Практико-ориентированный проект: "Дорога БЕЗ опасностей"
проект (средняя группа)
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd.docx | 396.71 КБ |
konspekt_pdd.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ- ДЕТСКИЙ САД №4 «РЯБИНКА»
Практико-ориентированный проект
«Дорога БЕЗ опасностей»
Подготовила: Васильева В.В.
Долгопрудный, 2020г.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой, краткосрочный.
Актуальность:
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами.
Предмет изучения: процесс формирования основ культуры безопасности по ПДД в воспитательно-образовательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема:
Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Цель проекта – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта:
Образовательные:
— познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
— сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
— научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
— развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
— стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
— способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
— развивать связную речь.
Воспитательные:
— воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
— обеспечение условий для организации деятельности МАДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
— упрочение совместного сотрудничества МАДОУ и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
— разработка краткосрочного плана работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения;
— формирование у детей правильного понимания значимости правил дорожного движения, своего места как участника дорожного движения, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы исследования:
- Непосредственно-образовательную деятельность:
- Художественное творчество.
- Ситуационно-имитационное моделирование.
- Чтение художественной литературы.
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
- Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- Проведение викторины по теме проекта.
- Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
- Тематические погружения по теме проекта.
- Работа с родителями.
- Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Этапы проекта:
1 этап (постановка проблемы):
— постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»;
— определить продукт проекта:
а) создание макета города;
б) знание правил дорожного движения;
в) проведение игрового тренинга по теме проекта.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач):
— довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
— подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
— составить перспективный план работы по проекту;
— изучить методическую литературу: Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Добряков В.А. «Три сигнала светофора»; Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»; Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»; Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»; Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»; Степанкова Э.Я. «Дошкольникам — о правилах дорожного движения» и другие;
— провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
— пополнить предметно-развивающую среду;
— провести с родителями анкетирование, тестирование.
3 этап (работа над проектом):
— организовать работу по решению задач проекта через:
- Непосредственно-образовательную деятельность:
— «Знаки дорожные помни всегда»;
— «О работе ГИБДД»;
— «Осторожно, дорога!»;
— «Правила для пассажиров»;
— «Транспорт на улицах города».
- Художественное творчество:
— рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
— лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
— аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
- Ситуационно-имитационное моделирование.
- Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. « Перекресток» и другие.
- Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
- Рассматривание иллюстраций, картинок.
- Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.
- Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
- Дидактические игры: «Будь внимательным», «Виды перекрестков», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!».
- Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие.
- Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
- Отгадывание загадок.
- Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
- Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
- Тематические погружения по теме проекта – встречи с инспекторами ДПС, посещение регулируемых перекрестков, экскурсия в отдел ГИБДД.
- Проведение с родителями:
— консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения».
— практикума «Как поступить в данной ситуации?»
— размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
— организация дискуссии «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
— конкурса: «Машины специального назначения», «Ребенок на улице города».
- Проведение акции «Дети – водителям» — распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди водителей детского сада, родителей, знакомых.
4 этап (презентация):
— провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила дорожного движения»;
— представить продукт проекта – макет улицы города.
Полученные результаты:
— Условия для организации деятельности МАДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом, и инспекторами ГИБДД, и родителями;
— Произошло упрочение связи детского сада и отдела ГИБДД в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получены необходимые рекомендации от инспекторов ГИБДД, согласован план дальнейшего сотрудничества;
— Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
— По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Список использованной литературы и источников:
Методическая литература:
- Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
- Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
- Добряков В.А. «Три сигнала светофора»;
- Кирьянов В.Н. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
- Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено»;
- Рубляк В.Э. «Правила дорожного движения»;
- Смушкевич Е.С., Якупов А.Я. «мы по улице идем»;
- Степанкова Э.Я. «Дошкольникам — о правилах дорожного движения».
Интернет-ресурсы:
- Смешарики. Азбука безопасности. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL6DB66A70CE0F6015 от 01.12.2014
- Уроки тетушки Совы. Азбука безопасности на дороге. См: https://www.youtube.com/playlist?list=PL254DE7A0A528B721 от 01.12.2014
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в средней группе на тему:
«Правила дорожного движения»
Цель: дать элементарные понятия о правилах дорожного движения.
Ход занятия
I. Беседа.
Воспитатель задает вопросы.
- Скажите дети, где мы живем? (В городе.)
- Что можно сказать о городском транспорте? (Его много. Он мчится по улицам и дорогам города.)
- Что надо знать, чтобы правильно ходить по улицам города, где есть транспорт? (Надо знать и соблюдать правила дорожного движения.)
- Как еще называют правила дорожного движения? (Азбукой города.)
II. Чтение стихотворения.
Азбука города учит движению,
Азбука города нас охраняет,
Жизни людские оберегает.
Азбуке браво! Азбуке слава!
Хвалим ее мы по полному праву!
III. Загадки.
Дома на колесах
По улицам снуют,
Жителей города
Они везут. (Автомобили.)
В два ряда дома стоят,
Очень много их подряд,
Окнами-глазами
На мир глядят. (Улица.)
IV. Рассказ воспитателя.
Огромные дома с двух сторон улицы многое видят своими глазами-окнами. Они радуются, когда люди соблюдают закон улиц, нет аварий на дорогах, особенно на перекрестках. Для этого в определенных местах для регулирования движения установлены светофоры.
Показ макета светофора.
V. Беседа-викторина.
- Сколько сигналов светофора мы видим?
- Что они означают?
- Для кого зажигаются эти сигналы?
- А ещё кто может управлять движением? (Регулировщик.)
- Как вы думаете, когда это приходится делать?
Регулировщик - это человек, к которому можно всегда обратиться за помощью. Из-за светящегося в темноте жезла его всегда хорошо видно.
Регулировщик. Чтобы было безопасно перейти дорогу, нужно пользоваться пешеходным переходом под названием «зебра» (показ таблицы).
Воспитатель (ведет детей).
Наши малыши спешат:
В свой любимый детский сад
Попасть хотят.
Регулировщик.
Красный глаз
Следит за нами -
Путь закрытый перед вами.
Воспитатель и дети стоят и ждут следующего сигнала. Смотрят на светофор. Вдруг зажегся желтый свет.
Желтый свет впереди –
Приготовьтесь все идти.
Зажигается зеленый цвет.
Вот зеленый глаз горит.
«Все идите», - говорит.
Все идут по пешеходной дорожке.
Дети рассказывают о дальности расстояния от дома до детского сада. Вспоминают, есть ли на пути пешеходные переходы.
Детям предлагается рассказать, каким транспортом они пользуются.
Воспитатель. Сегодня мы будем делать из бумаги жезл регулировщика. На следующем занятии сыграем в игру «Регулировщик и светофор».
Идет изготовление жезла. Размеры предлагает воспитатель.
Ведущий (после изготовления жезла).
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся -
Дети. Стой!
Ведущий. Желтый глаз зажегся -
Дети. Жди!
Ведущий. А зеленый свет -
Дети. Иди.
Дети показывают соответствующего цвета круги.
Воспитатель. Дома с помощью родителей нарисуйте схему дороги, по которой вы ходите в детский сад. Выполняйте правила движения.
VI. Итоги занятии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практико-ориентированный проект «Дорога и дети»
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Однако дети...
Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»
quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...
Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...
Практико – ориентированный семинар «Ранняя профориентация дошкольников в рамках практико-ориентированного обучения в соответствии с ФГОС до».
Повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых люде...
Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»
Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...
Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ
проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...