - Музыкальная сказка «Два колокольчика»; - речевая модель «Палочки-стукалочки»; - Моделирование ритма «Звучащие жесты»; - двигательно-импровизационная игра «Человек-леденец» - Творческий танец «Волшебные снежинки»; -Игра на ДМИ «Музыкальная карусель» | 1-2 неделя декабря | 2 | Овладение детьми способов звукоизвлечения на шумовых инструментах, развитие тембрового слуха, чувства ритма, развитие умения взаимодействия в коллективе при музицировании в оркестре |
«Ударные инструменты» | - Игровое упражнение «Непрерывность», «Сон»; - Индивидуальное обучение игре на ДМИ р.н. попевок «Петушок», «Василек», «Андрей-воробей», «Скок - поскок»; -Игра по подгруппам и в ансамбле; | 3-4 неделя декабря | 2 | Освоение технических приемов звукоизвлечения на металлофоне, ксилофоне, развитие умения играть по одному и в подгруппах |
«Брат Мажор и брат Минор» | -Игровая ситуация «Встречаем гостей!; Театрализованные сценки «Веселый карнавал», «Ничего ему не надо…»; - Игра на развитие эмоции с использование пиктограмм «Угадай-ка», «Два утенка» Е. Попляновой; -Обыгрывание стихотворения «Опасные очки» В. Данько; - Импровизация на ДМИ «Кискино горе» Г. Читрян, «Наш котенок» Ж. Металлиди; - Игра в оркестре «Веселые гуси» В. Агафонникова | 1-2 неделя января | 2 | Развитие ладового, мелодического слуха; Развитие умения выражать соответствующие эмоции с помощью пиктограмм, в игре на ДМИ, мимикой, пластикой; развитие навыков игры на ДМИ, умения действовать в коллективе |
«Громко - тихо» | -Беседа о понятиях, знакомство с графическим изображение понятий; - Дидактические игры «Тихие и громкие звоночки», «Эхо», «Громко - тихо запоем»; -Звучащие жесты «Топ-хлоп»; -Импровизация на ДМИ «Веселые инструменты»; -Музыкально- ритмические упражнения «Прогулка», «Карандашная полька», «Ходит сон по лавочке»; -Игра в оркестре: закрепление «Веселые гуси» В. Агафонникова, разучивание «Веснянка» укр. н. песня | 1-2 неделя февраля | 2 | Обогащение словаря специальными музыкальными терминами, развитие динамического слуха; развитие творческой активности; Развитие навыков игры на ДМИ, умения действовать в коллективе |
«Разноцветные приключения» | -Игровая ситуация «Разноцветный перепляс»; -Импровизация на ДМИ «Радуга»; - Музыкально-подвижная игра с разноцветными палочками «Рисунки инопланетян»; -Ритмизация «Разноцветные стихи»; -Инсценировка песни «Пестрый колпачок» Г. Струве; -Игра в оркестре: закрепление «Веселые гуси» В. Агафонникова, «Веснянка» укр. н. песня; -Подготовка к концерту «Мама - лучший друг» | 3-4 неделя февраля | 2 | Развитие исполнительских навыков, умения взаимодействовать в ансамблевой игре; Формирование чувства сотрудничества, взаимопомощи |
«Игры с детскими музыкальными инструментами» | - Игры с ДМИ: колокольчики, бубны, треугольники, барабаны, металлофоны; -Игра в оркестре: закрепление разученных пьес; -Игра в ансамбле: исполнение по видам ДМИ и весь оркестр | 2-3 неделя марта | 2 | Развитие исполнительских навыков, освоение технических приемов звукоизвлечения на различных ДМИ; Формирование представлений о разнообразии ДМИ; Формирование умения игры в ансамбле. |
«Ритмическая зарядка» | - Дидактические игры «Придумай ритм», «Что делают дети?», «Прогулка», «Наше путешествие» (закрепление понятий «долгий-короткий звук, пауза»); -Импровизация «Позови музыкой»; -Учим ноты «Три весельчака»- работа в тетрадях; - Игра в оркестре «Во саду ли, в огороде» р.н.п., обр. В. Агафонникова (разучивание партий индивидуально, свободное исполнение по видам инструментов | 4 неделя марта | 1 | Развитие чувства ритма, формирование умения действовать согласованно при игре на ДМИ самостоятельно и по подгруппам |
«Солнечные дни» | -Коммуникативная игра «Парад солнечных улыбок»; -Танцевальная игра – импровизация «Одуванчик»; - Импровизация на ДМИ «Танец бабочек» («Вальс» В. Моцарта); -Озвучивание сказки «Солнечный зайчик», муз. В.Мурадели; - Ритмизация «Солнце» стихи К.Кулиева; -Игра в оркестре: разучивание «Птичка над моим окошком» укр. н. мелодия; повторение разученных произведений | 1-2 неделя апреля | 2 | Развитие творческих способностей в танцевальной импровизации, игре на ДМИ.; Формирование партнерских отношений в игре в оркестре. |
«Волшебная музыка» | - Создание игровой ситуации «Волшебство начинается»; -Импровизируем волшебную музыку (использование нетрадиционных музыкальных произведений); - Ритмизация текста «Моя вообразилия» Б.Заходера; -Ритмическое упражнение «Хохотальная зарядка»; -Коммуникативная игра «Смешной алфавит»; -Игра в оркестре: закрепление «Птичка над моим окошком» укр. н. мелодия; -разучивание «Веселый сапожник» пол.н.мелодия | 3-4 неделя апреля | 2 | Развитие музыкальных способностей: чувства ритма, динамический, звуковысотный, ладовый слух; Формирование умения согласовывать характер музыкального произведения с выбором музыкального инструмента для импровизации. |
«Вместе весело играть!» | -Ритмизация знакомых текстов индивидуально и коллективно; -Упражнение «Звучащие жесты»; -Двигательная импровизация «Танец мыльных пузырей»; -Игра в оркестре: свободное исполнение разученного репертуара; -«Готовимся к концерту» - подготовка инструментов, сводное выступление оркестра; - Индивидуальная работа с плохо усвоившими материал | 1-2 неделя мая | 2 | Развитие творческих, двигательных способностей, умения согласовывать текст и двигательные импровизации; Развитие устойчивого интереса к игре на ДМИ |
Итоговое занятие | -Диагностика музыкальных способностей и исполнительских навыков; -Сводное выступление оркестра на «Фестивале Музыки», на утреннике «Выпуск в школу» | 3-4 неделя мая | 2 | Формирование специальных навыков и умений игры на ДМИ; Развитие чувства товарищества, взаимопомощи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и перспективное планирование к образовательной области "Изобразительная деятельность", раздел Рисование
Данный материал позволяет познакомить детей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...
Перспективное планирование 1 мл. гр. на 2011-2012 уч. год Перспективное планирование. По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Комплексные занятия.
Перспективное планирование 1 мл. гр.на 2011-2012 уч. годПерспективное планирование.По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С.Комаровой. Комплексные занятия....
Региональный компонент образовательной программы ДОУ Перспективное планирование. Ознакомление детей с башкирской литературой
предлагаю вашему вниманию песрпективное планирование по региональному комполненту....

Рабочая программа и Перспективное планирование для второй группы раннего возраста
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА В перспективном планировании в старшей группе по программе "От рождения до шк...

Приложение к программе "Здоровье". Перспективное планирование.
Перспективное планирование по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...

Приложение к программе "Здоровье". Перспективное планирование.
Перспективное планирование по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса...
Программа "НейроУм" перспективное планирование
Программа "НейроУм" перспективное планирование...