Презентация «Игры и упражнения по развитию мелкой и общей моторики как средство развития речи дошкольников»
презентация по коррекционной педагогике

Денисова Наталья Николаевна

       Всем известно, что речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Вашему вниманию представлены игры и упражнения по развитию мелкой и общей моторики как средство развития речи, которые могут быть использованы инструктором по физической культуре и другими педагогами ДОУ в виде динамических пауз на занятиях, на прогулке и во время игр в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики как средство развития речи

Слайд 2

Речь – это такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.

Слайд 3

С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. Необходимо помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

Слайд 4

У детей дошкольного возраста наряду с нарушениями речи наблюдается отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде - недостаточной координации и неточности выполнения движений, - моторной неловкости, - снижения темпа выполнения движений, - нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память. Особенности моторной сферы у детей с нарушениями речи

Слайд 5

У детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Слайд 6

Развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребёнка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно».

Слайд 7

Игры с мячом Игры с мячом развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей. Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой? Ничего он не сказал, Лишь быстрее ускакал.

Слайд 8

Игра «Брось-назови!» Педагог бросает мяч ребёнку и просит его назвать что-то на определенную тему, когда тот бросает мяч обратно. Фрукты: апельсин, киви, манго…. Посуда: чашка, вилка, ложка … Мебель: стул, стол, шкаф … и др. Игра «Я знаю пять …»

Слайд 9

Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи 1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч. • «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.) • «Один-много» (образование мн.ч.сущ . в Р. п) • «Какой сок» (образование относительных прилагательных) • «Скажи наоборот» (использование антонимов) • «Назови детеныша». 2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой следующему. «Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением) Туфли, валенки, сапоги - обувь. «Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)

Слайд 10

Игры на формирование звукопроизношения «Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. (С) «Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч. У зайки Бубы заболели зубы, заболели зубы у зайки Бубы .

Слайд 11

Игры на развитие фонематического слуха «Умный мячик» У каждого ребенка мяч. Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч. Р : (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор) Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч. Ш: Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И платочек положить. «Мяч перекати, звук в слове замени» Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук. (сутки-шутки, крыса-крыша, миска-мишка, сок-шок

Слайд 12

Речевые подвижные игры учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубляют представления об окружающем, развивают внимание и память.

Слайд 13

Народные подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны.

Слайд 14

Считалочки, зазывалки , речёвки Считалки и зазывалки – это небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию у детей чёткой артикуляции и дикции. Речёвка - небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.

Слайд 15

Физминутки Физминутки на координацию речи с движением формируют чувство ритма, развивают общие речевые навыки, выразительность речи, способствуют накоплению новых слов и даже автоматизации поставленных звуков в речи ребёнка. Тематически подобранные игры обогащают чувственный опыт детей, что важно для их нормального эмоционального развития. Яблоня Веточки на яблоньке - руки медленно поднять вверх Повисли от печали. - уронить кисти рук Яблоки на веточках - пальцы сжать в кулаки Висели и скучали. - покачать кистями рук Девочки и мальчики Ветки раскачали- - раскачать руки Яблоки о землю громко застучали. - присесть, стучать по полу ладошками

Слайд 16

Логоритмика Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала и музыки.

Слайд 17

Пальчиковые игры Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности. Большинству пальчиковых игр сопутствуют короткие ритмичные стишки.

Слайд 18

Игры с массажными мячиками Су-Джок Су – Джок терапия - один из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, мелкой моторики рук. Су-Джок используют при плохой подвижности пальчиков. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

Слайд 19

Выводы: В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают. Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции. Комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса должен предусматривать логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Все педагоги (логопед, инструктор по физической культуре, воспитатели) ясно представляя характер и особенности своей работы, должны помогать друг другу в решении общих задач: преодолении речевых нарушений и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников"

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников Хорошая речь – одно из важных условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Благодаря богатой и правильной реч...

Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...

Развитие мелкой моторики рук , как средство развития речи дошкольников

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста (методическая разработка по работе с родителями) «Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кон...