Картотека "Игры с песком и на песке"
картотека (средняя группа)
Игры для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_peskom_i_na_peske.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком и на песке | ЗАНЯТИЕ 1 Цель:
Дидактический материал: песочница, фигурки. Описание задания: Психолог: Здравствуйте. Давайте сделаем отпечатки наших рук на песке. Что вы чувствуете? Какой песок? (холодный, прохладный). Переверните ладошки! А теперь что вы чувствуете? (песок, кажется ещё холоднее). Давайте, подвигаем руками вперед, назад. На песке остались следы, по ладошкам скользят песчинки. А что чувствуешь ты? Поскользим ладошками по песку – как …? (… машинки, змейки, санки). Зигзагообразно, по кругу. Пройдемся по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя руками одновременно. - А теперь превратимся в зайчиков; как они любят бегать по песку! Попробуем! Сложим два пальчика вместе, пошли. А чьими могут быть эти следы? (собака, волк, кошка, лев). А три пальчика вместе! Кто здесь гулял? (медведь, кабан, слон). Игра «Откопай разгадку» Разгадка закопана в песок. Квохчет, кудахчет, детей созывает, Всех под крылья свои собирает. /курица/ Маленький, серый пушистый комок, В лесу под деревьями скачет: прыг-скок. /заяц/ Голодная мычит, Сытая – жует, Всем ребяткам Молоко дает. /корова/ Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. /сова/ Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. /лягушка/ Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В лесу на старом дубе орешки я грызу. /белка/ - Назовите, кого вы отгадали. (заяц, корова, курица, сова, лягушка, белка). А теперь мы можем поиграть с этими игрушками. Сочинить сказку и рассказать ее. | ЗАНЯТИЕ 2. Цель:
Дидактический материал: песочница, фигурки. Описание задания: Здравствуйте. Давайте нарисуем на песке прямые линии – это дороги. А мы будем шагать по дорожкам. Сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе. Сделаем песок ровным и будем рисовать геометрические фигуры пальчиком. А теперь будем рисовать песком. Набрали песок в кулачок и рисуем круг, медленно высыпая песок из кулачка. (Возможно, сначала просто поучимся медленно высыпать песок из кулачка). Мы очень старались, у нас уже многое получается. Нарисуйте на песке свое настроение. Игра «Секретик». Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать, что спрятано, не раскрывая кулачок. Игра «Угадай что спрятано».
|
ЗАНЯТИЕ 3 Цель:
Дидактический материал: песочница, фигурки, 30 счетных палочек (10 красных, 10 синих, 10 зеленых). Описание задания: Здравствуйте, рада вас видеть. Давайте спрячем наши руки в песок. Что вы чувствуете? (прохладу). Пошевелим руками, посмотрите, как двигаются песчинки, медленно вынимаем руки. Если песок остался на ладошках, можно сдуть его. «Поиграем» пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. А теперь тоже самое на поверхности стола. Поставим ладошки ребром и поскользим по поверхности песка, как будто на лыжах едем. Выровняем песок и представим, что здесь ходил слон. Как он это делал? Верно, сжали руки в кулачки и оставили отпечатки на песке. На столе вперемежку лежат счетные палочки. Взрослый просит выбрать синий палочки и построить заборчик синего цвета, затем красный и зеленый. Потом построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Молодцы, получилось! А что могло быть за этим забором? (дача, лес, животные и другие сюжеты). Давайте придумаем сказку про «Волшебный забор». | ЗАНЯТИЕ 4 Цель:
Дидактический материал: картинка – сорока или игрушка, муляжи овощей и фруктов, игрушечные деревца, пластмассовые ложечки, песочницы. Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть! А сейчас покажите мне свою правую руку – спрячте её в песок, а теперь – левую руку – спрячте её тоже. Наберите песок в кулачки, поднимите их повыше и медленно сыпьте песок, как «дождик». У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорока-ворона»? (показываю картинку) Сорока-ворона кашу варила Сорока-ворона деток кормила Этому дала, и этому дала. И самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила! Дети проговаривают слова потешки и имитируют действия. По взмаху волшебной палочки песочницы превращаются в сад и огород. Давайте посадим сад – дети выставляют игрушечные деревца и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. «Поднялся наш огород. Все под солнышком растет. В огороде много гряд – Тут и репа и салат. Тут и свекла и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год»
Игра «Узнай по описанию» Сначала взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, дети должны догадаться, о чем идет речь. А затем ведущим становится кто-либо из детей. | ЗАНЯТИЕ 5 Цель:
Дидактический материал: фигурки диких животных, игрушечные деревья, домик. Описание задания: Здравствуйте! Сегодня мы будем с вами строить в песочнице сказочный лес и заселять его дикими животными. (Дети должны выбрать из множества фигурок только диких животных). А теперь давайте назовем и запомним всех животных в лесу. Игра «Кого не стало» Дети закрывают глаза, одно животное убирается; Затем его нужно назвать. Кто угадал, тот становится водящим. Сочиняем сказочную историю. Игра «Охотники». Это - дом, а это - лес. А мы с вами превращаемся в охотников. Вот за этой чертой густой лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за … » Здесь он делает шаг по песку средним и указательным пальчиками вперед и говорит: «зайцем» и делает второй шаг: «медведем» и т.д. Победитель тот, кто дошел до леса. |
ЗАНЯТИЕ 6 Цель: развивать образное мышление, воображение, речь. Дидактический материал: Песочницы, фигурки людей и животных, картинки-вывески: шкаф, хлеб, молоко, лекарства, книги, конфеты, молоток. Описание задания: Доброе утро! А сейчас приготовьте свои ручки для работы. Я буду читать потешку «Андрей-воробей», а вы попробуете выполнить движения пальчиками на песке. Повторить 2-3 раза. - Где делают покупки? Вы слыхали про покупки? Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои! Теперь я вам буду показывать картинки (картинка «шкаф») - Как может называться магазин, где продается этот предмет? (мебельный) Когда все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе. Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город, а по завершению рассказывают о том, что получилось. Как называется город? Можешь ли ты объяснить его названия? Кто в нем живет? | ЗАНЯТИЕ 7 Цель:
Дидактический материал: (различные по цвету и величине). Игрушки: змея, еж, камень, коряга. Игрушка принцесса и дракон. Описание задания: Здравствуйте! В одной сказочной стране жила прекрасная принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу дракону, живущему по соседству. Задумал он похитить принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. … Построим, ребята ковер-самолет. Нашу принцессу он точно спасет. Поверхность песочницы «украшается» различными геометрическими фигурами. Покажите самый маленький Покажите самый большой Назовите фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа. Каких цветов фигуры на ковре-самолете? Какая фигура лежит в центре? Назови, где находится красный маленький? ... Игра «змея» (Дети имитируют движение змеи указательным пальцем или ребром ладони) «По тропе змея ползла. Под корягу подползла. И на камень заползла. А потом с него сползла. От ежихи уползла. И подальше отползла. По болотцу проползла. И до норки доползла. Спряталась!» | ЗАНЯТИЕ 8 Цель:
Дидактический материал: игрушки, бумага, карандаш, кубики. Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть! У меня в руках кубик, и вы тоже возьмите по одному кубику. Приложим кубик к песку, что осталось на песке? (квадрат). Давайте будем двигать кубик, чтобы получились дорожки. А теперь возьмем бумагу и начертим схему. Что у нас будет на схеме? (дороги, деревья, дома, горы, озеро, лес). Все готово. Мы будем смотреть на схему и сроить картинку на песке. Игра «Секретик». Детей просят отвернуться и прячут секретики на различных участках, а на схеме ставят крестик. Ребенок должен отыскать секретик следуя карте-схеме. Усложнение: Ребенок сам прячет секретики и отмечает это на схеме, а ищет взрослый. Обыгрывание сюжета. У куста растет ромашка. Под кустом сидит букашка. Над кустом летает пташка. На кусте висит рубашка, Потому что за кустом …
|
ЗАНЯТИЕ 9 Цель: развивать восприятие, образное мышление, умение действовать в соответствии с планом-схемой Дидактический материал: кукла, кукольная мебель, план-схема, мишка, цифры. Описание задания: Добрый день! Сегодня я уже кое-что закопала в песок, но вы достанете предметы, когда разгадаете загадки. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, Под одной шляпой стоят. /Стол/ С ногами – без рук, С боками без – ребер, С сиденьем – без живота, Со спиной - без головы. /Кресло/ Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина /холодильник/ Я круглое и гладкое, но не румяное и сладкое, Глядят в меня, А видят себя. /Зеркало/ Я удобный, очень мягкий. Вам не трудно угадать, Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. /Диван/ В квартире нашей новый дом, Живет посуда в доме том, В нем место есть и для конфет, Он называется. /Буфет/ Да сегодня наша песочница превратилась в новую квартиру для куклы Маши. У Маши новая квартира Она и мебель уж купила – Кровать, шкаф, кресло, стул и стол. Занес в квартиру грузчик и ушел. А как же мебель расставлять? На помощь Мишку надо звать. Медведь откликнулся на зов. План начертил и был таков. Одна опять осталась Маша И загрустила кукла наша Поможем мебель ей расставить, По плану в комнату поставить» * Дети по схеме расставляют мебель. Начинают игру. | ЗАНЯТИЕ 10 Цель: упражнять в группировке диких зверей и домашних животных; развивать внимание, быстроту реакции Дидактический материал: фигурки животных, песочницы, кисточки. Описание задания: Здравствуйте! Игра «Клад» Взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек должны откопать «клад». Игра «Охотник и пастух». Кто такой пастух? Охотник? Песочницу делим пополам, справа – луг, где пасутся домашние животные, а слева – лес, там живут дикие звери! По сигналу «Ищите» двое детей отбирают фигурки и «поселяют» в лесу и на лугу. В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и домашних животных набрали дети. | ЗАНЯТИЕ 11 Цель: развивать внимание, наблюдательность, память. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов. Описание задания: Добрый день! Игра «Вершки и корешки». Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки – прячут руки в песок. Ну а если вершки – ставят кулачки на поверхность песка. (морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох) Дети, к нам в гости пришел петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка расскажи детям. Петрушка раскладывает игрушки в песочнице и задает вопросы: Где стоит матрешка? (в центре, посередине). А пирамидка? (слева) и т.д. Затем взрослый делает перестановки. Петрушка обращается к детям: Что изменилось здесь? Усложнение: увеличить количество игрушек |
ЗАНЯТИЕ 12 Цель: развивать тактильное восприятие; учить определять количество слов в словах. Дидактический материал: мелкие игрушки, картинки цветов, цифры 2, 3, 4. Описание задания: Здравствуйте! Игра «Сколько у тебя в руках» Ребенку завязывают глаза, ладошки лежат на песке, в них кладут мелкие игрушки; в правую – одну, а в левую несколько. Сжав кулачки, ребенок вслух называет число, а затем проверяет правильность своего ответа. Сегодня мы превратим песочницу в цветочную клумбу. На клумбе садим мы цветы, Необычайной красоты. Мы три бороздки проведем. Названия цветов на слоги разобьем! 2 ______________ 2 слога – в верхнюю сажаем, 3 ______________ 3 слога – в центре оставляем. 4 ______________ 4 слога в третью грядку. Итак, начнем сажать друзья! 2. /Роза, тюльпан, астра, ирис, пион/ 3. /Ромашка, василек, гвоздика/ 4. /Колокольчик, незабудка, одуванчик/ Опиши цветок. Где его можно чаще встретить? Какие цветы больше всего нравятся тебе? Сочиним сказку о цветах. | ЗАНЯТИЕ 13 Цель: развивать воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие; умение строить в соответствии с планом-схемой. Дидактический материал: Блоки формы различного цвета, полоски, мелкие игрушки, конверт с письмом, домик, камни. Описание задания: Добрый день! - Дети, а к нам попало необычное письмо. Сейчас мы его прочтем. «В океане остров был чудесный, Никому доселе не известный. Дома, башни и дворцы. Возвели строители творцы. Но черные тучи вокруг набухали, Солнце закрыли, ветер позвали. Жители спрятаться все же успели … Огонь, ураган и дождь налетели. Разрушили все, только камни одни Вот что осталось от этой страны … » Как вы думаете, о чем мечтал человек, нарисовавший письмо? Что это был за человек? Ребята, а на обороте есть чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте произнесем волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и очутимся на сказочном острове, где попробуем построить сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека и поможем жителям этой страны. | ЗАНЯТИЕ 14 Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать мышление, моторику. Дидактический материал: Домик, машинки, распылитель, песочница, формочки, совочки, ведерко детское. Описание задания: Здравствуйте! В центре нашей песочницы я поставлю дом. Справа от дома вы выкопаете яму, а слева сделаете гору. Детям предлагается заучить стихотворный текст: «Ехали мы, ехали, до ямы доехали, Яму объехали, дальше поехали. Ехали мы, ехали, до горки доехали, Въехали, съехали, дальше поехали. Ехали мы, ехали, до дома доехали, Во двор въехали, вот и приехали» (Имитация движения указательным пальцем) или маленькие машинки.
Коллективная игра «Большой кулич» Дети вместе с взрослыми наполняют ведро песком. Делают кулич и украшают его. |
ЗАНЯТИЕ 15 Цель: развивать координацию движений, развивать мышление, фонематический слух. Учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный. Дидактический материал: ведерки по 2 на каждого, 2 чашки, по 1 большой и маленькой ложке, игрушки. Описание задания: Здравствуйте, я рада вас видеть. В одно ведро насыпьте много песка, а в другое мало. При насыпании песка в ведерки обратить внимание детей на то, когда ведро у них пустое, а когда полное. Задание. Одновременно двумя руками наполнять ведро. Упражнение «Чашки». Мы будем измерять, сколько больших и маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем. Рассуждаем почему. Игра-сказка на влажном песке «Мышка и Мишка». Выкопаем в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка: «Жили, были Мышка и Мишка. А звали их так …» За лужайкой для игр оказалась пещера волшебных превращений. Чтобы попасть туда, нужно выполнить три задания. Помоги Мышке! 1. Убери 1звук в слове «шарф», чтобы получилось новое слово (шар). 2. Добавь 1 звук к слову «лень», чтобы получилось новое слово (олень). 3. Замени 1 звук в слове «лак», чтобы получилось новое слово. Мышка в пещере! Посмотри, в кого она превратилась! Сколько звуков нужно заменить в слове «мишка», чтобы мышка снова стала мышкой! | ЗАНЯТИЕ 16 Цель: развивать фонематическое восприятие, внимание к звуковой стороне слова. Определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук Дидактический материал: игрушечные фигурки, буквы. Описание задания: Добрый день! Будем играть пальчиками и ладошками (следы на песке) «Маленькие ножки бежали по дорожке. Большие ноги шли по дороге» (Взрослый рассказывает сказку, по ходу дети выполняют необходимые манипуляции с песком.) Сказка «Волшебный замок». «На высокой горе стоял замок. Жила в этом замке волшебная Фея с красивыми и умными сыном и дочерью. Сына звали так, что в его имени звук «С», как его могли звать? А дочку звали, так что в ее имени был звук «Ш», как ее могли звать? Не далеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. У него был сын в его имени не было ни звука «С» ни звука «Ш», как его могли звать? В саду доброй Феи во все времена года, росли красивые цветы, гуляли звери и пели птицы. В названии одних животных был звук «С» (собака, сова, лиса, аист). В названии других был звук «З» (коза, заяц, зебра). В саду злого волшебника Орбода росла только крапива, а дом его охраняли лишь те животные, в названии которых не было ни звука «С» ни звука «З», какие это были животные? (тигр, лев, леопард, шакал). Еще в саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «С» другое со звука «Щ». Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми. А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками «С» и «Щ». Кто подберет их, тот попадает в волшебный замок. | ЗАНЯТИЕ 17 Цель: развивать мелкую моторику и кисти рук, глазомер Дидактический материал: разноцветные веревочки, тонкие палочки, песок влажный, формочки. Описание задания: Добрый день! Дотронемся до песка; Что вы почувствовали? Да, он влажный. Сделаем отпечатки наших рук (можно и ног). Слегка утрамбует песок, выровняем его и сделаем отпечатки формочек и других разных предметов по 1. Затем формочки необходимо разложить на песке в соответствии с «тенью». А теперь возьмите палочки и начнем рисовать. Затем контур рисунка дублируется разноцветными веревочками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"
Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...
Интегрированная НОД по экспериментированию с песком и рисованию песком в средней группе
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Отгадай по описанию» Мы уже с вами ее играли. Я буду описывать то, что у меня здесь спрятано, ...
«Творчество на песке и с песком» Картотека игр - экспериментирование с песком (3-4 лет)
Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви...
«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)
Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...
Конспект занятия "Рисование песком и на песке"
Программное содержание:Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.Обогащать тактильный опыт детей.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа:Наблюдение.Беседа.Рассматрив...
Игры с песком и на песке
Картотека игр с песком....
Консультация для родителей «Рисуем песком и на песке»
В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев»....