Совместные занятия с педагогом-психологом
план-конспект занятия

Зубкова Елена Львовна

Преодоление водобоязни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnye_zanyatiya_s_pedagogom-psihologom.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗАНЯТИЕ 1

Цель: установление контакта между психологом и ребенком, выявление степени готовности к взаимодействию в игре, снижение эмоционального напряжения; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.

Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, кассета Д. Сан «Спокойствие», фартуки.

Процедура проведения

  1. Приветствие (может быть изменено).

  1. Установление правил работы с водой:
  • каждый имеет право отказаться что-либо делать;
  • каждый имеет право быть выслушанным;
  • каждый имеет право высказать свое мнение;
  • стараться работать аккуратно, нельзя брызгаться водой;
  • при работе использовать только игрушки для воды;
  • каждый имеет право во время игры выйти и вернуться;

  1. Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинетической чувствительностью

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.

Инструкция:

Вот вода, а вот песок.

Ну, давай скорей, дружок,

Будем вместе мы играть

И друг другу помогать.

Упражнения, выполняемые на поверхности воды

«Касания ладошками воды»

Инструкция: положи ладошки на поверхность воды (можно закрыть глаза), постарайся отследить свои чувства. Переверни ладошки другой стороной, подумай, что изменилось в твоих ощущениях.

«Поглаживание поверхности воды»

Инструкция: погладь поверхность воды ладошками.

«Рассекание воды ладошками»

Инструкция: сложи пальчики вместе, ладошки напряги, рассекай воду ладошками вот так (психолог показывает).

«Переливание воды из ладошки в ладошку»

Инструкция: возьми воду одной ладошкой, а затем перелей в другую ладошку.

«Пригоршня»

Инструкция: возьми пригоршню воды, «отдай» психологу, возьми обратно.

Анализ упражнений:

  • Какая вода?
  • Что ты чувствовал при работе с водой?
  • Тебе было приятно или нет?
  • Какое упражнение понравилось больше?

  1. Упражнение «Поймай игрушку»

Цель: развивать быстроту реакции, способствовать снижению эмоционального напряжения.

Инструкция: под водой находится игрушка (привязана на ниточке или можно использовать заводную игрушку), она будет двигаться в воде. Твоя задача: ее поймать (возможен вариант с закрытыми глазами).

Анализ упражнения:

  • Трудно ли тебе было выполнять задание?
  • Что ты чувствовал?
  • Какое у тебя настроение?

  1. Игра «Угадай, что это»

Цель: развивать тактильную чувствительность, взаимодействие в игре.

Инструкция: на дне бассейна лежат игрушки, рассмотри их внимательно. С закрытыми глазами достань игрушку и на ощупь угадай, назови ее.

Анализ упражнения:

  • Получилось ли у тебя угадать игрушку?
  • Какие чувства ты испытывал, если допускал ошибку?
  • Трудно ли тебе было выполнять задание?
  • Хотелось ли тебе попросить помощи?

  1. Расслабляющие упражнения

Оборудование: кассета «Эффект Рейки» (Эолия и Майк Роуланд или другая релаксирующая музыка.

Инструкция: послушай музыку, движения руками можно делать под музыку как на поверхности воды, так и погрузив их в воду. Прислушивайся к тому, что ты чувствуешь.

Анализ упражнения:

  • Расскажи о своих чувствах
  • Какое у тебя сейчас настроение?

  1. Итог занятия.

  1. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: снижение эмоционального напряжения; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности, выработка правил работы.

Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, «Эффект Рейки», фартуки.

Процедура проведения

  1. Приветствие.

  1. Повторение правил работы с водой (каждый имеет право отказаться что-либо делать; каждый имеет право быть выслушанным)

  1. Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Задача: учить говорить о своих чувствах, учить взаимодействию.

Инструкция:

Вот вода, а вот песок.

Ну, давай скорей, дружок,

Будем вместе мы играть

И друг другу помогать.

Упражнения, выполняемые на поверхности воды

Касания ладошками воды

Инструкция: положи ладошки на поверхность воды (можно закрыть глаза), постарайся отследить свои чувства. Переверни ладошки другой стороной, подумай, что изменилось в твоих ощущениях.

Поглаживание поверхности воды

Инструкция: погладь поверхность воды ладошками.

Рассекание воды ладошками

Инструкция: сложи пальчики вместе, ладошки напряги, рассекай воду ладошками вот так (психолог показывает).

Переливание воды из ладошки в ладошку

Инструкция: возьми воду одной ладошкой, а затем перелей в другую ладошку.

«Пригоршня»

Инструкция: возьми пригоршню воды, «отдай» психологу, возьми обратно.

Анализ упражнений:

  • Какая вода?
  • Что ты чувствовал при работе с водой?
  • Тебе было приятно или нет?
  • Какое упражнение понравилось больше?

  1. Игра «Морской бой»

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения, повышению интереса к игровой ситуации.

Инструкция: с помощью плавающих игрушек (водных средств, передвижения) проиграй ситуацию морского боя.

Анализ упражнения:

  • Какие чувства ты испытывал во время игры?
  • Расскажи, кто победил?

  1. Игра «Что изменилось»

Цель: способствовать развитию внимания, умения переживать неудачу в игре.

Инструкция: на дне под водой лежат игрушки, запомни их расположение. После того, как ты отвернешься, я что-то изменю. Ты должен угадать, что изменилось.

Анализ упражнения:

  • Удалось ли тебе работать без ошибок?
  • Какие чувства ты испытывал, когда у тебя что-то не получалось?
  • Какие чувства ты испытывал, когда работал без ошибок?

  1. Расслабляющие упражнения.

  1. Итог занятия.

  1. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности.

Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, кассета «Глубокие воды», фартуки.

Процедура проведения

  1. Приветствие.

  1. Повторение правил работы с водой

  1. Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, снять эмоциональное напряжение.

Задача: учить взаимодействию, умению говорить о своих чувствах, напряжению и расслаблению.

Упражнения, выполняемые на поверхности воды

Касания ладошками воды

Инструкция: положи ладошки на поверхность воды (можно закрыть глаза), постарайся отследить свои чувства. Переверни ладошки стороной, подумай, что изменилось в твоих ощущениях.

Поглаживание поверхности воды

Инструкция: погладь поверхность воды ладошками.

Рассекание воды ладошками

Инструкция: сложи пальчики вместе, ладошки напряги, рассекай воду ладошками вот так (психолог показывает).

«Между пальцев»

Инструкция: разомкни пальчики, напряги ладошки. Пропускай воду между пальчиками, расслабь ладошки. Чередуй напряжение и расслабление ладошек.

Битье ладошками по поверхности воды

Инструкция: похлопай ладошками по поверхности воды.

Анализ упражнений:

  • Какая вода?
  • Что ты чувствовал при работе с водой?
  • Тебе было приятно или нет?
  • Какое упражнение понравилось больше?

  1. Игра «Кто где живет?»

Цель: расширение кругозора.

Инструкция: найди игрушки-зверюшки, те, которые живут в песке, и те, которые живут в воде. Положи в то место, где они живут

Анализ упражнений:

  • Кто где живет?
  • Что ты о них знаешь?
  • Какого зверька ты взял бы себе в друзья? Почему?

  1. Игра «Построение подводного царства»

Цель: развитие творчества, оценка креативности.

Инструкция: построй подводное царство. Придумай рассказ или сказку.

Анализ игры:

  • Расскажи, что это?
  • Кто живет в подводном царстве?
  • Как ты к ним относишься?

  1. Расслабляющие упражнения (кассета «Глубокие воды» – очаровательная и грациозная музыка).

  1. Итог занятия.

  1. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности.

Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, кассета «Глубокие воды», фартуки, три стаканчика, блестки, глина.

Процедура проведения

  1. Приветствие.

  1. Повторение правил работы с водой.

  1. Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью (Занятие 3).

  1. Опыты «Тяжелый – легкий»

Цель: способствовать развитию любознательности, исследовательских навыков.

Инструкция: перед тобой разные предметы, попробуй, опустив их в воду, посмотреть, что произойдет.

Анализ:

  • Как ты думаешь, почему одни предметы тонут, а другие нет?
  • Можно ли, взяв предмет в руки, определить, утонет он или нет?
  • Где люди используют эти качества предметов?

  1. Игра «Утонет – не утонет».

Инструкция: взяв в руки предмет, попробуй определить, утонет он или нет. Проверь, опустив его в воду.

Анализ:

  • Что ты узнал сегодня нового?
  • Интересно тебе было заниматься опытами?

  1. Расслабляющие упражнения.

  1. Игра «Настроение, похожее на салют»

Цель: учить различать хорошие и плохие мысли, развивать умение управлять своим настроением.

Инструкция. На столе находятся три стакана с водой. Психолог обращается к ребенку: «Когда ты чувствуешь себя хорошо, у тебя все получается, ты всем доволен и всех любишь. В это время твое настроение похоже на чистую воду. Твои мысли ясные и чистые (показывает первый стакан с чистой водой).

Когда тебе в голову приходят отличные идеи, то мысли становятся похожими на салют: они блестят и переливаются, как вода в другом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

Но бывает, что твои мысли грустны и неприятны, или тебе плохо или обидно, тогда твои мысли похожи на грязную, мутную воду (бросает в третий стакан кусочек глины)».

Анализ:

  • Было ли у тебя такое состояние? Когда?
  • Что ты чувствовал при этом?
  • Как выходил из таких состояний?
  • Нужно ли ждать, когда плохое настроение пройдет?
  • Что нужно сделать, чтобы оно прошло?

«Секрет-правило», помогающее исправить плохое настроение: подумай о хорошем, и будет хорошо!

Перечисли мысли, создающие плохое и хорошее настроение.

  • Можно ли грустить, когда улыбаешься?

Вывод: ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отношение к ней.

  1. Итог занятия.

  1. Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: проработка психоэмоциональных проблем: агрессии, страхов, замкнутости; выработка навыков гигиены.

Оборудование: бассейн с водой, игрушки для воды, магнитофон, кассета «Глубокие воды», фартуки, два ведерка, разные сосуды.

Процедура проведения

  1. Приветствие.

  1. Повторение правил работы с водой.

  1. Упражнения на поверхности воды, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью (см. занятие 2).

  1. Игра «Кто быстрей»

Цель: учить взаимодействию.

Инструкция: У каждого свое ведерко, заполнить его пригоршнями воды. Кто быстрее?

Анализ:

  • Хотелось ли тебе победить?
  • Какие чувства ты испытывал?
  • Рад ли ты за выигрыш другого?

  1. Опыты с водой

Цель: способствовать развитию наблюдательности.

Инструкция: вода, как и любые другие предметы, имеет определенные свойства. Сегодня мы будем исследовать с тобой эти свойства. Потрогай воду руками (дается вода разной температуры: холодная, комнатной температуры и теплая).

  • Набери воду в стакан, посмотри какого она цвета.
  • Понюхай воду.
  • Возьми два сосуда, налей в них воду. Как ты думаешь, в какой из них больше (меньше) поместилось воды?
  • Налей воду в эти сосуды (берутся сосуды различной формы).

Анализ:

  • Какая вода была на ощупь, по температуре?
  • Что ты можешь сказать о цвете воды? Имеет ли вода запах?
  • Как изменялась форма воды?

  1. Расслабляющие упражнения (Занятие 3).

  1. Игра «Купание кукол»

Цель: проигрывание различных ролей, выработка правильных гигиенических навыков, развитие навыков самообслуживания.

Инструкция: сегодня мы с тобой будем купать кукол. Для того чтобы искупать куклу, что нужно сделать? (Раздевание и одевание.)

Анализ:

Какие части тела ты знаешь?

Какие части тела называют интимными? Почему?

Какие правила личной гигиены ты знаешь?

Что необходимо иметь, чтобы искупать куклу?

  1. Итог занятия.

  1. Ритуал прощания (хорошо использовать разные сувениры).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной организованной деятельности педагога-психолога с детьми «Королевство зеркал»

Конспект разработан с целью развития социальной компетентности и эмоционально-личностной сферы, а также формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста ...

конспект совместной организованной деятельности педагога-психолога с детьми «Королевство зеркал»

Конспект разработан с целью развития социальной компетентности и эмоционально-личностной сферы, а также формирования навыков позитивного межличностного общения у детей старшего дошкольного возраст...

Семинар – практикум для родителей «Без игр ребенку прожить никак нельзя» (совместно с воспитателем, педагогом-психологом)

Работа с родителями - один из важных разделов работы учителя-логопеда. Участие в семинаре-практикуме воспитателя, педагога-психолога позволяет разносторонне осветить тему. Родители- первые воспитатели...

Сценарий совместного с родителями, педагогом-психологом, воспитателем и детьми новогоднего досуга "Елочка нарядная"

Создание праздничнего настроения, оформление новогоднего плаката для выставки детского творчества....

«Комфортная адаптация дошкольников как результат совместной работы воспитателя, педагога-психолога и родителей»

Адаптация ребенка — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей....