Обобщение опыта работы
опыты и эксперименты

Мельникова Надежда Владимировна

«Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchen.opyta_.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы  на тему:

«Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники»

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

  • недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
  • бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Поэтому для решения этой проблемы я считаем, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Актуальность темы:

Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы все чаще прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы. К сожалению на сегодняшний день образная синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

При работе с детьми мы замечаем, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.

Нам часто приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами.

В чем же причина? Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором – действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

И почему бы не воспользоваться для реализации и повышения эффективности работы: обучать детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. В этом нам помогает мнемотехника.

В соответствие данной проблемы определила тему работы: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".

Для решения данной проблемы поставила цель:

Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

В соответствии с целью были определены основные задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.

2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.

4. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.

Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному.

В.К.Воробьева для развития связной речи предлагает использовать сенсорно – графические схемы, Т.А.Ткаченко – предметно – схематические модели, В.П. Глухов – блоки – квадраты.

Взяв за основу мнение великих педагогов, мы убедились в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемотаблицам.

Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

В помощь детям использую мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения

главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы используются:

  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при заучивании стихов
  • при отгадывании и загадывании загадок

Этапы использования мнемотаблиц: 

Этап № 1  -  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап № 2  -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап № 3 -  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания
Этап № 4  - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап № 5  - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется  начинать уже с  детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая, а для старших дошкольников — чёрно-белые. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий, а также дошкольники могут сами участвовать в  рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки. установить последовательность изложения выявленных признаков, удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

В своей работе я использую  мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверк .

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Для родителей подготовила два выступления:

1.     «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»;

2.     «Использование мнемотаблиц  для составления описательных рассказов  на занятиях по развитию речи» .

Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей, где предоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители могут вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно

необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволит значительно повысить уровень речевого развития детей.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты.

Родители  могут  вести параллельный   образовательный  процесс  дома в  соответствии  с  возрастными  задачами  речевого  развития.  Ведь  семья,  по -  прежнему,  остаётся жизненно  необходимой  средой  для  сохранения  и  передачи  ребёнку  социальных  ценностей.  Поэтому считаю, что  актуальность данного  проекта  заключается  в том, что в  развивающую  работу   по развитию речи детей   были  вовлечены родители  воспитанников. Их осознанное включение    в  совместный  с  педагогами   детского  сада   образовательный  проект позволил  значительно повысить   уровень речевого  развития. Консультации, беседы, развлечения, круглые столы и т.д.- это далеко не все формы, проводимые с родителями и для родителей по повышению уровня речевой активности их детей. Предоставляю  родителям теоретический и практический материал по развитию речи, стараюсь заинтересовать их и совместными усилиями добиться    плодотворной работы в данном направлении.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехник, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты.

Поэтому, я считаю, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список использованной литературы

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
  2. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.
  3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
  5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
  6. Барсуковой Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
  7. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...