Совместные занятия с педагогом-психологом
план-конспект занятия
Преодоление водобоязни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnye_zanyatiya_s_pedagogom-psihologom.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ 1
Цель: установление контакта между психологом и ребенком, выявление степени готовности к взаимодействию в игре, снижение эмоционального напряжения; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.
Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, кассета Д. Сан «Спокойствие», фартуки.
Процедура проведения
- Приветствие (может быть изменено).
- Установление правил работы с водой:
- каждый имеет право отказаться что-либо делать;
- каждый имеет право быть выслушанным;
- каждый имеет право высказать свое мнение;
- стараться работать аккуратно, нельзя брызгаться водой;
- при работе использовать только игрушки для воды;
- каждый имеет право во время игры выйти и вернуться;
- Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинетической чувствительностью
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.
Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.
Инструкция:
Вот вода, а вот песок.
Ну, давай скорей, дружок,
Будем вместе мы играть
И друг другу помогать.
Упражнения, выполняемые на поверхности воды
«Касания ладошками воды»
Инструкция: положи ладошки на поверхность воды (можно закрыть глаза), постарайся отследить свои чувства. Переверни ладошки другой стороной, подумай, что изменилось в твоих ощущениях.
«Поглаживание поверхности воды»
Инструкция: погладь поверхность воды ладошками.
«Рассекание воды ладошками»
Инструкция: сложи пальчики вместе, ладошки напряги, рассекай воду ладошками вот так (психолог показывает).
«Переливание воды из ладошки в ладошку»
Инструкция: возьми воду одной ладошкой, а затем перелей в другую ладошку.
«Пригоршня»
Инструкция: возьми пригоршню воды, «отдай» психологу, возьми обратно.
Анализ упражнений:
- Какая вода?
- Что ты чувствовал при работе с водой?
- Тебе было приятно или нет?
- Какое упражнение понравилось больше?
- Упражнение «Поймай игрушку»
Цель: развивать быстроту реакции, способствовать снижению эмоционального напряжения.
Инструкция: под водой находится игрушка (привязана на ниточке или можно использовать заводную игрушку), она будет двигаться в воде. Твоя задача: ее поймать (возможен вариант с закрытыми глазами).
Анализ упражнения:
- Трудно ли тебе было выполнять задание?
- Что ты чувствовал?
- Какое у тебя настроение?
- Игра «Угадай, что это»
Цель: развивать тактильную чувствительность, взаимодействие в игре.
Инструкция: на дне бассейна лежат игрушки, рассмотри их внимательно. С закрытыми глазами достань игрушку и на ощупь угадай, назови ее.
Анализ упражнения:
- Получилось ли у тебя угадать игрушку?
- Какие чувства ты испытывал, если допускал ошибку?
- Трудно ли тебе было выполнять задание?
- Хотелось ли тебе попросить помощи?
- Расслабляющие упражнения
Оборудование: кассета «Эффект Рейки» (Эолия и Майк Роуланд или другая релаксирующая музыка.
Инструкция: послушай музыку, движения руками можно делать под музыку как на поверхности воды, так и погрузив их в воду. Прислушивайся к тому, что ты чувствуешь.
Анализ упражнения:
- Расскажи о своих чувствах
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Итог занятия.
- Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 2
Цель: снижение эмоционального напряжения; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.
Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, «Эффект Рейки», фартуки.
Процедура проведения
- Приветствие.
- Повторение правил работы с водой (каждый имеет право отказаться что-либо делать; каждый имеет право быть выслушанным)
- Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.
Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.
Инструкция:
Вот вода, а вот песок.
Ну, давай скорей, дружок,
Будем вместе мы играть
И друг другу помогать.
Упражнения, выполняемые на поверхности воды
Касания ладошками воды
Инструкция: положи ладошки на поверхность воды (можно закрыть глаза), постарайся отследить свои чувства. Переверни ладошки другой стороной, подумай, что изменилось в твоих ощущениях.
Поглаживание поверхности воды
Инструкция: погладь поверхность воды ладошками.
Рассекание воды ладошками
Инструкция: сложи пальчики вместе, ладошки напряги, рассекай воду ладошками вот так (психолог показывает).
Переливание воды из ладошки в ладошку
Инструкция: возьми воду одной ладошкой, а затем перелей в другую ладошку.
«Пригоршня»
Инструкция: возьми пригоршню воды, «отдай» психологу, возьми обратно.
Анализ упражнений:
- Какая вода?
- Что ты чувствовал при работе с водой?
- Тебе было приятно или нет?
- Какое упражнение понравилось больше?
- Игра «Морской бой»
Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения, повышению интереса к игровой ситуации.
Инструкция: с помощью плавающих игрушек (водных средств, передвижения) проиграй ситуацию морского боя.
Анализ упражнения:
- Какие чувства ты испытывал во время игры?
- Расскажи, кто победил?
- Игра «Что изменилось»
Цель: способствовать развитию внимания, умения переживать неудачу в игре.
Инструкция: на дне под водой лежат игрушки, запомни их расположение. После того, как ты отвернешься, я что-то изменю. Ты должен угадать, что изменилось.
Анализ упражнения:
- Удалось ли тебе работать без ошибок?
- Какие чувства ты испытывал, когда у тебя что-то не получалось?
- Какие чувства ты испытывал, когда работал без ошибок?
- Расслабляющие упражнения.
- Итог занятия.
- Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 3
Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности.
Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, кассета «Глубокие воды», фартуки.
Процедура проведения
- Приветствие.
- Повторение правил работы с водой
- Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.
Задача: учить взаимодействию, умению говорить о своих чувствах, напряжению и расслаблению.
Упражнения, выполняемые на поверхности воды
Касания ладошками воды
Инструкция: положи ладошки на поверхность воды (можно закрыть глаза), постарайся отследить свои чувства. Переверни ладошки стороной, подумай, что изменилось в твоих ощущениях.
Поглаживание поверхности воды
Инструкция: погладь поверхность воды ладошками.
Рассекание воды ладошками
Инструкция: сложи пальчики вместе, ладошки напряги, рассекай воду ладошками вот так (психолог показывает).
«Между пальцев»
Инструкция: разомкни пальчики, напряги ладошки. Пропускай воду между пальчиками, расслабь ладошки. Чередуй напряжение и расслабление ладошек.
Битье ладошками по поверхности воды
Инструкция: похлопай ладошками по поверхности воды.
Анализ упражнений:
- Какая вода?
- Что ты чувствовал при работе с водой?
- Тебе было приятно или нет?
- Какое упражнение понравилось больше?
- Игра «Кто где живет?»
Цель: расширение кругозора.
Инструкция: найди игрушки-зверюшки, те, которые живут в песке, и те, которые живут в воде. Положи в то место, где они живут
Анализ упражнений:
- Кто где живет?
- Что ты о них знаешь?
- Какого зверька ты взял бы себе в друзья? Почему?
- Игра «Построение подводного царства»
Цель: развитие творчества, оценка креативности.
Инструкция: построй подводное царство. Придумай рассказ или сказку.
Анализ игры:
- Расскажи, что это?
- Кто живет в подводном царстве?
- Как ты к ним относишься?
- Расслабляющие упражнения (кассета «Глубокие воды» – очаровательная и грациозная музыка).
- Итог занятия.
- Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 4
Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности.
Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, кассета «Глубокие воды», фартуки, три стаканчика, блестки, глина.
Процедура проведения
- Приветствие.
- Повторение правил работы с водой.
- Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью (Занятие 3).
- Опыты «Тяжелый – легкий»
Цель: способствовать развитию любознательности, исследовательских навыков.
Инструкция: перед тобой разные предметы, попробуй, опустив их в воду, посмотреть, что произойдет.
Анализ:
- Как ты думаешь, почему одни предметы тонут, а другие нет?
- Можно ли, взяв предмет в руки, определить, утонет он или нет?
- Где люди используют эти качества предметов?
- Игра «Утонет – не утонет».
Инструкция: взяв в руки предмет, попробуй определить, утонет он или нет. Проверь, опустив его в воду.
Анализ:
- Что ты узнал сегодня нового?
- Интересно тебе было заниматься опытами?
- Расслабляющие упражнения.
- Игра «Настроение, похожее на салют»
Цель: учить различать хорошие и плохие мысли, развивать умение управлять своим настроением.
Инструкция. На столе находятся три стакана с водой. Психолог обращается к ребенку: «Когда ты чувствуешь себя хорошо, у тебя все получается, ты всем доволен и всех любишь. В это время твое настроение похоже на чистую воду. Твои мысли ясные и чистые (показывает первый стакан с чистой водой).
Когда тебе в голову приходят отличные идеи, то мысли становятся похожими на салют: они блестят и переливаются, как вода в другом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).
Но бывает, что твои мысли грустны и неприятны, или тебе плохо или обидно, тогда твои мысли похожи на грязную, мутную воду (бросает в третий стакан кусочек глины)».
Анализ:
- Было ли у тебя такое состояние? Когда?
- Что ты чувствовал при этом?
- Как выходил из таких состояний?
- Нужно ли ждать, когда плохое настроение пройдет?
- Что нужно сделать, чтобы оно прошло?
«Секрет-правило», помогающее исправить плохое настроение: подумай о хорошем, и будет хорошо!
Перечисли мысли, создающие плохое и хорошее настроение.
- Можно ли грустить, когда улыбаешься?
Вывод: ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отношение к ней.
- Итог занятия.
- Ритуал прощания.
ЗАНЯТИЕ 5
Цель: проработка психоэмоциональных проблем: агрессии, страхов, замкнутости; выработка навыков гигиены.
Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, кассета «Глубокие воды», фартуки, два ведерка, разные сосуды.
Процедура проведения
- Приветствие.
- Повторение правил работы с водой.
- Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью (см. занятие 2).
- Игра «Кто быстрей»
Цель: учить взаимодействию.
Инструкция: У каждого свое ведерко, заполнить его пригоршнями воды. Кто быстрее?
Анализ:
- Хотелось ли тебе победить?
- Какие чувства ты испытывал?
- Рад ли ты за выигрыш другого?
- Опыты с водой
Цель: способствовать развитию наблюдательности.
Инструкция: вода, как и любые другие предметы, имеет определенные свойства. Сегодня мы будем исследовать с тобой эти свойства. Потрогай воду руками (дается вода разной температуры: холодная, комнатной температуры и теплая).
- Набери воду в стакан, посмотри какого она цвета.
- Понюхай воду.
- Возьми два сосуда, налей в них воду. Как ты думаешь, в какой из них больше (меньше) поместилось воды?
- Налей воду в эти сосуды (берутся сосуды различной формы).
Анализ:
- Какая вода была на ощупь, по температуре?
- Что ты можешь сказать о цвете воды? Имеет ли вода запах?
- Как изменялась форма воды?
- Расслабляющие упражнения (Занятие 3).
- Игра «Купание кукол»
Цель: проигрывание различных ролей, выработка правильных гигиенических навыков, развитие навыков самообслуживания.
Инструкция: сегодня мы с тобой будем купать кукол. Для того чтобы искупать куклу, что нужно сделать? (Раздевание и одевание.)
Анализ:
Какие части тела ты знаешь?
Какие части тела называют интимными? Почему?
Какие правила личной гигиены ты знаешь?
Что необходимо иметь, чтобы искупать куклу?
- Итог занятия.
- Ритуал прощания (хорошо использовать разные сувениры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект совместной организованной деятельности педагога-психолога с детьми «Королевство зеркал»
Конспект разработан с целью развития социальной компетентности и эмоционально-личностной сферы, а также формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста ...
конспект совместной организованной деятельности педагога-психолога с детьми «Королевство зеркал»
Конспект разработан с целью развития социальной компетентности и эмоционально-личностной сферы, а также формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраст...
«Совместная игровая деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка занятия...
Семинар – практикум для родителей «Без игр ребенку прожить никак нельзя» (совместно с воспитателем, педагогом-психологом)
Работа с родителями - один из важных разделов работы учителя-логопеда. Участие в семинаре-практикуме воспитателя, педагога-психолога позволяет разносторонне осветить тему. Родители- первые воспитатели...
Конспект совместной деятельности воспитателя,педагога-психолога и логопеда "Волшебство зимы"
quot;Волшебство зимы"...
Сценарий совместного с родителями, педагогом-психологом, воспитателем и детьми новогоднего досуга "Елочка нарядная"
Создание праздничнего настроения, оформление новогоднего плаката для выставки детского творчества....
«Комфортная адаптация дошкольников как результат совместной работы воспитателя, педагога-психолога и родителей»
Адаптация ребенка — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей....