ТРИЗ
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ (старший дошкольный возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_triz.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида «Чечек» с.кызыл-Мажалык
Конспект занятия
по составлению творческого рассказа
по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
(старший дошкольный возраст)
Составила: Сарыглар Оюмаа Семеновна
Кызыл-Мажалык
2018
Цель: подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине.
Задачи: учить подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;
- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;
- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;
- упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима»;
активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;
- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Словарная работа: снеговик, сосулька, капель, ель, верба, проталины, подзорная труба, объект, глазок, правило, эмблема, тает, цветёт,
Методические приёмы: Игровая мотивация «Волшебная картина»;
Игра «Подзорная труба»;
Игра «Фотографирование;
Игра «Вхождение в картину»;
ФИЗМИНУТКА;
Игра «Живые картинки»;
Игра «Превращение в объект на картине».
Ход занятия:
- Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим, ни одной мелочи детям.
- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба».
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
(навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, снеговик, дом, солнце, земля, небо, ёлки-3, лес, снег и т.д.)
Игра «Фотографирование».
- Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
- Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)
– Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты», а поможет нам это запомнить эмблема (выставляю эмблему 1).
- Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов (девочка-снеговик, потому что она его слепила; солнце – снеговик, потому что оно пригревает снеговика, он тает; солнце превращает снег в сосульки; солнце пригревает крышу; солнце греет ёлки; верба зацветает от солнечного тепла; девочка живёт в доме):
-Молодцы! Все справились с заданием.
-А, что мы сейчас делали?( ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты на картине, связаны между собой. А вот эмблема(2) этой игры и её правило: «Один предмет связан с другим, потому что…).
Игра «Вхождение в картину»
-Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.
-Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как ласково светит зимнее солнышко.
ФИЗМИНУТКА "Слепи снежок"
1,2,3,4
Мы с тобой снежок слепили - («лепить», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (гладить одной ладошкой другую)
И совсем-совсем несладкий. (грозить пальцем)
Раз — подбросим, (подбросить воображаемый снежок вверх)
Два — поймаем, (присесть, поймать воображаемый снежок)
Три — уроним (встать, роняя воображаемый снежок)
И… сломаем. (топать)
-Молодцы, как хорошо погрелись под лучами весеннего солнца, почувствовали его тепло.
-Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звуки капели, как с крыши падают сосульки, птички щебечут в лесу, ручеёк журчит, девочка вздыхает ей жалко снеговика).
-Какие запахи ощущаете? (пахнет ёлочкой, чувствую запах вербы ….).
-Молодцы, вот, сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.
-А, вот эмблемы этой игры и правило: «Я слышу как…», «Здесь пахнет…» (показ эмблемы(4.1, 4.2) и называние правила)
Игра «Живые картинки»
-Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине ( каждый ребёнок по схеме определяет кто он и где ему встать).
-Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».
-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.
-А вот, и эмблема(6) этой игры и правило: «У каждого объекта есть своё место на картине».
Игра «Превращение в объект на картине»
-Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине? (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
-Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня…..», а вот и эмблема игры.
«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».
-Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина. А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.
МАСТЕР – КЛАСС на тему:
«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».
Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.
- Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.
- Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления.
- Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках технологии ТРИЗ.
Проблема:
Как, каким образом повысить уровень коммуникативного развития воспитанников группы?
Ход мастер – класса:
1 часть. Презентация педагогического опыта.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».
Актуальность
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.
Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж. Гилфорда, В. Лоунфельда, А.Осборна, К.Тейлора, П.Торренса и др.
В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм воспитания.
В основе моего опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер).
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.
В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире».
2 часть. Методы и приемы работы с детьми.
Развитие творческих речевых способностей детей моей группы осуществляю в процессе коммуникативной, игровой, театрализованной, познавательной деятельности и других видов деятельности. Совместно с детьми сочиняем рассказы, сказки, небылицы, загадки. Заучивая или читая детям стихотворения, провожу с детьми их анализ, включаю в педагогический процесс игры по составлению рифмы.
При проведении НОД по образовательной области «коммуникация » включаю в работу с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.
Особое место в образовательной деятельности отвожу работе с картиной.
Основополагающим моментом в технологии ТРИЗ, по развитию связной речи дошкольников, является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления, посредством системы игровых упражнений. Мной были изучены, отобраны и систематизированы игры и творческие задания, способствующие развитию выразительности речи, мышления и творческого воображения воспитанников, обогащению их словарного запаса.
Использование технологии ТРИЗ способствовало повышению показателей развития творческого воображения, оригинальности, гибкости, беглости мышления, речевых способностей воспитанников моей группы. На начальном этапе (2010-2011г.): высокий уровень развития творческих способностей наблюдался у 6 детей-35%, средний уровень – 11детей (65%). На завершающем этапе (2011-2012г.) у 58,8% детей на высоком уровне сформированы творческое воображение и мышление, речь дошкольников. В 2011-2012 учебном году мной были выпущены дети в школу: из 19 воспитанников-у17 отсутствовали в поведении стеснительность, закомплексованность, они легко включались в учебную ситуацию. У выпускников моей группы были сформированы навыки рассказывания с элементами творчества, умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Дошкольники научились вести диалог с воспитателем и сверстниками, использовать в речи разные типы предложений, выразительные средства языка: понимать и подбирать сравнения, образные слова и выражения, глаголы, прилагательные, наречия.
Сегодня я хочу познакомить Вас с методами и приемами работы с детьми с использованием картины, которые будут интересны вам и вашим воспитанникам. Они помогут развивать речь ребенка, мышление и творческое воображение, обогащать его словарный запас.
ВИДЫ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ. (Методы и приемы работы по картине)
Составление рассказа фантастического
содержания
Составление рассказов от лица разных объектов
«Эмпатия»
Составление сказок нравственно-этического характера
Составление рифмованных текстов по картине
Составление загадок по картине
Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств
Прием «Пришел в гости Волшебник»
Увеличения-Уменьшения;
Деления-Объединения;
Выбрать объект (героя) на картине.
Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
Обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства.
Д\игра "Складушки-ладушки"
(подбор существительных, прилагательных, глаголов, рифмующихся между собой)
Выбрать объект, перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфическхарактеристики, части и т.д.).
Прием «Вхождение в картину»
Оживления-Окаменения;
«Могу Все- Могу Только»;
Волшебник
«Наоборот»;
Волшебник «Времени»
Вхождение в образ героя.
Приемы моделирования (схематическое обозначение героев сказки и буквенное обозначение черт характера).
Сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
Составление двухстрочных рифмующихся фраз.
выбрать наиболее удачный вариант сравнения.
«В гости приходят Волшебники»: "Я слушаю",
«Я чувствую запах»,
«Я трогаю руками»,
«Я чувствую вкус»
Я ощущаю лицом и руками
Инсценирование с детьми придуманных рассказов. Оформление книжки-малышки с их текстами.
Описание восприятия изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.
Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не".
Речевая зарисовка ощущений.
Описание отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике
Предложить передать диалоги персонажей картины (мини-театр).
Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
Составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине происходит в несколько этапов. Работа по картине с использованием предложенной технологии может проводиться в течение нескольких НОД, так же по усмотрению педагога могут использоваться не все этапы, а выборочно несколько этапов.
На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий, помогающий ребенку в составлении рассказа.
3 часть. Практическая деятельность.
Педагогам предлагается картина «Богатыри» В.М.Васнецов
1 этап "Определение состава картины"
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.
Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "Подзорная труба".
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.
Окончательным итогом данной игры является рефлексия: осознание слушателями производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".
2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для того, что бы обучить слушателей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются творческие задания:
- пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта
(сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит
объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют
объекты на картине.
- «Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
- Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".
Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".
Ведущий: Предлагаю сыграть сказку «Теремок» в измененном виде.
Игра "Теремок" (Слушатели стоят в кругу)
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов. На каждого ребенка - один рисунок. В дальнейшем могут быть объекты картины.
Ход игры:
1-й вариант: каждый слушатель получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий хозяин теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок условный) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. (2 вариант – что у нас общего, чем можешь быть полезен)
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры.
3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"
Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать
определенные органы чувств;
- учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Для описания объектов, изображенных на картине с помощью органов чувств, использую прием "вхождения в картину". Даются творческие задания:
- Пришел волшебник "Я слушаю" («Я чувствую запах», «Я трогаю
руками», «Я чувствую вкус»).
* Назови объекты, которые могут издавать звук.
* Я ощущаю лицом и руками…
Слушателям предлагается описать возможные ощущения, прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой, эмоционально проживать ситуацию, самим придумывать продолжение истории с объектами, изображенными на картине.
4 этап "Составление рассказов-фантазий"
Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов
фантазирования;
- учить составлять рассказы фантастического содержания.
Для обучения составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник".
- Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
- Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается).
- Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
- Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
- Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное)
- Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).
5 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"
Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;
- учить выводить мораль из составленного текста сказки.
Слушателям предлагается рассмотреть картину, затем предлагаются задания:
а) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.
б) Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.
в) Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).
г) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.
д) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя.
ж) Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.
з) Придумывание названия сказки.
4 часть. Задание слушателям.
Уважаемые коллеги, вы познакомились с некоторыми видами составления рассказов по картине. Приглашаю вас поиграть в игру «Собери картину» и разделиться на подгруппы. Предлагаю каждой подгруппе составить один из видов рассказов, наиболее понравившийся вам.
5 часть. РЕФЛЕКСИЯ
Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей. Слушание придуманных творческих рассказов
- Понравился ли вам мастер-класс?
- Услышали ли вы что-то новое и интересное для себя?
- Легко ли вам было выполнять задание?
- Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
6 часть. Заключение. Фотография на память, или «Ожившая картина»
Вид рассказа "Описание местонахождения объектов на картине"
Цели:
- учить детей пространственной ориентировке на картине;
- активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
- учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
- формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
- Самоанализ мастер- класса.
Комментарии по ходу мастер- класса.
В результате использования представленной технологии при работе по картине у детей развивается:
- Навыки рассказывания с элементами творчества.
- Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
- Умение преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания.
- Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
- умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
- Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины.
- Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
- повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.
У выпускников моей группы хорошие показатели по уровню развития воображения и речевому развитию. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в НОД, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому адаптивное использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.
Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства педагогов, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....