Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Криушенкова  Екатерина Викторовна

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера

в работе с детьми дошкольного возраста»  

Подготовила старший воспитатель

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Криушенкова Е.В.

        

Цель:  повышение профессионального мастерства участников семинара-практикума в вопросах использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в процессе активного педагогического общения.

План проведения семинара-практикума

1.Теоретическое обоснование актуальности, эффективности  применения логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитие творческого потенциала  детей .

2.Практическая часть:

- Мастер- класс: «Использование Блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитие детей младшего дошкольного возраста» (воспитатель 2 младшей группы)

- Мастер-класс Мастер- класс: «Использование Блоков Дьенеша в старшей группе ДОУ» (воспитател старшей группы)

- Мастер-класс «Использование Блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в подготовительной к школе группе»  (воспитатель подготовительной к школе группы)

Участникам предлагается несколько игр.

3.Рефлексия

1.Актуальность, эффективность применения логических блоков Дьенеша в педагогическом процессе старшей группы.

 Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

     В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы, такие как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

Логические блоки Дьенеша.

Автор данного пособия - Золтан Пал Дьенеш, венгерский математик психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, таким образом, что дети даже могут не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объѐмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе. Игры с блоками Дьенеша наглядно, на доступной основе знакомят дошкольников с формой, цветом и  размером объектов, с математическими представлениями, начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, внимание, память и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, группирует ряды по заданному алгоритму. У детей развивается способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Игры с блоками способствуют развитию речи, так как ребенок вынужден строить высказывания.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48  геометрических фигур. а) четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

б) трех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой и маленький); г) двух видов толщины (толстый и тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками (цветом, формой, размером и толщиной).

Этапы работы с блоками Дьенеша:

На первом этапе блоки Дьенеша используются, как обычный конструктор, который помогает знакомить с цветом, размером, формами.

На втором этапе можно знакомить детей со свойствами логических блоков с использованием карточек с изображением символов свойств, где цвет, размер и толщина различных блоков изображены условными значками.

На третьем этапе задания даются на кодирование и декодирование геометрических фигур или информации.

Цветные счетные палочки Кюизенера

    Данное пособие создал бельгийский математика Джордж Кюизенер (1891 – 1976) для помощи детям в освоении законов математики. Долгое время он проработал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения детей математическим способностям.

    Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

    Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтесори.

     Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете».

Дети играя с палочками параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой. Данный материал позволяет формировать у детей  представление о числе на основе счета и измерения; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложения и вычитания; различать расположение предметов в пространстве; с помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры.

    Палочки в наборе имеют разную длину от 1 до 10 см и распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. В «Красное семейство» составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. В «Синее семейство» – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В «Желтое семейство» входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.

Работа с палочками проходит в 2 этапа:

На стадии игры ребёнок знакомится с материалом. Это помогает тренировать зрительное восприятие, а также мелкую моторику. Занятия напоминают игру с кубиками или мозаикой, то есть малыш выкладывает какие-то фигурки, строит башни или лесенки.

На стадии обучения ребенок через свои органы чувств формирует понятие состава числа и последовательности чисел. Этому способствуют упражнения, направленные на установление последовательности расположения линеечек по какому-то признаку (например, длине или цвету) и выполнение простых арифметических задач на сложение, вычитание и т.д.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера можно применять  в игровой форме в организованной учебной  деятельности комплексной, интегрированной. Логические блоки Дьенеша обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности.   Например в  области «Познавательное развитие»,  с  их помощью дети оперируют

  • сенсорными эталонами (геометрическими понятиями)
  • узнают, что такое множество, подмножество
  • с величинами
  • с пространственными представлениями 
  • арифметическими действиями сложением  и вычитанием.    

 В области  «Художественно-эстетическое развитие»  в процессе моделирования дети  замещают конструкцией из палочек и блоков  реальные предметы  с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление, на рисовании и аппликации   моделируем  узор, орнамент  с помощью палочек и блоков, экспериментируем  созвучие  цветовой гаммы.                      

 В области «Физическое развитие» - проводим  подвижные игры с палочками и блоками – это предметы ориентиры.

         Совместная  игра с логическими блоками  Дьенеша даёт возможность закрепить  полилингвальный компонент:

  • в дидактических играх, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых (формы, цвета, ориентировка в пространстве и многое другое)
  • в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  • в настольно - печатных  (работа с картами к играм, схемами, альбомами, алгоритмами);
  • в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично. Поезд - билеты, места. 

В самостоятельной - коллективной  игровой деятельности (конструируют, работают с альбомами, схемами,  играют в настольно-печатные игры, организуют сюжетно-ролевые игры).

Методическое обеспечение необходимое для игр с блоками и палочками:

        Литература, которая  поможет педагогам при работе с данными методиками:

  • Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» - раскрывает все этапы обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек  Кюизенера.
  • Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». В этой книге  Носова, рассказывает о  логических блоках Дьенеша. В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками и прилагаются схемы. Р. Л. Непомнящая знакомит с палочками Кюизенера, первоначальными упражнениями игры с ними и приводит несколько примерных занятий с ними.
  • В практических пособиях, Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» для младшего и старшего возраста, представлены дидактические игры и занятия с использованием блоков Дьенеша для младшего возраста и цветных палочек Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
  • Игровые занятия представлены, в пособий В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет»

Практическая часть.

  1. Мастер- класс: «Использование Блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитие детей младшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра «Засели домик»

 Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 - этажный дом с изображением двух признаков – цвета и формы.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Необходимо найти блоки, соответствующие данным свойствам (цвет и форма). Во время работы детей, воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает). Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей). Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие тонкие блоки…

Дидактическая игра «Сушим полотенца»

Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).

Материал: Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).

Описание: На подносе лежат палочки двух цветов.

Задания 

– Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?

– Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.) 

– Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.) 

– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…

Вопросы 

– Сколько желтых «полотенец»? (Много.) 

– Сколько красных «полотенец»? (Много.) 

– Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.) 

Дидактическая игра «Бусы»

 Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько - сколько).

Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка. 

Описание 

Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек цепочку в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».

Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше. После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки.

Дидактическая игра «Бусы»

 Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько - сколько).

Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка. 

Описание Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек цепочку в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».

Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше. После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки.

2. Мастер- класс: «Использование Блоков Дьенеша в старшей группе ДОУ»

 Игра – сказка « В царстве блоков»

Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.

Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять свойства (размер, форму, толщину), воображение, творческое мышление.

Описание игры: Дети выбирают цвет своего царства( желтый, синий, красный).Воспитатель рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.

« В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше, (Выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и был у них один ребенок  он похож на маму только маленький, (Выбираем блок маленький тонкий прямоугольник). И вот однажды они решили поехать в лес на прогулку. Маленькому принцу очень нравилось кататься в карете, которая  была большая и тоненькая треугольной формы, (Выбираем блок – большой тонкий треугольник). Они долго гуляли по лесу, и нашли полянку. На этой полянке маленький принц увидел двух зайчат. Зайчата были маленькими круглой формы, (Выбираем блоки – маленькие круги).

Подвижная игра  «Кошки – мышки»

Цель: правильно называет свойства фигур, использует эти знания в игре.

Материал: маска кошки, жетоны для мышей и  блоки для кота (из пособия «Праздник в стране блоков»)

Ход игры.

Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним блоки .

Хоровод движется со словами:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька кот,

И разгонит хоровод.

На последнем слове, «хоровод» кот быстро берет один из блоков и поворачивается вокруг, чтобы все мыши его увидели. Его блок – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается ловить. После слов «1,2,3,4,5 – начинаю догонять», - кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится «котом».

  1. Мастер-класс «Использование Блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в подготовительной к школе группе»

Дидактическая игра  «Заселим в домики»

Задачи: Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением символов

Ход игры:  Перед детьми таблица. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Игра «Придумай узор» направлена на развитие творческого воображения.

 Материал. Цветные счетные палочки

Цель: Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнивать предметы по величине; находить сходства и различия между предметами. Развивать умение составлять описательный рассказ.

Правила игры:  Составление сюжетной картинки и сочинение мини-рассказа о ней.

(одно правило нельзя перемешивать палочки по цвету)

Рефлексия

- А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам достать из моей коробочки небольшие листочки - записки, на которых написана фраза, которую нужно продолжить.

Перечень фраз:

сегодня я узнала…

было интересно узнать…

мне понравилось…

мне не понравилось…

мне запомнилось…

теперь я могу применять…

я научилась применять…

я попробую сама…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы. "Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста"

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...

Семинар-практикум «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность, эффективность применения палочек Кюзенера в педагогическом процессе ДОУ.  Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. В игре малыши узнают ми...

Семинар - практикум: «Использование логоритмических игр и упражнений в оздоровительной работе с детьми»

       Материал будет полезен педагогам при подготовке семинаров-практикумов, а также для занятий с детьми....

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса  с детьми дошкольного возраста"...

Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»....