Отчет по самообразованию "Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь дошкольника"
материал (средняя группа)

Шакирова Гульназ Рафисовна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Отчет по самообразованию"22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

«Влияние развития  мелкой и общей моторики на активную речь дошкольника»

1 слайд

Период работы над темой: 2012 - 16 учебный год 

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2016 г.

Форма отчета: творческий отчет на методическом часе для педагогов детского сада.

2 слайд

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме через систематическое применение упражнений с детьми дошкольного возраста, способствующих ускорению темпов развития мелкой моторики, речевых навыков, навыков общения и других показателей развития детей.

Задачи:

  • Ознакомиться с инновационными технологиями, изучить научно-методическую литературу.
  • Создать предметно-развивающую среду «Центр развивающих игр» в группе, способствующую развитию мелкой моторики, воображения, речи у детей  дошкольного возраста.
  • Подобрать и внедрить в практику работы с детьми  дошкольного возраста многообразные упражнения (на занятиях и в повседневной жизни).
  • Определить формы работы с родителями.

3 слайд

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики; физкультминутки; самомассаж кистей рук; нетрадиционные техники рисования и аппликаций; пальчиковый, теневой и настольный театр;

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

4 слайд

Этапы проработки материала:

1. Информационно-аналитический:

Изучение литературы по теме:

  • Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  • Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  • Данилова Е. «Пальчиковые игры»

Ознакомление с публикацикацией Е.Железновой на тему «Пальчиковые игры для малышей 2-5 лет»

 Янушко Е. АРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

-Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет - журнал «Развитие».

- Материалы Интернет сайтов maam.ru

- Диченскова А.М. "Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики"

5 слайд

2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- подгрупповая работа с детьми;

- индивидуальная работа.

6 слайд

Методы и приёмы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- речевые и пальчиковые игры;

- дидактические и развивающие игры;

- использование нетрадиционных техник рисования;

- пластилинография

- различные виды аппликаций;

- игры с прищепками;

- сюжетно-ролевые игры;

- кукольный и настольный театры;

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

7 слайд

Очень важной частью моей работы по развитию речи и мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют как развитию речи, так и развитию мелкой моторики рук, а так же творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вниз»«вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.

8 слайд

Развитию речи, кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как: игры с прищепками , дидактические игры, настольные игры, рисование (в том числе нестандартное), аппликация, лепка ,игры на манке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка; игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

9 слайд

3. Предоставление отчета о работе.

- Во время работы над темой по самообразованию я подготовила консультации для воспитателей и родителей

Подготовила памятку "Развитие речи вашего ребенка"

- Составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

- Периодически организовывала выставку детских работ выполненных в рамках темы самообразования.

-Выступила на августовской конференции с докладом «Игра как самая важная деятельность»

-Выступила на межрегиональном семинаре педагогов дошкольного образования на тему «Дидактическая игра как средство развития речи»

-Провела обучающий практикум для молодых педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию  на тему «Воздушные шары»

 10 слайд

Мною был веден кружок по пальчиковым играм в младшей группе «Раз ладошка, два ладошка». Занятия велись по подгруппам, 1 раз в неделю . На каждом занятии дети изучали новую пальчиковую игру, запоминали слова и движения. Также велась работа по закреплению пройденного материала.

11 слайд

В средней группе я взяла кружок «Умный малыш», направленный на развитие мелкой моторики с использованием бросового материала. Мы с детьми занимались  аппликацией, конструированием в технике оригами, рисованием ватными палочками, пластилинографией, изготовлением поделок из макаронных изделий, пуговиц, прищепок, дисков, спичечных коробок, пенопласта, футляров от киндера, фантиков, пластиковых бутылок.

12 , 13 слайды

Детям доставляло огромное удовольствие созерцать результаты своего труда, рассказывать о процессе работы родителям. Они с большим удовольствием уносили свои поделки домой, как дорогое сокровище.

14 слайд

В старшей группе был кружок «Самоделкин», направленный на то, чтобы учить детей мастерить, работать с любым подручным материалом.

15, 16 слайды

В течение года мы работали с пластилином, бумагой, природными материалами (листья, семена,крупы), нитками, бисером, познакомились со швом «вперед иголку», делали картины из яичной скорлупы, поделки из глянцевых журналов.

17, 18 слайды

В подготовительной группе мы большое внимание уделяли письму, рисованию. Очень много внимания уделяла работе с карандашом, а именно штриховка карандашом.  

19 слайд

Также провели новогоднее театрализованное представление сказки «Золушка», 20 слайд

театрализованное представление на 23 февраля «Богатыри и Змей Горыныч», участвовали в различных конкурсах. Мною была разработана авторская программа дополнительного образования «Раз ладошка, два ладошка» в младшей группе, изготовлены ростовые платковые куклы, обогащен театральный уголок.

21 слайд

 Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Развитие мелкой и общей моторики в будущем поможет детям избежать многих проблем школьного обучения. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

22 слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...

Влияние развитие мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

«Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»

Тема: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста» На 2015-2016 учебный год Группа раннего возраста Образовательная область: сенсомоторное и речево...

Особенности развитие мелкой и общей моторики у дошкольников.

Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев.  Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности.  ...

Проект «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»

ull;Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если ...