Игры с песком
план-конспект занятия (старшая группа)
Данный материал содержит призентацию - теоретическое обоснование выбранных форм и методов проведения развивающих занятий, а также, примерный кострукт занятия с использованием игр с песком. Даныый материал будет полезен психологам и поможет познакомится с миром песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.odt | 28.86 КБ |
prezentatsiyastepanets1.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт занятия с детьми старшего дошкольного возраста с применением игр с песком
«В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ»
Цель: Создание благоприятных условий и средств для гармоничного развития ребенка, развитие навыков управления своими чувствами и движениями.
Задачи:
- обучение способам снятия психофизической нагрузки, навыкам саморегуляции;
- создание положительного эмоционального настроя с помощью песочной терапии;
- формирование представлений о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных играх;
- совершенстовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес к сотруднечеству;
- способствовать разивитию воображения и творческих проявлений;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации персонажй, желание прийти на помощь.
Ход занятия
- Приветствие.
Психолог. Здравствуйте ребята, давайте поздароваемся. Встанем в круг и сделаем пирамидку из наших ладоней, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, это я!»
- Ритуал «входа» в Песочную страну»
Психолог. Я снова приглашаю вас в путешествие в волшебную страну — Песочную. А кто из вас помнит, как мы можем в нее попасть?(при помощи цветка)
- Как вы помните, цветок мне подарила одна добрая Фея. Цветок помагает добрым, умным и смелым путешественникам попасть в любую сказку. А нам он поможет оказаться в сказочной песочной стране. Сейчас мы можем тихонько подойти к Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и с чистым сердцем попросить цветок пропусть нас в сказочную страну. А чтобы наш цветок еще и засиял волшебными огоньками, надо сдуть с него песчинки.
- Дыхательное упражнение.
Психолог. По моей команде делаем вдох-выдох. Руки над цветком, глаза . Глубоко вдохнули носиками, выдыхаем через рот, сдуваем песчинки! (повтор 3 раза, учим правильно дышать). Волшебный цветок дает нам волшебную силу, которой мы должны пользоваться осторожно. Ведь она может нам пригодиться для решения самых разных сказочных задач. А теперь откройте глаза. Мы свами находимся в волшебной стране. Посмотрите как светится наш цветок!!!
- Упражение «Здравствуй песок».
Психолог.Что должен сделать любой человек, если он попадает в новое место? (поздароваться) Положите руки на песок. Что вы чувствуете? Какой он на ощупь? (Холодный, мягкий).
Задания: 1)Дотронцться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, всеми пальцами одновременно.2)Легко сжать кулачки спеском, затем медленно высыпать в песочницу, затем с напряжением сжать и высыпать. 3) Дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной. 4) Перетереть песок между пальцев, затем ладоней.
V. Упражнение «Раскопки».
Психолог. Ребята, в нашу страну проникла Злая колдунья. И она заколдавала всех животных этой страны, засыпала песком. И они просят у вас помощи. Как вы думаете, мы сможем им помочь? (Дети при пощи больших кисточек раскапывают животных)
- Упражнение «Оживи животное».
Психолог. Теперь у вас, у каждого есть по фигурке животного, спрячте его в свои ладони. И не показывайте ни кому. А я предлагаю изобразить этих животных, которые вам попались, а мы попробуем отгадать. Подвигаться, изобразить звуки, которое оно издает. (Дети по очереди изображают животных, остальные отгадывают)
- Упражнение «Домики для животных».
Психолог. Ребята, посмотрите, наши животные почему-то грустят. Как вы думаете почему у они грустят? (Ответы детей. Нет домика)Давайте построим при пощи песка домики нашим животным. Из какого песка легче строить: из сухого или мокрого? (мокрого). Тогда давайте его смочим и приступим к строительству.
- Упражнение «Рисуем эмоции».
Психолог. Теперь наши животные стали веселыми, потому что никакой снег, дождь, ветер им не повредит, ведь у них есть такие замечательные домики. Нажи животные радуются! Давайте мы вместе с вами пройдем к песочным столикам и нарисуем эмоцию «радость». Как мы будем рисовать? (ответы детей). Можно украсить ваш рисунок камнями, пуговицами и т. д. (включается веселая музыка).
- Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Психолог. Нам пора возращаться. В этом нам поможет Волшебный цветок. Сейчас мы можем тихонько к нему подойти, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и с чистым сердцем попросить цветок вернуть нас в детский сад.
Дети закрывают глаза и протягивают руки над цветком.
Психолог. Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу, которой мы можем пользоваться для решения самых разных задач в детском саду и дома. А теперь откройте глаза. Мы с вами находимся в детском саду.
- Рефлексия.
Психолог. Вот и закончилось наше путешествие.
- Что вам больше всего понравилось?
- Со всеми испытаниями справились?
- Какие упражнения было трудно выполнять, какие легко?
XI.Прощание.
Встанем в круг и сделаем пирамидку из наших ладоней, улыбнемся и скажем: «Всем, всем, до свидания!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Мурашова Е.В. «Дети — тюфяки и дети — катастрофы». М.,2017
- Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». В., 2016
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.» М., 2017
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. И поэтому ее применение актуально в организации развивающей и обучающей работе педагога в условиях реализации требований ФГОС ДО. Взаимодействие с детьми предусматривает использование различных форм и методов песочной терапии в комплексе с сенсорными, коммуникативными, двигательными, познавательными и игровыми видами деятельности. В содержание каждого занятия включены наглядно-дидактические средства и современные приемы социально-личностного формирования дошкольников, различные творческие задания, которые вызывают интерес у детей 3-7 лет и способствуют формированию речи, произвольного внимания, памяти. Используются игровые образы, различные приспособления для рисования песком. Включены игры и упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессивности, совершенствованию коммуникативных, игровых навыков, развитию познавательных процессов.
Условия работы с детьми Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей). Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера.
Виды игр с песком Игры на развитие тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук: «Мина», «Сапер», «Что спрятано в песке», «Чьи следы», «Оползень», « Секретики и др.» , «Рисование цветным песком» Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию речевых нарушений: Путешествия к звукам, Угадай звук и др » Игры для подготовки к школьному обучению «Письмена на песке», «Песочная грамматика», «Формы», «Песочная школа», « В поисках клада и др.» Игры– релаксации, снятия психоэмоционального напряжения: «Песочный дождь», «Ковер самолет», «Волшебный клубочек», Кричу- шепчу – молчу», Моделирование игр – сказок на песке Методы и приёмы: Обучающие игры Дискуссии Беседы Игры – коммуникации Экологические и исторические игры Проективные игры Познавательные игры Рисование цветным песком Просыпание цветной морской солью Элементы сказкотерапии Музыкальное сопровождение
Набор игрового оборудования Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): Л опатки, широкие кисточки, сита, воронки Человеческие персонажи Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.) Транспорт (наземный, водный, космический, и др.) Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.) Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.) Сказочные герои (злые и добрые) Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки) Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др . Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр .). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Эффект песочной терапии: позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; положительная динамика в развитии: образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсомоторного восприятия; развитие внимания и памяти. естественное поведение детей без запретов и ограничений в деятельности. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыков общения и эмпатии).
Правила игры с песком для малышей Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Знакомство с Песочным человечком В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Песочный Человек, приди! Игрушки помощники Ритуал «входа» В Песочную страну В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным А еще желательно Делать все внимательно!
Песочные шарики Песочный дождь Раскопки
Волшебные шарики Украшение геометрической фигуры шариками определенного цвета «Веселые вагончики» Игры на умение различать предметы по цветам; знакомство с геометрическими фигурами
Декорации для сказочных приключений «Принцесса и Дракон» «В гостях у Песочной феи » В ладоши мы хлопнем Песочная фея нам помоги, Раз, два и три, В страну волшебную перенеси, Сердце свое для добра распахни
Создание песочных картин
Ветер в Песочной стране Ковер Самолет
Фото с цветком Ритуал « Выхода» из Песочной страны В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!
Список использованной литературы Федосеева М.А., «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии», изд. Учитель, Волгоград, 2016 Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия ». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с. Грабенко Т. М., Зинкевич -Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005 Зинкевич -Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006 – 208 Зинкевич -Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с . Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...
«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)
Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...
Игры с песком и на песке
Картотека игр с песком....
Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие
Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...
Картотека "Игры с песком и на песке"
Игры для детей дошкольного возраста...