Отчет по самообразованию "Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь дошкольника"
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
«Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь дошкольника»
1 слайд
Период работы над темой: 2012 - 16 учебный год
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2016 г.
Форма отчета: творческий отчет на методическом часе для педагогов детского сада.
2 слайд
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме через систематическое применение упражнений с детьми дошкольного возраста, способствующих ускорению темпов развития мелкой моторики, речевых навыков, навыков общения и других показателей развития детей.
Задачи:
- Ознакомиться с инновационными технологиями, изучить научно-методическую литературу.
- Создать предметно-развивающую среду «Центр развивающих игр» в группе, способствующую развитию мелкой моторики, воображения, речи у детей дошкольного возраста.
- Подобрать и внедрить в практику работы с детьми дошкольного возраста многообразные упражнения (на занятиях и в повседневной жизни).
- Определить формы работы с родителями.
3 слайд
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики; физкультминутки; самомассаж кистей рук; нетрадиционные техники рисования и аппликаций; пальчиковый, теневой и настольный театр;
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
4 слайд
Этапы проработки материала:
1. Информационно-аналитический:
Изучение литературы по теме:
- Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
- Данилова Е. «Пальчиковые игры»
Ознакомление с публикацикацией Е.Железновой на тему «Пальчиковые игры для малышей 2-5 лет»
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
-Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет - журнал «Развитие».
- Материалы Интернет сайтов maam.ru
- Диченскова А.М. "Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики"
5 слайд
2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- подгрупповая работа с детьми;
- индивидуальная работа.
6 слайд
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- речевые и пальчиковые игры;
- дидактические и развивающие игры;
- использование нетрадиционных техник рисования;
- пластилинография
- различные виды аппликаций;
- игры с прищепками;
- сюжетно-ролевые игры;
- кукольный и настольный театры;
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
7 слайд
Очень важной частью моей работы по развитию речи и мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют как развитию речи, так и развитию мелкой моторики рук, а так же творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
8 слайд
Развитию речи, кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как: игры с прищепками , дидактические игры, настольные игры, рисование (в том числе нестандартное), аппликация, лепка ,игры на манке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка; игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
9 слайд
3. Предоставление отчета о работе.
- Во время работы над темой по самообразованию я подготовила консультации для воспитателей и родителей
- Подготовила памятку "Развитие речи вашего ребенка"
- Составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- Периодически организовывала выставку детских работ выполненных в рамках темы самообразования.
-Выступила на августовской конференции с докладом «Игра как самая важная деятельность»
-Выступила на межрегиональном семинаре педагогов дошкольного образования на тему «Дидактическая игра как средство развития речи»
-Провела обучающий практикум для молодых педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию на тему «Воздушные шары»
10 слайд
Мною был веден кружок по пальчиковым играм в младшей группе «Раз ладошка, два ладошка». Занятия велись по подгруппам, 1 раз в неделю . На каждом занятии дети изучали новую пальчиковую игру, запоминали слова и движения. Также велась работа по закреплению пройденного материала.
11 слайд
В средней группе я взяла кружок «Умный малыш», направленный на развитие мелкой моторики с использованием бросового материала. Мы с детьми занимались аппликацией, конструированием в технике оригами, рисованием ватными палочками, пластилинографией, изготовлением поделок из макаронных изделий, пуговиц, прищепок, дисков, спичечных коробок, пенопласта, футляров от киндера, фантиков, пластиковых бутылок.
12 , 13 слайды
Детям доставляло огромное удовольствие созерцать результаты своего труда, рассказывать о процессе работы родителям. Они с большим удовольствием уносили свои поделки домой, как дорогое сокровище.
14 слайд
В старшей группе был кружок «Самоделкин», направленный на то, чтобы учить детей мастерить, работать с любым подручным материалом.
15, 16 слайды
В течение года мы работали с пластилином, бумагой, природными материалами (листья, семена,крупы), нитками, бисером, познакомились со швом «вперед иголку», делали картины из яичной скорлупы, поделки из глянцевых журналов.
17, 18 слайды
В подготовительной группе мы большое внимание уделяли письму, рисованию. Очень много внимания уделяла работе с карандашом, а именно штриховка карандашом.
19 слайд
Также провели новогоднее театрализованное представление сказки «Золушка», 20 слайд
театрализованное представление на 23 февраля «Богатыри и Змей Горыныч», участвовали в различных конкурсах. Мною была разработана авторская программа дополнительного образования «Раз ладошка, два ладошка» в младшей группе, изготовлены ростовые платковые куклы, обогащен театральный уголок.
21 слайд
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Развитие мелкой и общей моторики в будущем поможет детям избежать многих проблем школьного обучения. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
22 слайд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме :Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей
презентация по самообразованию...
Опыт работы по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста»
Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...
Влияние развитие мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...
Инновационный проект "Развитие мелкой и общей моторики через двигательную активность детей с применением антистрессовых игрушек"
Проект разработан для детей первой младшей группы...
«Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»
Тема: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста» На 2015-2016 учебный год Группа раннего возраста Образовательная область: сенсомоторное и речево...
Особенности развитие мелкой и общей моторики у дошкольников.
Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. ...
Проект «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»
ull;Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если ...