Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников.
консультация
Предварительный просмотр:
Слайд 1 – титульный лист
слайд 2 – Григорович
Есть много определений понятия «нравственность». Мне ближе понятие, которое дал Л.А.Григорович. Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание» я стараюсь создать систему приобщения детей дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали.
Слайд 3 – основы нравственности
Моральные ценности закладываются с раннего детства. Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, сверстникам, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего края.
Слайд 4 – Развивающие игры Воскобовича
Если основы нравственности заложены в раннем возрасте, то в старшем дошкольном возрасте ребенок умеет осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей. Я подбираю и продумываю такое содержание игр, которое предоставит возможность нравственного выбора. В этом мне помогают развивающие игры Воскобовича. Помочь друзьям пройти через сказочный лес, преодолевая препятствия, столкнувшись с проблемными ситуациями, которые встречаются в реальной жизни и решить их «Что можно сделать с порванной книгой?», «….», «……» . Спасти от Паука…
Слайд 5 категории нравственности
У детского сада – своя миссия: прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в детском саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
В воспитании нравственных качеств дошкольников эффективными являются:
слайд 6 – В воспитании
- чтение художественной литературы, особенно сказки.
- использование специальных игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников.
- народные и тематические праздники
- приобщение к воспитательному процессу семьи
Слайд 7 - Художественная литература
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка, развивает нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
слайд 8 – сказка
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка».
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Слайд 9 – игра
Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой).
Дети оказывают помощь нуждающимся, тем, кто плохо видит или ходит, проявляя отзывчивость. Тем самым формируется представление о добрых поступках и их значении в жизни разных людей.
Слайд 10 – народные праздники
Формирование потребности изучать историю и культуру народов Крыма. Это и знакомство с народными обычаями, праздниками, традициями, играми, вызывающими положительные эмоции пробуждение интереса и желание узнать больше о себе и своем народе.
Типичные признаки праздника: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Они помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе.
Слайд 11- 9 мая
Я прививаю детям любовь к традициям и обычаям нашего народа.
Слайд 12 – Фото дипломов
Видео-номера таких праздников, мы отправляем на Всероссийский конкурс талантов. В прошлом году наша воспитанница Вика Чернова заняла 2 место с песней «Военное танго».
Мы участвуем не только в творческих конкурсах, но и в интеллектуальных. Так конкурс «…..», где наши ребята принимали участие и заняли призовые места.
Считаю, что такая работа способствует развитию нравственных качеств у ребенка.
Слайд 13- «Цепочка доброты».
насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие ребёнка без активного участия его родителей вряд ли возможно.
В детском саду проводятся различные акции с участием родителей:
«Цепочка доброты». Сначала родителям совместно с ребенком нужно было вырезать сердечко, но с условием, что один держит и поворачивает, а второй – режет. Далее провести друг друга в группу , где один слабовидящий, а другой - поводырь. И завершало акцию составление «Цветика-семицветика» - цветка пожеланий. Дети и родители искренне высказывали свои добрые пожелания.
Слайд 14 – В лучах родительской любви
То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Любовь взрослых, отсутствие дистанции между ребёнком и взрослым, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу комфортного, благополучного фона воспитания.
Слайд 15 –Итог. высокий уровень..
Подводя итог, хочется отметить, что наряду с перечисленными формами работы, важно участие всех специалистов образовательного процесса: педагогов, специалистов, родителей и детей.
В своей работе я использую литературу для воспитания нравственных качеств ребёнка. Подробнее с литературой Вы можете ознакомиться на нашей выставке.
рядом с выставкой есть материалы по Недели психологии и неделе инклюзивного образования, в которых большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Доклад о духовно-нравственном воспитании....
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Сообщение из опыта работы «Создание условий для духовно-нравственного воспитания в ДОУ»
Сообщение из опыта работы...
Статья "Создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников посредством программы дополнительного образования по детскому фольклору".
В статье рассказывается о программе дополнительного образования по детскому фольклору, ориентированной на воспитание ребенка в традициях русской народной культуры, формирование бережного отношения и л...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...